Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников
Подготовил: педагог-психолог
МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А.
«Психодиагностика» -
«Постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о конечном психологическом состоянии человека в целом или каком- либо отдельно взятом психологическом свойстве.
Предмет: Цели: Задачи:
При проведении любого вида диагностики
выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и осуществления квалифицированной коррекции развития ребенка.
индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений в их психическом развитии
- - индивидуализация обучения (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории развития и, в случае необходимости, коррекция особенностей его развития);
- -оптимизация работы с группой детей.
В плане развития ребенка психодиагностика необходима для:
- - обеспечения контроля за динамикой его развития;
- - предупреждения возможных отклонений;
- - определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;
- - оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.
Условия проведения психологической диагностики:
- 1. Осуществляется: а) при обращении родителей (законных представителей) ребенка
- б) по решению ПМПк ДОУ.
- 2. Допускается только с согласия родителей (законных представителей) ребенка;
- 3.Проводится в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда);
- 4.С ребенком работает только один педагог.
- 5. Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.
- 6. Обследование проводится только в игровой форме.
- 7. Установление позитивного контакта взрослого с ребенком( при нежелании ребенком выполнять задание, лучше отложить диагностику)
- 8.Данные результатов обследования используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Принципы психологической диагностики
- – комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
- – изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношениях с детьми и взрослыми ближайшего окружения .
- – педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
Виды диагностики
- 1. Скрининговая диагностика. Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
- 2. Углубленная психологическая диагностика . Проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития или отклонения и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
- 3. Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
- 4. Итоговая диагностика . Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Система распределения диагностического инструментария
Сфера проявления
Методы коррекции
Аффективно-личностная сфера:
-эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств, преобладающее настроение (злобность подавленность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность)
-Цветовой тест М.Люшера;
Интеллектуальное развитие:
-Тест С.Розенцвейга;
-наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
Тесты:
-восприятие;
-наличие фобических реакций, вредных привычек
-Hand-тест;
-«Какие предметы спрятались?»;
-память (зрительная, образная, слуховая моторная, смешанная);
-Детский тест тревожности Темпл-Дорки-Амен;
-«Чего не хватает?»(Р.Немов),«10 слов» (Д.Векслер);
-мышление (наглядно-действенное, словесно-логическое, образное); мыслительные операции
-Тест «Страхи в домиках»(М.А.Панфилова);
-Методика опосредованного запоминания (Л.Н.Леонтьев);
(анализ, синтез, обобщения, сравнения, классификация)
-Графические методики: «Несуществующее животное», «Кактус», «Семья в образах животных», «Автопортрет» и т.д.
-внимание (устойчивость, концентрация, объем, распределяемость, переключаемость);
«Нелепицы»;«Что здесь лишнее?»,«Раздели на группы»;
-«Кольца Лондольта»;«Систематизация»,(Н.Б.Венгер)
-воображение (вербальная, невербальная фантазия)
-«Схематизация»(Р.И.Бардина);Графический диктант;
-«Вербальная фантазия»;
-«Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)
-«Придумай сказку». » и т.д.
Система распределения диагностического инструментария
Самооценка (завышенная, заниженная)
Методика «Лесенка»;
Коммуникативные способности
«Шкала самооценки» (В.Г.Щур)
-тип общения со взрослыми, сверстниками;
-Социометрия «Два домика» (Р.И.Бардина);
Семейные взаимоотношения
-Методики Рене Жиля и «Три вопроса»;
Готовность к школе
-социальная приспособленность.
- Рисунок семьи;
- Тестовая беседа(С.А.Банков);
-сформированность навыков учебной деятельности;
-«Дом. Дерево. Человек»;
-Опросник «ребенок во взаимоотношениях с другими детьми»
-Тест Керна-Йразека;
-«Несуществующее животное»
-степень мотивационной готовности;
-социальная, психолого-педагогическая зрелость.
-Беседа о школе (Т.А.Нежнова);
-«Образец и правило» (Л.А.Венгер);
-Тест Раввена (серии А и Б);
-«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова)
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужна, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю...»
В. А. Сухомлинский