СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о конечном психологическом состоянии человека в целом или каком- либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников»

Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников Подготовил: педагог-психолог МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А.

Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников

Подготовил: педагог-психолог

МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А.

«Психодиагностика» -  «Постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о конечном психологическом состоянии человека в целом или каком- либо отдельно взятом психологическом свойстве.

«Психодиагностика» -

«Постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о конечном психологическом состоянии человека в целом или каком- либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Предмет: Цели: Задачи: При проведении любого вида диагностики выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и осуществления квалифицированной коррекции развития ребенка. индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений в их психическом развитии - индивидуализация обучения (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории развития и, в случае необходимости, коррекция особенностей его развития); -оптимизация работы с группой детей.

Предмет: Цели: Задачи:

При проведении любого вида диагностики

выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и осуществления квалифицированной коррекции развития ребенка.

индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений в их психическом развитии

  • - индивидуализация обучения (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории развития и, в случае необходимости, коррекция особенностей его развития);
  • -оптимизация работы с группой детей.
В плане развития ребенка психодиагностика необходима для:   - обеспечения контроля за динамикой его развития; - предупреждения возможных отклонений; - определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития; - оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.  

В плане развития ребенка психодиагностика необходима для:

  • - обеспечения контроля за динамикой его развития;
  • - предупреждения возможных отклонений;
  • - определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;
  • - оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

 

Условия проведения психологической диагностики:     1. Осуществляется: а) при обращении родителей (законных представителей) ребенка  б) по решению ПМПк ДОУ. 2. Допускается только с согласия родителей (законных представителей) ребенка; 3.Проводится в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда); 4.С ребенком работает только один педагог. 5. Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. 6. Обследование проводится только в игровой форме. 7. Установление позитивного контакта взрослого с ребенком( при нежелании ребенком выполнять задание, лучше отложить диагностику) 8.Данные результатов обследования используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.

Условия проведения психологической диагностики:

 

  • 1. Осуществляется: а) при обращении родителей (законных представителей) ребенка
  • б) по решению ПМПк ДОУ.
  • 2. Допускается только с согласия родителей (законных представителей) ребенка;
  • 3.Проводится в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда);
  • 4.С ребенком работает только один педагог.
  • 5. Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.
  • 6. Обследование проводится только в игровой форме.
  • 7. Установление позитивного контакта взрослого с ребенком( при нежелании ребенком выполнять задание, лучше отложить диагностику)
  • 8.Данные результатов обследования используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Принципы психологической диагностики – комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик; – изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношениях с детьми и взрослыми ближайшего окружения . – педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

Принципы психологической диагностики

  • – комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
  • – изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношениях с детьми и взрослыми ближайшего окружения .
  • – педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
Виды диагностики 1.  Скрининговая диагностика. Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. 2.  Углубленная психологическая диагностика . Проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития или отклонения и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах. 3.  Динамическое обследование ,  с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса. 4.   Итоговая диагностика .  Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Виды диагностики

  • 1.  Скрининговая диагностика. Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
  • 2.  Углубленная психологическая диагностика . Проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития или отклонения и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
  • 3.  Динамическое обследование с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
  • 4.   Итоговая диагностика Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Система распределения диагностического инструментария

Сфера проявления

Методы коррекции

Аффективно-личностная сфера:

-эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств, преобладающее настроение (злобность подавленность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность)

-Цветовой тест М.Люшера;

Интеллектуальное развитие:

-Тест С.Розенцвейга;

-наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

Тесты:

-восприятие;

-наличие фобических реакций, вредных привычек

-Hand-тест;

-«Какие предметы спрятались?»;

-память (зрительная, образная, слуховая моторная, смешанная);

-Детский тест тревожности Темпл-Дорки-Амен;

-«Чего не хватает?»(Р.Немов),«10 слов» (Д.Векслер);

-мышление (наглядно-действенное, словесно-логическое, образное); мыслительные операции

-Тест «Страхи в домиках»(М.А.Панфилова);

-Методика опосредованного запоминания (Л.Н.Леонтьев);

(анализ, синтез, обобщения, сравнения, классификация)

-Графические методики: «Несуществующее животное», «Кактус», «Семья в образах животных», «Автопортрет» и т.д.

-внимание (устойчивость, концентрация, объем, распределяемость, переключаемость);

«Нелепицы»;«Что здесь лишнее?»,«Раздели на группы»;

-«Кольца Лондольта»;«Систематизация»,(Н.Б.Венгер)

-воображение (вербальная, невербальная фантазия)

 

-«Схематизация»(Р.И.Бардина);Графический диктант;

-«Вербальная фантазия»;

 

-«Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)

-«Придумай сказку». » и т.д.

Система распределения диагностического инструментария Самооценка (завышенная, заниженная) Методика «Лесенка»; Коммуникативные способности «Шкала самооценки» (В.Г.Щур) -тип общения со взрослыми, сверстниками; -Социометрия «Два домика» (Р.И.Бардина); Семейные взаимоотношения -Методики Рене Жиля и «Три вопроса»; Готовность к школе -социальная приспособленность. - Рисунок семьи; - Тестовая беседа(С.А.Банков); -сформированность навыков учебной деятельности; -«Дом. Дерево. Человек»; -Опросник «ребенок во взаимоотношениях с другими детьми» -Тест Керна-Йразека; -«Несуществующее животное» -степень мотивационной готовности; -социальная, психолого-педагогическая зрелость. -Беседа о школе (Т.А.Нежнова); -«Образец и правило» (Л.А.Венгер); -Тест Раввена (серии А и Б); -«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова)

Система распределения диагностического инструментария

Самооценка (завышенная, заниженная)

Методика «Лесенка»;

Коммуникативные способности

«Шкала самооценки» (В.Г.Щур)

-тип общения со взрослыми, сверстниками;

-Социометрия «Два домика» (Р.И.Бардина);

Семейные взаимоотношения

-Методики Рене Жиля и «Три вопроса»;

Готовность к школе

-социальная приспособленность.

- Рисунок семьи;

- Тестовая беседа(С.А.Банков);

-сформированность навыков учебной деятельности;

-«Дом. Дерево. Человек»;

-Опросник «ребенок во взаимоотношениях с другими детьми»

-Тест Керна-Йразека;

-«Несуществующее животное»

-степень мотивационной готовности;

-социальная, психолого-педагогическая зрелость.

-Беседа о школе (Т.А.Нежнова);

-«Образец и правило» (Л.А.Венгер);

-Тест Раввена (серии А и Б);

-«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова)

 «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужна, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю...» В. А. Сухомлинский

«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужна, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю...»

В. А. Сухомлинский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!