СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая и социальная готовность к школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие рекомендации по определению психологической и социальной готовности к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая и социальная готовность к школе»

Общие рекомендации по определению психологической и социальной готовности к обучению в школе

Главные вопросы для изучения:

а) желание учиться в школе;

б) мотивация к учебе;

в) умение общаться, адекватно вести себя;

г) навыки организованности.

Уровни готовно­сти:

а) выше среднего (ребенок хочет идти в школу, осоз­нает важность и необходимость обучения, умеет органи­зовать свою деятельность и общение со сверстниками и взрослыми);

б) средний (усвоил принятые нормы поведения, уме­ет вести себя в группе, соотносить свои действия с дей­ствиями других детей, достаточно организован);

в) ниже среднего (в школу идти хочет, но привлекает его только внешняя сторона, недостаточно организован и адекватен в поведении, больше склонен к игре, не в полной мере готов к школе);

г) низкий (ребенок в школу идти не хочет, не прояв­ляет интереса к учебным занятиям, нормы поведения и общения усвоил плохо, поведение неорганизованно).

Учителю важно знать и основные характеристики здоровья учащихся, основной метод изучения — анализ медицинских карт ребенка.

I группа здоровья — отклонения в системах и функци­ях организма нет, наследственными хроническими забо­леваниями не отягощен, болеет редко.

II группа здоровья — отклонения в системах и функ­циях организма незначительные (дефекты зрения, слу­ха, нарушения в костно-мышечной системе — наруше­ния осанки, плоскостопие), повышенная утомляемость, болеет часто, склонность к хроническим заболеваниям.

III группа здоровья — значительные отклонения в си­стемах и функциях здоровья. Характер возможных от­клонений: хронические заболевания внутренних орга­нов (печени, почек, легких), пограничные расстройства нервной системы (невротические состояния, астеничес­кий синдром), отягощенность наследственными заболе­ваниями. Часто болеет.

Определяя уровень готовности к обучению в школе и оценивая уровень развития ребенка, учитель должен оценить:

1) развитие общеучебных умений и навыков;

2) развитие речи и мышления;

3) развитие эмоционально-волевой сферы.

Как помочь детям, испытывающим трудности в обучении

Если в классе выявлены дети, испытывающие труд­ности в обучении, учитель может помочь им, проведя цикл занятий по коррекционной программе.

Основная цель занятий — преодоление интеллектуальных трудно­стей, развитие творческого потенциала. Лучше занятия проводить в кругу, в группе из 7—8 человек (как маль­чики, так и девочки) продолжительностью по 35—40 минут. Очень важно, чтобы результаты выполнения за­даний сравнивались не с результатами других детей, а с предыдущими достижениями самого ребенка. Каждое упражнение предлагается детям вначале в максимально простом варианте, после выполнения — усложненный вариант.

Занятия на расширение состояния внимательности.

Цель проведения игр первого блока — расширение состояния внимательности у детей.

1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слуша­ют тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.

2. «Минутка». Ведущий просит детей внутренне из­мерить время, равное 1 минуте (60 с). Каждый подни­мает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.

3. «Что изменилось?». Упражнение проводится в не­скольких вариантах:

— что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

— что изменилось на столе в положении предметов (открыток)? (Время на рассмотрение — 10 с.)

— что изменилось в кругу? (Участники сидят в кру­гу, один закрывает глаза, по знаку ведущего двое меняются местами.)

4. «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски, тот дол­жен на доске пальцем «написать» букву.

5. «Корректор». Дети работают с текстами: необходи­мо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущен­ная буква.

6. «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:

— по росту;

— цвету волос (от светлого до темного);

— по первой букве фамилии (имени) — по алфави­ту;

— по дате рождения и т. п. (от январских до декабрь­ских).

Детям предлагается запомнить свое место в различ­ных вариантах построения. По команде ведущего дол­жны найти свое место в шеренге.

Занятия на тренировку памяти

Занятия второго блока направлены на тренировку па­мяти и рассмотрение объема запоминаемой информации.

1. «Что пропало?». Ведущий читает ряд слов (5—7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читает­ся не весь ряд, одно слово пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение зада­ния — восстановить весь ряд).

2. «Жил-был кот». Каждый участник называет опре­деление к слову «кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, весе­лый...» и т. д. (Могут быть и другие варианты.)

3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сна­чала повторить все сказанное раньше.

Занятия на развитие мыслительных способностей

При развитии мыслительных способностей у детей ставятся задачи: научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы, и мыслить критически, чтобы зада­вать вопросы и находить заблуждение.

1. Придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»;

б) оканчивающиеся на букву «т»;

в) имеющие в середине «чк».

2. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) белого (зеленого, красного) цвета;

б) прямоугольной (круглой) формы.

3. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

4. «Цепочка». Первый называет слово, второй — лю­бое другое. Третий должен составить из них предложе­ние. Затем придумывает свое слово.

Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых — начальная буква слова в предложении, которое нужно составить (например, н— к—к—т:

«На кресле — книга, тетрадь»,

«На крыше кирпичная труба» и т. п.)

Могут использоваться различные занимательные за­дачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

Занятия для развития воображения

Для развития воображения можно провести ряд за­нятий:

1. «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист складывают пополам. На что похожа полу­чившаяся фигура?

2. «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фи­гуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картин­ки.

3. «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т. д.

4. «Веселый хор». Детям предлагается разыграть ши­роко известную песню в лицах или спеть ее вместе как хор маленьких поросят, щенят и т. д.

5. «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всем известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

Как познакомить детей друг с другом...

Очень важно помочь детям познакомиться друг с другом — от этого напря­мую зависит самочувствие детей в школе. Гарантией за­рождения благоприятных отношений в любой группе незнакомых людей является организация их совместной деятельности на основе принципа «разнообразия»: чем больше видов деятельности, шире их разнообразие, чем чаще они меняются, тем быстрее люди раскрываются друг перед другом и легче идет их знакомство.

Учителю помогут в этом различные сюжетные игры по правилам поведения, подвижные игры, различные конкурсы (лепка, рисование, аппликация и т. д.). Очень широко сейчас в наших школах использу­ют прием работы с фотографиями детей. Еще во время поступления ребенка в школу родители готовят комп­лект его фотографий. Учитель оформляет красочные интересные стенды, в которых есть прорези для фото­графий, например: изображение класса, парт, внизу кар­ман с изображением доктора Айболита (в него помещают фотографии тех, кто болеет) и карман с изображением знаменитого Сыщика из м/ф «Бременские музыканты» (в него — фотографии тех, кто отсутствует по неизвест­ной причине) — эти манипуляции выполняют де­журные. Такой стенд очень полезен для воспитания привычки заботиться об одноклассниках, навещать больных, передавать по телефону или через родителей задания, справляться о здоровье.

Такой стенд может быть дополнен другими: «Наши именинники», «Обязанности в классе» (какие поруче­ния выполняют дети).

Достаточно широко используются многие подвиж­ные игры:

  • С мячом: тот, кому бросают мяч, поймав его, на­зывает свое имя и повторяет имя того, кто ему бро­сил мяч: «Я — Коля! Спасибо, Вова!»

  • Эту игру можно усложнить: поймав мяч, нужно назвать имена тех, кто стоит рядом.

  • Передавая мяч по кругу, нужно сказать: «Я не люб­лю ...» или, наоборот, «Я люблю...»

  • С любимыми игрушками: ребенок «представляет свою игрушку» (рассказывает, за что он любит ее), после чего все дети «знакомят» игрушки друг с другом.

Ребенок, трудно привыкающий к новой обстановке

Особое внимание учителю необходимо уделить тем, кто трудно привыкает к новой среде, кому сложнее ус­тановить контактные отношения с детьми. Иногда сигналом неблагополучия является отказ от игры самого ребенка или с ним отказываются играть дети. Учителю необходимо чутко определить, что вызы­вает неприязнь сверстников: физические недостатки, упрямство, медлительность, драчливость, грубость. Приметой нашего времени становится повышенная аг­рессивность детей. Создание нравственной атмосферы в классе должно стать постоянной заботой учителя, и для решения этой проблемы важен каждый момент школьной жизни первоклассников. И здесь нет мело­чей. Важно создавать ситуации, в которых дети могут проявить себя с лучшей стороны, привычно будут вес­ти себя доброжелательно. И очень хорошо, если учите­лю удается формировать традиции классного коллекти­ва: любое человеческое сообщество устойчиво только в том случае, если мотивы, объединяющие людей, возоб­новляются регулярно. Такими традициями могут стать процедуры приветствия и расставания, совместные про­гулки, поздравления именинников, празднование собы­тий школьной жизни и т. п. Но на начальном этапе адаптации очень важно организовывать совместную деятельность детей: и учебную и игровую. К примеру, не­сколько возможных совместных игр, целью которых яв­ляется, прежде всего, развитие коммуникативных спо­собностей.

Игры на развитие коммуникативных способностей

Игра «Сказочный город». При помощи учителя (воз­можно и привлечение родителей) дети вырезают, скле­ивают, раскрашивают — «строят» город, в котором не­обычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.

Игра «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учи­тель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю огово­рить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т. п.). Игра проходит в тишине. Нуж­но при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».

Игра «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы (не более 4 человек в группе), каждая группа до­говаривается, что будет рисовать, каждый рисует свою

часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90°, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисо­вано предыдущим «художником». После окончания ри­сунка группа придумывает ему название и демонстри­рует его всем.

Эти и многие другие игры помогают ребятам овладе­вать коммуникативными навыками, приучают к опре­деленному поведению в совместной деятельности. Важ­ным представляется и на учение распознаванию чувств и настроений других людей, для этого существуют раз­личные методики. К примеру, можно организовать игры, целью которых являются развитие внимания к настроению других людей, развитие умения изображать чувства других людей.

Игры на развитие чувственной сферы детей

Игра «Говорящая картина». Детям предлагается озву­чить сюжетную картину, догадаться о чувствах изобра­женных людей.

Игры с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверюшек в разных на­строениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, за­думчивости).

Игра «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, ко­торые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», ког­да в игровых ситуациях ребята учатся применению веж­ливых речевых оборотов и нормам поведения. Эти об­щие рекомендации к периоду адаптации детей к школьной жизни бывают явно недостаточными, если в классе обнаруживаются дети с различными поведенчес­кими проблемами и дети, испытывающие трудности в обучении. Важно как можно раньше выявить причины этих трудностей и организовать коррекционную работу.

Методика «Несуществующее животное»

Широко распространенная методика определения психического состояния и самооценки ребенка — мето­дика «Несуществующее животное».

Для проведения теста необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой или фломастером рисовать нельзя), лист белой бумаги стан­дартного размера, который располагают вертикально по отношению к ребенку. Вначале дается инструкция «Придумай и нарисуй несуществующее животное, назо­ви его несуществующим именем» (иногда необходимо уточнять несуществующее животное — это не персонаж мультфильма или фантастического фильма, это выду­манное только самим ребенком). В ходе рисования или сразу после окончания ребенку желательно задать во­просы: «Где живет твое животное? Что оно ест? Есть ли у него друзья? А враги? Если есть, то кто они (какие они)? Есть ли у него родители? Он один или есть много таких?

При анализе результатов рекомендуется учитывать следующие критерии оценки:

рисунок расположен в левой нижней части листа (маленький рисунок в левом верхнем углу), колеб­лющиеся, прерывающиеся линии, несоединенные углы, резко продавленные линии, видимые с об­ратной стороны листа, наличие штриховки внут­ри контура фигуры — показатели состояния тре­вожности;

положение рисунка ближе к нижней части листа (чем ближе к нижнему краю, тем больше выраже­но) — показатели низкой самооценки;

слабая паутинообразная линия, направление линий преимущественно сверху вниз, мелкие рисунки, малый объем деталей фигуры, заполнения конту­ра — показатели астенизированности, низкой энергетики, депрессивности;

показатели степени агрессивности выражаются ко­личеством, расположением и характером острых углов, прямые символы агрессии: ногти, клювы, зубы;

показатели психологической защиты определяются так: агрессивные формы защиты шипы, выступы, иглы, острые углы на рисунке; опасение и подо­зрение — щиты, заслоны, удвоение линий; тре­вожные формы защиты — затемнение, замазы­вание линий контура. Направленность защиты определяется соответственно ее пространственно­му расположению: верхний контур — против стар­ших по возрасту; нижний контур — защита против насмешек младших и сверстников; боковые кон­туры — готовность к постоянной защите.

Игры в помощь детям с низкой самооценкой

Для помощи детям с низкой самооценкой можно предложить ряд игр, цель которых — активизация зна­ний и представлений о себе, акцент на позитивных сто­ронах собственной личности:

1. «Жмурки». Водящему завязывают глаза, остальные движутся вокруг него. Поймав кого-либо, водящий дол­жен назвать имя пойманного, после чего они меняются местами.

2. «Добрый-злой мяч». Участники игры становятся в круг и кидают мяч друг другу. «Добрый» мяч легко поймать, «злой» — трудно. Тот, кому бросили мяч, угадыва­ет, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

3. «Отвечай». Стоя в кругу и бросая друг другу мяч, дети задают самые различные вопросы: «Что ты лю­бишь?», «Чем нравится заниматься?», «Что делал?». Поймавший мяч дает ответ на вопрос, затем бросает мяч другому со своим вопросом.

4. «Кто ты?» Дети по кругу называют относящиеся к ним понятия (дочь, ученик, девочка, сестра и т. д.), стремясь дать их как можно больше.

5. «Рассказ о себе». Каждый участник рассказывает о себе что-то хорошее — о своей семье, о своих увлечени­ях и умениях.

6. «Художники». Все вместе рисуют общий рисунок на тему «Мое настроение».

Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни

Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

1. «Что у меня не получается и что у меня получается».

2. «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу еще».

3. «Что я люблю».

4. «Совместный рассказ» (один из участников начи­нает, следующий продолжает так, чтобы получался ве­селый, добрый рассказ).

Все эти игры не отнимают много времени и сил у учителя, но приносят ощутимую пользу, помогая сфор­мировать комфортную атмосферу, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.