Общие рекомендации по определению психологической и социальной готовности к обучению в школе
Главные вопросы для изучения:
а) желание учиться в школе;
б) мотивация к учебе;
в) умение общаться, адекватно вести себя;
г) навыки организованности.
Уровни готовности:
а) выше среднего (ребенок хочет идти в школу, осознает важность и необходимость обучения, умеет организовать свою деятельность и общение со сверстниками и взрослыми);
б) средний (усвоил принятые нормы поведения, умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, достаточно организован);
в) ниже среднего (в школу идти хочет, но привлекает его только внешняя сторона, недостаточно организован и адекватен в поведении, больше склонен к игре, не в полной мере готов к школе);
г) низкий (ребенок в школу идти не хочет, не проявляет интереса к учебным занятиям, нормы поведения и общения усвоил плохо, поведение неорганизованно).
Учителю важно знать и основные характеристики здоровья учащихся, основной метод изучения — анализ медицинских карт ребенка.
I группа здоровья — отклонения в системах и функциях организма нет, наследственными хроническими заболеваниями не отягощен, болеет редко.
II группа здоровья — отклонения в системах и функциях организма незначительные (дефекты зрения, слуха, нарушения в костно-мышечной системе — нарушения осанки, плоскостопие), повышенная утомляемость, болеет часто, склонность к хроническим заболеваниям.
III группа здоровья — значительные отклонения в системах и функциях здоровья. Характер возможных отклонений: хронические заболевания внутренних органов (печени, почек, легких), пограничные расстройства нервной системы (невротические состояния, астенический синдром), отягощенность наследственными заболеваниями. Часто болеет.
Определяя уровень готовности к обучению в школе и оценивая уровень развития ребенка, учитель должен оценить:
1) развитие общеучебных умений и навыков;
2) развитие речи и мышления;
3) развитие эмоционально-волевой сферы.
Как помочь детям, испытывающим трудности в обучении
Если в классе выявлены дети, испытывающие трудности в обучении, учитель может помочь им, проведя цикл занятий по коррекционной программе.
Основная цель занятий — преодоление интеллектуальных трудностей, развитие творческого потенциала. Лучше занятия проводить в кругу, в группе из 7—8 человек (как мальчики, так и девочки) продолжительностью по 35—40 минут. Очень важно, чтобы результаты выполнения заданий сравнивались не с результатами других детей, а с предыдущими достижениями самого ребенка. Каждое упражнение предлагается детям вначале в максимально простом варианте, после выполнения — усложненный вариант.
Занятия на расширение состояния внимательности.
Цель проведения игр первого блока — расширение состояния внимательности у детей.
1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.
2. «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 с). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.
3. «Что изменилось?». Упражнение проводится в нескольких вариантах:
— что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?
— что изменилось на столе в положении предметов (открыток)? (Время на рассмотрение — 10 с.)
— что изменилось в кругу? (Участники сидят в кругу, один закрывает глаза, по знаку ведущего двое меняются местами.)
4. «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски, тот должен на доске пальцем «написать» букву.
5. «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.
6. «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:
— по росту;
— цвету волос (от светлого до темного);
— по первой букве фамилии (имени) — по алфавиту;
— по дате рождения и т. п. (от январских до декабрьских).
Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.
Занятия на тренировку памяти
Занятия второго блока направлены на тренировку памяти и рассмотрение объема запоминаемой информации.
1. «Что пропало?». Ведущий читает ряд слов (5—7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания — восстановить весь ряд).
2. «Жил-был кот». Каждый участник называет определение к слову «кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый...» и т. д. (Могут быть и другие варианты.)
3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.
Занятия на развитие мыслительных способностей
При развитии мыслительных способностей у детей ставятся задачи: научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы, и мыслить критически, чтобы задавать вопросы и находить заблуждение.
1. Придумать слова с заданной буквой:
а) начинающиеся на букву «а»;
б) оканчивающиеся на букву «т»;
в) имеющие в середине «чк».
2. Перечислить объекты с заданным признаком:
а) белого (зеленого, красного) цвета;
б) прямоугольной (круглой) формы.
3. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
4. «Цепочка». Первый называет слово, второй — любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово.
Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых — начальная буква слова в предложении, которое нужно составить (например, н— к—к—т:
«На кресле — книга, тетрадь»,
«На крыше кирпичная труба» и т. п.)
Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.
Занятия для развития воображения
Для развития воображения можно провести ряд занятий:
1. «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист складывают пополам. На что похожа получившаяся фигура?
2. «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.
3. «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т. д.
4. «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть ее вместе как хор маленьких поросят, щенят и т. д.
5. «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всем известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).
Как познакомить детей друг с другом...
Очень важно помочь детям познакомиться друг с другом — от этого напрямую зависит самочувствие детей в школе. Гарантией зарождения благоприятных отношений в любой группе незнакомых людей является организация их совместной деятельности на основе принципа «разнообразия»: чем больше видов деятельности, шире их разнообразие, чем чаще они меняются, тем быстрее люди раскрываются друг перед другом и легче идет их знакомство.
Учителю помогут в этом различные сюжетные игры по правилам поведения, подвижные игры, различные конкурсы (лепка, рисование, аппликация и т. д.). Очень широко сейчас в наших школах используют прием работы с фотографиями детей. Еще во время поступления ребенка в школу родители готовят комплект его фотографий. Учитель оформляет красочные интересные стенды, в которых есть прорези для фотографий, например: изображение класса, парт, внизу карман с изображением доктора Айболита (в него помещают фотографии тех, кто болеет) и карман с изображением знаменитого Сыщика из м/ф «Бременские музыканты» (в него — фотографии тех, кто отсутствует по неизвестной причине) — эти манипуляции выполняют дежурные. Такой стенд очень полезен для воспитания привычки заботиться об одноклассниках, навещать больных, передавать по телефону или через родителей задания, справляться о здоровье.
Такой стенд может быть дополнен другими: «Наши именинники», «Обязанности в классе» (какие поручения выполняют дети).
Достаточно широко используются многие подвижные игры:
С мячом: тот, кому бросают мяч, поймав его, называет свое имя и повторяет имя того, кто ему бросил мяч: «Я — Коля! Спасибо, Вова!»
Эту игру можно усложнить: поймав мяч, нужно назвать имена тех, кто стоит рядом.
Передавая мяч по кругу, нужно сказать: «Я не люблю ...» или, наоборот, «Я люблю...»
С любимыми игрушками: ребенок «представляет свою игрушку» (рассказывает, за что он любит ее), после чего все дети «знакомят» игрушки друг с другом.
Ребенок, трудно привыкающий к новой обстановке
Особое внимание учителю необходимо уделить тем, кто трудно привыкает к новой среде, кому сложнее установить контактные отношения с детьми. Иногда сигналом неблагополучия является отказ от игры самого ребенка или с ним отказываются играть дети. Учителю необходимо чутко определить, что вызывает неприязнь сверстников: физические недостатки, упрямство, медлительность, драчливость, грубость. Приметой нашего времени становится повышенная агрессивность детей. Создание нравственной атмосферы в классе должно стать постоянной заботой учителя, и для решения этой проблемы важен каждый момент школьной жизни первоклассников. И здесь нет мелочей. Важно создавать ситуации, в которых дети могут проявить себя с лучшей стороны, привычно будут вести себя доброжелательно. И очень хорошо, если учителю удается формировать традиции классного коллектива: любое человеческое сообщество устойчиво только в том случае, если мотивы, объединяющие людей, возобновляются регулярно. Такими традициями могут стать процедуры приветствия и расставания, совместные прогулки, поздравления именинников, празднование событий школьной жизни и т. п. Но на начальном этапе адаптации очень важно организовывать совместную деятельность детей: и учебную и игровую. К примеру, несколько возможных совместных игр, целью которых является, прежде всего, развитие коммуникативных способностей.
Игры на развитие коммуникативных способностей
Игра «Сказочный город». При помощи учителя (возможно и привлечение родителей) дети вырезают, склеивают, раскрашивают — «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.
Игра «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т. п.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».
Игра «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы (не более 4 человек в группе), каждая группа договаривается, что будет рисовать, каждый рисует свою
часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90°, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему название и демонстрирует его всем.
Эти и многие другие игры помогают ребятам овладевать коммуникативными навыками, приучают к определенному поведению в совместной деятельности. Важным представляется и на учение распознаванию чувств и настроений других людей, для этого существуют различные методики. К примеру, можно организовать игры, целью которых являются развитие внимания к настроению других людей, развитие умения изображать чувства других людей.
Игры на развитие чувственной сферы детей
Игра «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.
Игры с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверюшек в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).
Игра «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения. Эти общие рекомендации к периоду адаптации детей к школьной жизни бывают явно недостаточными, если в классе обнаруживаются дети с различными поведенческими проблемами и дети, испытывающие трудности в обучении. Важно как можно раньше выявить причины этих трудностей и организовать коррекционную работу.
Методика «Несуществующее животное»
Широко распространенная методика определения психического состояния и самооценки ребенка — методика «Несуществующее животное».
Для проведения теста необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой или фломастером рисовать нельзя), лист белой бумаги стандартного размера, который располагают вертикально по отношению к ребенку. Вначале дается инструкция «Придумай и нарисуй несуществующее животное, назови его несуществующим именем» (иногда необходимо уточнять несуществующее животное — это не персонаж мультфильма или фантастического фильма, это выдуманное только самим ребенком). В ходе рисования или сразу после окончания ребенку желательно задать вопросы: «Где живет твое животное? Что оно ест? Есть ли у него друзья? А враги? Если есть, то кто они (какие они)? Есть ли у него родители? Он один или есть много таких?
При анализе результатов рекомендуется учитывать следующие критерии оценки:
— рисунок расположен в левой нижней части листа (маленький рисунок в левом верхнем углу), колеблющиеся, прерывающиеся линии, несоединенные углы, резко продавленные линии, видимые с обратной стороны листа, наличие штриховки внутри контура фигуры — показатели состояния тревожности;
— положение рисунка ближе к нижней части листа (чем ближе к нижнему краю, тем больше выражено) — показатели низкой самооценки;
— слабая паутинообразная линия, направление линий преимущественно сверху вниз, мелкие рисунки, малый объем деталей фигуры, заполнения контура — показатели астенизированности, низкой энергетики, депрессивности;
— показатели степени агрессивности выражаются количеством, расположением и характером острых углов, прямые символы агрессии: ногти, клювы, зубы;
— показатели психологической защиты определяются так: агрессивные формы защиты шипы, выступы, иглы, острые углы на рисунке; опасение и подозрение — щиты, заслоны, удвоение линий; тревожные формы защиты — затемнение, замазывание линий контура. Направленность защиты определяется соответственно ее пространственному расположению: верхний контур — против старших по возрасту; нижний контур — защита против насмешек младших и сверстников; боковые контуры — готовность к постоянной защите.
Игры в помощь детям с низкой самооценкой
Для помощи детям с низкой самооценкой можно предложить ряд игр, цель которых — активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности:
1. «Жмурки». Водящему завязывают глаза, остальные движутся вокруг него. Поймав кого-либо, водящий должен назвать имя пойманного, после чего они меняются местами.
2. «Добрый-злой мяч». Участники игры становятся в круг и кидают мяч друг другу. «Добрый» мяч легко поймать, «злой» — трудно. Тот, кому бросили мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».
3. «Отвечай». Стоя в кругу и бросая друг другу мяч, дети задают самые различные вопросы: «Что ты любишь?», «Чем нравится заниматься?», «Что делал?». Поймавший мяч дает ответ на вопрос, затем бросает мяч другому со своим вопросом.
4. «Кто ты?» Дети по кругу называют относящиеся к ним понятия (дочь, ученик, девочка, сестра и т. д.), стремясь дать их как можно больше.
5. «Рассказ о себе». Каждый участник рассказывает о себе что-то хорошее — о своей семье, о своих увлечениях и умениях.
6. «Художники». Все вместе рисуют общий рисунок на тему «Мое настроение».
Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни
Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:
1. «Что у меня не получается и что у меня получается».
2. «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу еще».
3. «Что я люблю».
4. «Совместный рассказ» (один из участников начинает, следующий продолжает так, чтобы получался веселый, добрый рассказ).
Все эти игры не отнимают много времени и сил у учителя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.