ПЛАН
Психологического семинара
Тема: «Психологические особенности семейных отношений»
Цели:
Образовательные: - вырабатывать умение решения ситуационных
задач;
- учить анализировать, выделять
существенное в предлагаемом материале.
Развивающие: - способствовать развитию познавательных
интересов;
- развивать логическое мышление;
- вырабатывать умение делать самостоятельное
обоснование, выводы.
Воспитательные: - способствовать нравственному эстетическому
воспитанию;
- воспитывать активность, общительность,
объективность, целеустремленность;
- вызвать чувство ответственности, уважения к
другим людям.
Методические: - активизировать познавательную деятельность
студентов путем внедрения инновационных
технологий
Методы обучения: репродуктивный, демонстрационный, проблемный,
самостоятельная работа, работа в группах
Формы организации
учебного процесса: - фронтальная работа;
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- демонстрация видеосюжетов.
КМО: - мультимедийный видеопроектор,
- раздаточный материал,
- видеосюжеты по теме,
- плакаты.
Литература:
Антонов А.И. «Социология семьи». – М., 1996.
Вестермарк Э. «История брака». – М., 2001.
Ковалев С.В. «Психология современной семьи». - М., 1998.
Ковалев С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни». - М., 1991.
Шнейдер Л.Б. «Психология семейных отношений». – М., 2000.
Ход семинара
Организационный момент:
Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.
Сообщение темы семинара.
Мотивация деятельности, постановка цели и задач.
Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по теме семинара:
Психологический диктант.
Психолог раздает листы с вопросами (Приложение 1). На экране размещены ответы с нумерацией в произвольном порядке. Задача студентов, не совещаясь найти верные номера ответов за отведенный отрезок времени и проставить их напротив вопросов. Далее группы обмениваются опросными листами, и на экране появляется таблица с верными сочетаниями «вопрос-ответ». За каждый правильный ответ студенту начисляется 1 балл. После подсчета сумма баллов по каждому студенту сообщается психологу, и заноситься им в лист контроля всего семинара (Приложение 2).
4.2. Тест на превентивную удовлетворенность браком.
Студентам предлагаются бланки с тестом. После произведенных подсчетов предлагается интерпретация к нему.
4.3. Проверка знания различий в женской и мужской психологии.
На экране последовательно появляется 10 ситуаций взаимоотношения супругов. Задача студентов в каждой из них определить кому из супругов (жене или мужу) свойственно данное поведение. Ответы желательно комментировать. За каждый правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов.
4.4. «Семейные обязанности».
Каждой подгруппе предлагается на плакате распределить обязанности между супругами, проставив значок в соответствующей клетке. Далее представитель подгруппы аргументирует тот или иной выбор. Ответы оцениваются по 5-тибалльной шкале.
4.5. Анализ проблемных ситуаций.
Психолог предлагает разобрать, проанализировать проблемные ситуации. Студенты анализируют ситуации, делают выводы. Ответы оцениваются по 5-тибалльной шкале.
Просмотр видеосюжета.
4.6. Рефлексия.
Студенты получают индивидуальные карты рефлексии, заполняют их и сдают психологу.
Подведение итогов семинара.
Заключительное слово психолога, выдача рекомендаций каждому студенту.
Просмотр видеосюжета.
Приложение 1
Вопросы к психологическому диктанту
Воспитательная, экономическая, эмоциональная – это…
Семья – это…
Чаще всего основные семейные проблемы возникают из-за…
Тип семьи по количеству партнеров…
Если под одной крышей проживают несколько поколений, то это семья…
Патриархальные семьи – это те, в которых доминирующая роль принадлежит…
При каком типе семьи профессиональная и общественная деятельность обоих супругов равноважна?
Показатели добрачной привлекательности – это…
Факторы добрачного ухаживания способствующие стабильности семьи:
Какие брачные факторы препятствуют стабильности семьи?
Ключ
Возраст, образование, заработок, физическая привлекательность (8).
Моногамная, полигамная (4).
Мужчине (6).
Функции семьи (1).
Расхождение установок супругов, негативная оценка друзей, употребление алкоголя одним из супругов (10).
Коллективистской (7).
Разных психологических особенностей личности, несовподающих взглядов на воспитание детей, отношения к родителям супруга (супруги) (3).
Высшее образование, период ухаживания 1-1,5 года, положительная оценка семейной жизни родителей (9).
Сложная (расширенная) (5).
Малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (2).
Приложение 2
№ п/п | Ф.И. студента | Психологический диктант | Знание различий в женской и мужской психологии | Семейные обязанности | Анализ проблемных ситуации | Общая оценка за семинар |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |