СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы развивающего дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ДО нацелена на поддержку сохранения и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека и психолог имеет не последнюю роль в ДОУ для реализации поставленных задач.

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы развивающего дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.»

  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО

Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
  • Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
  Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком (Л.С. Выготский)  В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование ; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.  Глава 2,ст.10, п.4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком

(Л.С. Выготский)

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование ;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Глава 2,ст.10, п.4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ЧТО ПРИОБРЕТАЮТ / ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ

ЧТО ПРИОБРЕТАЮТ / ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ

         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Повышение психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием. Психологическое проектирование. Психологическая экспертиза. Оказание психологической помощи участникам образовательных отношений. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательных отношений.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Повышение психологической компетентности всех участников образовательных отношений.
  • Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием.
  • Психологическое проектирование.
  • Психологическая экспертиза.
  • Оказание психологической помощи участникам образовательных отношений.
  • Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательных отношений.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ МОиН РФ  от 17октября 2013 г. № 1155 Профессиональный стандарт педагога (Рабочая версия для общественно-профессионального обсуждения)
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ МОиН РФ

от 17октября 2013 г. № 1155

  • Профессиональный стандарт педагога (Рабочая версия для общественно-профессионального обсуждения)
Общие положения  Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

Общие положения

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

          ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;  ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;  ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;  ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
          ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.  ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;  у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;  ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
  • ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Своеобразие детского мышления Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения. Ребенок живет эмоциями. Целостность психики и мировосприятия.  Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Своеобразие детского мышления
  • Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения.
  • Ребенок живет эмоциями.
  • Целостность психики и мировосприятия.

Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста

3 условия достижения основной психологической цели дошкольного образования  Первое условие - развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. организация и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей;  родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку;  включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.

3 условия достижения основной психологической цели дошкольного образования

Первое условие - развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.

  • организация и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей;
  • родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку;
  • включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.

Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста . Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный , когда человек учится по собственной программе, и реактивный , когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка.

Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста .

  • Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный , когда человек учится по собственной программе, и реактивный , когда он способен учиться по программе другого.
  • Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно.
  • Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным.
  • Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения.
  • В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка.

Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры. игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций; игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности;  хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.

Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры.

  • игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций;
  • игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности;
  • хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры.

Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.

Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.

             Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.   Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

         ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ: Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  • Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
  • Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
  • Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.  Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.
  • Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
  • Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.
           Индивидуальный маршрут развития (ИМР) – составление ИМР – комплексная работа специалистов ДОО и родителей по составлению прогноза развития ребёнка с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации ИМР. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОО.

  • Индивидуальный маршрут развития (ИМР) – составление ИМР – комплексная работа специалистов ДОО и родителей по составлению прогноза развития ребёнка с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации ИМР.
  • Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОО.

   В связи с внедрением ФГОС к современному педагогу должны предъявляться новые требования: владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке; ориентация на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие воспитанников, учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности; способность общаться с другими участниками образовательного процесса; способность улучшать среду, проектировать психологически комфортную образовательную среду; обеспечение преемственности в психологическом сопровождении у детей дошкольного и младшего школьного возраста; умение применять здоровьесберегающие технологии.

В связи с внедрением ФГОС к современному педагогу должны предъявляться новые требования:

  • владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке;
  • ориентация на развитие креативной личности;
  • способность «видеть» многообразие воспитанников, учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности;
  • способность общаться с другими участниками образовательного процесса;
  • способность улучшать среду, проектировать психологически комфортную образовательную среду;
  • обеспечение преемственности в психологическом сопровождении у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • умение применять здоровьесберегающие технологии.

  На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные: нет общей психологической культуры общения; нет умения организовать деятельность детей; нет знаний о типологии детских проблем и детства в целом; нет умения работать с различными категориями детей; нет знаний психологии и физиологии детей; нет умения работать с другими участниками образовательных отношений.

На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные:

  • нет общей психологической культуры общения;
  • нет умения организовать деятельность детей;
  • нет знаний о типологии детских проблем и детства в целом;
  • нет умения работать с различными категориями детей;
  • нет знаний психологии и физиологии детей;
  • нет умения работать с другими участниками образовательных отношений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!