ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО
- Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком
(Л.С. Выготский)
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование ;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Глава 2,ст.10, п.4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ЧТО ПРИОБРЕТАЮТ / ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Повышение психологической компетентности всех участников образовательных отношений.
- Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием.
- Психологическое проектирование.
- Психологическая экспертиза.
- Оказание психологической помощи участникам образовательных отношений.
- Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательных отношений.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ МОиН РФ
от 17октября 2013 г. № 1155
- Профессиональный стандарт педагога (Рабочая версия для общественно-профессионального обсуждения)
Общие положения
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
- ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- Своеобразие детского мышления
- Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения.
- Целостность психики и мировосприятия.
Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста
3 условия достижения основной психологической цели дошкольного образования
Первое условие - развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.
- организация и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей;
- родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку;
- включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.
Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста .
- Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный , когда человек учится по собственной программе, и реактивный , когда он способен учиться по программе другого.
- Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно.
- Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным.
- Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения.
- В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка.
Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры.
- игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций;
- игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности;
- хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры.
Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.
Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.
Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:
- Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
- Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
- Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
- Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
- Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
- Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.
- Индивидуальный маршрут развития (ИМР) – составление ИМР – комплексная работа специалистов ДОО и родителей по составлению прогноза развития ребёнка с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации ИМР.
- Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОО.
В связи с внедрением ФГОС к современному педагогу должны предъявляться новые требования:
- владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке;
- ориентация на развитие креативной личности;
- способность «видеть» многообразие воспитанников, учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности;
- способность общаться с другими участниками образовательного процесса;
- способность улучшать среду, проектировать психологически комфортную образовательную среду;
- обеспечение преемственности в психологическом сопровождении у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- умение применять здоровьесберегающие технологии.
На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные:
- нет общей психологической культуры общения;
- нет умения организовать деятельность детей;
- нет знаний о типологии детских проблем и детства в целом;
- нет умения работать с различными категориями детей;
- нет знаний психологии и физиологии детей;
- нет умения работать с другими участниками образовательных отношений.