Психологические особенности старшего школьного возраста
О. И. Андрусик
ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС»
Подростковым возрастом считается период от 14 до 17 лет. Этот период также называют пубертатным (лат.pubertas, pubertatis – возмужалость, половая зрелость, синонимы – подростковый возраст, старший школьный возраст). Этот период в жизни каждого молодого человека характеризуется некоторыми особенностями. Психологи и врачи часто отмечают его как «переломный». Несмотря на то, что подростковый возраст с 14 до 17 лет, в последние годы отмечается более раннее развитие детей. Ученые пока не выявили причины этого явления. Но предполагают, что акселерация детей может быть связана с развитием цивилизации, урбанизацией населения, изменениями в характере питания. В последние годы дети стали потреблять больше сахара и белковой пищи.
Пубертатный период в жизни молодого человека является очень важным, ответственным и нелегким этапом. Часто молодые люди именно в этот период чувствуют внутреннюю дисгармонию. В этот период происходит активный рост тела. Но этот процесс проходит неравномерно. Сильно может вытянуться тело, непропорционально растут конечности. Подросток просто не успевает привыкнуть к быстрому росту, в его движениях прослеживается угловатость, а походка приобретает «неуклюжесть». Ни мальчик, ни девочка еще не перешли во взрослый мир, но уже покинули детство. Отсюда можно увидеть двойственность их поступков. В первую очередь это связано с перестройкой гормональной системы организма, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Безусловно, все это накладывает свой отпечаток на психическое состояние старшеклассников. Часто можно наблюдать необдуманные с т.з. логики поступки. Что касается эмоциональной сферы, здесь наблюдается повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире.
При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются такие качества, как самостоятельность, уравновешенность и самоконтроль. Очевидно, именно эмоциональной неустойчивостью можно объяснить тот факт, что на этот возраст приходится значительный процент суицидальных попыток.
В старшем школьном возрасте начинается новая фаза психосексуального развития. Этот период первых эмоциональных переживаний, первой влюбленности. В это период молодые люди открывают для себя совершенно иной мир. Им кажется, что ничего не может быть лучше. Часто они совсем забрасывают учебу, либо успеваемость сильно снижается. Также прослеживается стремление избавиться от контроля родителей. Ведь именно в этот момент они чувствуют себя такими взрослыми и самостоятельными, что забывают обо всем. Подростковая любовь не так часто может перерасти во что-то большее. Но, если чувства взаимны, то они сыграют важную роль в становлении личности. Однако это встречается редко. Гораздо чаще подросткам приходится переживать любовь безответную и испытывать разочарование. И это может нанести сокрушительный удар по самооценке.
В период старшего школьного возраста чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но, если раньше оно носило поверхностный характер, то теперь общение становиться более интересным и глубинным.
В подростковом возрасте отмечается изменение взаимоотношений с взрослыми. В отношениях может появиться грубость, раздражительность, критичное отношение к родителям и другим взрослым. Родители часто не понимают, что общение с подростком должно строиться несколько иначе, чем раньше. Родители не всегда понимают, что следует разрешать, а что запрещать. Это и может создать непростую ситуацию.
В период взросления у подростков, повышаются интеллектуальные способности. Юноши и девушки становятся более наблюдательными, мыслят логичнее. Появляется способность к анализу и критическому отношению к себе и окружающим.
Немаловажное место в жизни старшеклассника занимает вопрос выбора будущей профессии. Если подросток серьезно подходит к этому, задумывается над своим будущим, то при внимательном отношении и помощи взрослых, он начинает заниматься самостоятельно.
Когда молодой человек уже четко знает, в каком направлении он будет развиваться, в какое учебное заведение он будет поступать, какому виду деятельности он посвятит свою жизнь, он все свое свободное время начинает посвящать изучению наук, которые ему будут необходимы. Больше времени отводится чтению, подросток пытается узнать больше информации о предмете своих увлечений. Но если, старшеклассник не определился с направлением своего развития, происходит либо спад в изучении наук, либо интересы распределяются равномерно.
В это время система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение старшего школьника. Он уже самостоятельно может разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающих людей и своих собственных.
Что касается речи, то она становится более богатой и содержательной. Интенсивно формируются различные интересы – познавательные, общественно- политические, эстетические и этические, причем они становятся более устойчивыми и действенными. Старшеклассники уже не просто интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике.
В большей степени подростки сохраняют оптимистическую самооценку. Она не слишком высока и в ней гармонично сочетаются желания, притязания и оценка собственных возможностей. Хотя есть и те, кто не столь уверен в себе.
Ранняя юность – очень сложный этап в развитии человека. Психология старшего школьника полна противоречий. Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни, и в этом возрасте им как никогда нужна поддержка родителей и педагогов.
Литература
Словари и энциклопедии на Академике –(электронный ресурс) режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/700
Подростковая любовь – (электронный ресурс) режим доступа http://womanadvice.ru/podrostkovaya-lybov
Подростковая любовь – (электронный ресурс) режим доступа http://mamapedia.com.ua/razvitie-rebenka/podrostkovai-lubov.html
Психологические особенности старшего школьного возраста. Возрастной портрет - (электронный ресурс) режим доступа http://kir.lokos.net/Portals/0/Psihologi/
Психологические особенности старшего школьного возраста. (Медицинский справочник) - (электронный ресурс) режим доступа http://www.medical-enc.ru/15/polovoe-vospitanie/psihologicheskie-osobennosti-detey-starshego-shkolnogo-vozrasta.shtml
Психологические особенности старшего школьного возраста и их влияние на учебный процесс (электронный ресурс) режим доступа http://veselajashkola.ru/shkola/psixologicheskie-osobennosti-starshego-shkolnogo-vozrasta-i-ix-vliyanie-na-uchebnyj-process/