СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие "Мы команда?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое занятие направлено на формирование навыков конструктивного взаимодействия. Рекомендуется проводить с обучающимися 3-5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Мы команда?"»

Тема занятия: «Мы команда?»

3 класс

Источник: «Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе» Под ред. С.В. Кривцовой.

Цель: групповое сплочение, формирование навыков взаимодействия обучающихся в команде.

Задачи:

  1. дать возможность почувствовать, что каждый из нас включен в систему отношений, может активно действовать внутри неё и исследовать её;

  2. дать возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию;

  3. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в группе в этот момент времени.

Навыки, над которыми работаем:

  • умение следовать полученной инструкции

  • умение договариваться

  • умение признавать свои ошибки

  • умение проигрывать

Материалы: три верёвки по 2 метра, фломастеры, одеяло, животных, клубок ниток (веревка).


Ход занятия

- Сегодня на занятии нам предстоит выяснить: являемся ли мы командой?

1. Упражнение «Настроение как погода».

- Давайте узнаем, какой психологический климат у нас сегодня на занятии – теплый или холодный? Нарисуйте свое настроение в виде условных обозначений погоды: у вас погода солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная или штормовое предупреждение?

Дети демонстрируют свои рисунки, говорят о соответствующих чувствах.

- Прежде, чем выяснить, являемся ли мы командой, давайте узнаем, какие отношения в нашей группе.

2. Разминка «Путаница».

Выбирается один участник, который будет наблюдателем в этом упражнении. Остальные встают в круг. Нужно крепко взяться за руки и не размыкать руки до окончания упражнения. За одну минуту нужно «запутаться». При этом можно передвигаться внутри круга, перешагивать через руки других ребят, подлезать под ними. Затем наблюдателю предстоит распутать путаницу.

- Как и в этом упражнении с разными людьми мы можем находиться в запутанных отношениях. С кем – то мы чаще встречаемся и много времени проводим вместе, а кого – то мы видим редко и нас связывают общие переживания.

- Как легче распутать цепочку, находясь внутри или снаружи «отношений», посмотрев на путаницу со стороны или являясь вовлеченным в неё?


3. Упражнение «Хорошие отношения».

- Давайте подумаем, какие отношения с человеком считаются хорошими?

Хорошие отношения

  • отношения, в которых мы стараемся понять человека

  • умеем простить его и принять таким, какой он есть

  • умеем договариваться, уступать

Возьмите клубок ниток, назовите человека из нашей группы (можно любого человека), с которым у вас самые хорошие отношения и передайте ему клубок. Крепко держите свою ниточку. Получилась паутинка хороших отношений, паутинка дружбы.

4. Упражнение «Планеты и орбиты».

- Давайте посмотрим – какие отношения в нашей группе сейчас. Человек, стоящий в центре – солнце, закрывает глаза. Вы все занимаете место на любой орбите. На первую, самую близкую к солнцу орбиту встают те, кто с этим человеком дружит, проводит много времени вместе. Знак этих отношений «Сердце» (положить на орбиту). Вторая орбита – для тех, кто в хороших отношениях с этим человеком, но не в таких близких, как на первой орбите. Знак этих отношений «Смайлик». Третья орбита для тех, кто не очень хорошо понимает, какие отношения связывают его с этим человеком, или для тех, кто старается с ним не общаться по разным причинам. Знак непонятных отношений «Вопросительный знак» (положить соответствующие знаки на эти орбиты).

Затем участник «солнце» высказывает свои предположения – кто где стоит. Если расположение кого – то было угадано, участник говорит: да, я здесь. Затем участник открывает глаза:

-Что ты почувствовал, когда увидел ребят? Ты удивлен? Ты узнал что – нибудь новое про ваши взаимоотношения? То, что вы сегодня увидели, - это отношения сейчас, а на следующей неделе или даже завтра все может измениться.


  1. Мы с вами определили отношения в нашей группе, а теперь давайте проверим: являемся ли мы настоящей командой? А что такое настоящая команда? Что важно для успешной работы вместе? (обсуждение).

Чтобы быть хорошей командой нужно

  • уметь договариваться

  • уметь уступать

  • уметь действовать вместе для достижения цели

  • учитывать интересы других

  • принимать на себя ответственность

  1. Упражнение «Переверни одеяло».

- Проверим, как мы умеем договариваться , действовать вместе для достижения цели.

На полу расстилается одеяло. Вся группа встает на это одеяло. Задача ребят – перевернуть одеяло под группой так, чтобы поверхность одеяла, на которой они стоят, оказалась внизу. Во время выполнения задания нельзя выходить за пределы одеяла. Детям нужно договориться, какими способами можно попробовать это сделать. Дается 2-3 минуты на обсуждение. Одеяло нужно перевернуть в течении следующих 5 минут. Обсудить. Какие стратегии они использовали. Удалось ли донести свой план до команды? Поняли ли его остальные участники? Все ли следовали одному плану, или каждый делал что-то свое? Если удалось перевернуть одеяло, то благодаря чему или кому? Если не удалось, что нужно было делать, а чего не делать?


  1. Упражнение «Удержи фломастеры».

- Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев фломастеры (карандаши). Расстояние между соседями 50-60 см. Группы, не отпуская фломастеры, синхронно выполняют задания:

- поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;

- вытянуть руки вперед, отвести назад;

- сделать шаг вперед, два шага назад и снова шаг вперед:

- присесть всем вместе, а потом попробовать встать.

Если у группы всё получилось – можно попробовать перестать давать четкие команды. Включить музыку, предложить группам устроить коллективный танец. Теперь от каждого участника будет зависеть, что произойдет в группе.

Обсуждение:
- какие действия должен выполнять каждый участник, чтобы фломастеры не падали?
-как можно установить с группой такое взаимопонимание, научиться чувствовать другого человека?

Это упражнение учит взаимодействию и взаимопониманию. Благодаря такому упражнению мы становимся одной командой.


  1. Заключительное обсуждение.

Давайте с вами ответим на главный вопрос нашего занятия: мы уже команда или только пытаемся стать дружной командой?

Рефлексия.

-Что понравилось на занятии, удивило? Какие чувства появились в конце занятия? Какой сейчас у нас психологический климат: стало ли теплее. Измерим групповую температуру – покажите руками градусник настроения – чем выше руки, тем настроение радостнее и наоборот. Занятие окончено.

Всем спасибо за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!