Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
доктор психологических наук,
Леонид Абрамович Венгер
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что у него все будет хорошо. Он в предвкушении знакомства со своими одноклассниками, которые будут с ним дружить, что учитель будет у него добрая и красивая, что он будет учиться только на четыре и пять.
Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
- В играх;
- В труде;
- В общении со взрослыми и сверстниками;
- В процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения)
Составляющие психологической готовности
- Личностная готовность
- Социально-психологическая готовность
- Интеллектуальная готовность
Личностная готовность
- Умеет ли ребенок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Социально-психологическая готовность
- У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. - Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими на детской площадке, в детском саду в магазине и пр.
Интеллектуальная готовность
- Умение думать, анализировать, делать выводы.
- Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
- Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Рекомендации: Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Психологически подготовленный к школе ребенок
Готов к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками
Желание идти в школу, вызванное учебными мотивами
Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности
Умеет контролировать эмоции и поведение
Психологически не готовый к школе ребенок
Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
Тяготеет к шаблонным действиям и решениям
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Не может включиться в общий режим работы группы (класса)
Проявляет мало инициативы
Уважаемые родители!!!
Не забудьте о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверены в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Рекомендации родителям: - Любите ребенка. - Не забывайте о телесном контакте с ним. - Находите радость в общении с детьми. - Пусть не будет ни одного дня без прочитанной книги. - Разговаривайте с ребенком. -Интересуйтесь делами и проблемами ребенка. - Разрешите ребенку рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить. - Не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками. - Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. - Делайте все дела вместе.