СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность к школьному обучению

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад/анализ по теме: "Психологическая готовность к школьному обучению"

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность к школьному обучению»

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

  • установление контакта со сверстниками, с учителем;

  • формирование адекватного поведения;

  • овладение навыками учебной деятельности.

Диагностическое обследование адаптации первоклассников.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Анкета для родителей первоклассников



Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Таблица психолого – педагогических характеристик первоклассников

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Анкета для родителей первоклассников

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Домики”

Анкета для родителей первоклассников

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Домики”

Анкета для родителя первоклассников



Процедуры диагностики и способы обработки данных.

1.Опрос родителей.

Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов.

2. Анализ данных медицинской статистики.

Учитывается следующая информация: болезни первоклассников в адаптационный период; обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм; отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием.

3. Экспертный опрос учителя. Учитель заполняет таблицу психолого – педагогических характеристик первоклассников.

Полученную информацию целесообразно интерпретировать вместе с учителем в следующих трех категориях:

  • первоклассник усваивает школьную программу полностью.

  • первоклассник усваивает школьную программу частично (в этом случае необходимо уточнить, в чем конкретно заключается эта неполнота).

  • первоклассник не усваивает школьную программу (имеет смысл конкретизировать – не принимает учебную задачу, имитирует учебные действия и др.)

  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • лист ответов;

  • восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить индивидуально.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций.

Процедура обработки задания № 1 заключается в интерпретации вегетативного коэффициента и показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы.

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

  • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

  • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

  • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе

  • с амбивалентным отношением

  • с негативным отношением

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

• Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

• 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

• Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

  • достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме);

  • частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс);

  • недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс).

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  • достаточный: адаптация в течение двух месяцев, вливаются быстро в коллектив, трудности в усвоении школьной программы отсутствуют;

  • частичный: более длительный период адаптации, период несоответствия поведения требования школы затягивается. Как правило, имеются небольшие трудности в усвоении школьного материала;

  • недостаточный (или дезадаптация): социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями, трудности с усвоением школьной программы, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление негативных эмоций, отсутствие контактов с учителем, отрицательное отношение сверстников.

Таблица «Результаты диагностики адаптации»


Учебный год

Уровень общей адаптации

Достаточный

Частичный

Недостаточный

2011-2012

43 % (3 уч.)

43 % (3 уч.)

14 % (1 уч.)

2012-2013

44 % (4 уч.)

56 % (5 уч.)


2013-2014

20 % (2 уч.)

50% (5 уч.)

30% (3 уч.)

2014-2015

60 % (6 уч.)

30 % (3 уч.)

10 % (1 уч.)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

  • первоклассников с недостаточным уровнем адаптации.

  • первоклассников с частичной адаптацией.

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника.

В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия, оказать психолого – педагогическое сопровождение с целью преодоления дезадаптации первоклассника.





Ресурсы.

  • http://lritm.edusite.ru/p227aa1.html Психологическая готовность к школьному обучению.

  • Панфилова М.А. «Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации». www.adalin.mospsy.ru

  • Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил.

  • Герасимова А.С. «Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память» - 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005.

  • «Послушный карандаш» (материал для занятий на отдельных листах, разрезные карточки на цветных вкладышах, задания на подготовку руки к письму).

  • Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.

  • Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

  • Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 2004 .

  • Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.