Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе представлена в следующей таблице: Компоненты адаптации | Эмпирические характеристики | Методики | Физиологическая подстройка организма | Отсутствие заболеваний в период адаптации Отсутствие психосоматической симптоматики | Анкета для родителей первоклассников
Анализ медицинской статистики | Способность организма к энергозатратам | Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” | Освоение способов и приемов новой деятельности | Усвоение программы обучения | Таблица психолого – педагогических характеристик первоклассников | Эмоциональное принятие новой социальной ситуации | Эмоционально положительное восприятие процесса учения | Анкета для родителей первоклассников Методика “Домики” | Эмоционально положительное отношение к учителю | Методика “Домики” | Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли | Методика “Домики” Анкета для родителей первоклассников | Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками | Методика “Домики” Анкета для родителя первоклассников |
Процедуры диагностики и способы обработки данных. 1.Опрос родителей. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. 2. Анализ данных медицинской статистики. Учитывается следующая информация: болезни первоклассников в адаптационный период; обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм; отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием. 3. Экспертный опрос учителя. Учитель заполняет таблицу психолого – педагогических характеристик первоклассников. Полученную информацию целесообразно интерпретировать вместе с учителем в следующих трех категориях: первоклассник усваивает школьную программу полностью. первоклассник усваивает школьную программу частично (в этом случае необходимо уточнить, в чем конкретно заключается эта неполнота). первоклассник не усваивает школьную программу (имеет смысл конкретизировать – не принимает учебную задачу, имитирует учебные действия и др.) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Для проведения методики необходимы следующие материалы: лист ответов; восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю. Исследование лучше проводить индивидуально. Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут. Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций. Процедура обработки задания № 1 заключается в интерпретации вегетативного коэффициента и показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы. Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей: Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом: • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично. Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера. Далее заполняется сводная таблица. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям: достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме); частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс); недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс). Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника. И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе. Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как: достаточный: адаптация в течение двух месяцев, вливаются быстро в коллектив, трудности в усвоении школьной программы отсутствуют; частичный: более длительный период адаптации, период несоответствия поведения требования школы затягивается. Как правило, имеются небольшие трудности в усвоении школьного материала; недостаточный (или дезадаптация): социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями, трудности с усвоением школьной программы, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление негативных эмоций, отсутствие контактов с учителем, отрицательное отношение сверстников. Таблица «Результаты диагностики адаптации» Учебный год | Уровень общей адаптации | Достаточный | Частичный | Недостаточный | 2011-2012 | 43 % (3 уч.) | 43 % (3 уч.) | 14 % (1 уч.) | 2012-2013 | 44 % (4 уч.) | 56 % (5 уч.) | | 2013-2014 | 20 % (2 уч.) | 50% (5 уч.) | 30% (3 уч.) | 2014-2015 | 60 % (6 уч.) | 30 % (3 уч.) | 10 % (1 уч.) | Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей: Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия, оказать психолого – педагогическое сопровождение с целью преодоления дезадаптации первоклассника.
|