СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая подготовка в спортивной акробатике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших аспектов формирования индивидуальности спортсмена является развитие его спортивно важных психических качеств. В конкретной ситуации тренировочного занятия или соревнования эти свойства призваны обеспечивать возникновение адекватного рабочего состояния спортсмена, которое обусловливает необходимый уровень и организацию психических процессов, включенных в деятельность в статье рассказывается о психологической подготовке детей в спортивной акробатике.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая подготовка в спортивной акробатике»













ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ

























Пиленкова Марина Викторовна



Брянск 2022



















Одним из важнейших аспектов формирования индивидуальности спортсмена является развитие его спортивно важных психических качеств. В конкретной ситуации тренировочного занятия или соревнования эти свойства призваны обеспечивать возникновение адекватного рабочего состояния спортсмена, которое обусловливает необходимый уровень и организацию психических процессов, включенных в деятельность в статье рассказывается о психологической подготовке детей в спортивной акробатике. Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная акробатика, виды подготовки, спортивная деятельность. Спорт – это не только игра, но и сложная профессиональная деятельность, которая требует от человека больших физических и умственных сил. Даже молодые спортсмены в подавляющем большинстве рассматривают спорт как работу, в которой они видят смысл жизни и основу для самосовершенствования и личного интереса. Спортивная акробатика относится к группе сложных координационных видов спорта. Акробатика – красивый и зрелищный вид спорта, который пользуется большой популярностью в последние годы. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой является центральной проблемой педагогического процесса. Особенно важно совершенствовать теоретические и методические основы преподавания акробатических и гимнастических упражнений. Сегодня психологическая подготовка в спорте является необходимым условием высокой результативности и надежности соревновательной деятельности. Такое внимание к проблеме психических процессов и состояний 64 определяет, что само – и гетерорегуляция состояний спортсмена составляют основу содержания психологической подготовки. Это подтверждается практикой спорта. Регуляция состояний дает ощутимые положительные результаты в относительно короткие сроки. Необходимо отметить, что психические состояния зависят не только от ситуации воздействия, но и от развитости определенных свойств психики и личности. В спортивной деятельности проявляются и развиваются различные психические свойства: интеллектуальные, психомоторные, эмоциональные, волевые, коммуникативные, нравственные. Развитость и состояние этих свойств характеризует состояние тренированности, спортивной формы атлета в аспекте его психологических возможностей. Вопрос о психологическом проявлении готовности к соревнованиям сегодня актуален по двум причинам: 1.недостаточная разработка теоретических аспектов проблемы состояния спортивной формы; 2. Признание роли психологического состояния спортсмена в прогнозировании эффективности его соревновательной деятельности. Учитывая особенности состояния умственной соревновательной готовности спортсмена и организации психологической тренировки в спорте, можно предположить, что: 1. обучение требуемым чертам личности осуществляется в рамках общей психологической подготовки; 2. Установка, планирование и прогнозирование соревновательных мероприятий, связанных с соответствием способностей спортсмена (физических и психологических) модели выполнения предстоящей работы (требуемых условий) на высшем уровне, реализуются в рамках специальной психологической тренировки. 65 Длительное развитие личностных качеств спортсмена во время тренировок как основа устойчивого компонента готовности к деятельности довольно успешно реализуется акробатами в современных тренировочных условиях. Овладение рабочим состоянием готовности к деятельности в определенных (прогнозируемых) условиях соревнований, создание условий для успешного выступления в соревнованиях, установка на максимально возможное совершенное выполнение действий и волевая мобилизация всех сил для достижения наивысшего спортивного результата по-прежнему остается актуальной проблемой спорта сегодня. В акробатике высоко ценится способность спортсмена собраться вместе в нужное время и показать все свои навыки. Современная система психологической соревновательной подготовки характеризуется тождеством понятий психологической подготовки и умственной подготовки. Активное использование методов умственной подготовки в учебнотренировочном процессе является одним из важнейших способов совершенствования системы специальной психологической подготовки юных акробатов к соревнованиям. Методы умственной тренировки отвечают требованиям процесса формирования умственной готовности акробатов к соревнованиям. Каждый из них имеет определенную направленность и может рассматриваться как элемент психологического воздействия на определенный компонент готовности к работе. Выполнение этого процесса определяется порядком решения задач, направленных на сбор информации об условиях предстоящего соревнования; о вероятном программировании соревновательной деятельности и моделировании экстремальных условий конкуренции; для обучения в области приема самоконтроля психических состояний и сохранения нервно-психической и физической свежести до начала соревнования. Основными психологическими факторами в акробатике являются: – координационная сложность акробатических упражнений; 66 – напряженность спортивной борьбы; – необходимость проявить максимум своих физических возможностей в условиях соревнований; – риск при выполнении сложных упражнений; – сложность взаимоотношений в парах и группах; – необходимость соблюдать жесткий режим. Психологическая подготовка условно делится на общую, проводимую в течение всех периодов обучения, и специальную – для конкретного соревнования. Общая психологическая подготовка – обеспечивает повышение психических качеств спортсмена, формирование мотивов для занятий спортом, воспитание волевых качеств и развитие умения управлять своим психическим состоянием. Специальный – направлен на нивелирование психогенных факторов следующего соревнования. Отношение человека к занятиям спортом обусловлено теми или иными мотивами. Наиболее распространенными мотивами в спорте являются стремление к успеху, славе и популярности. Анонимные анкеты также выявили ряд коммерческих мотивов (вознаграждение, стипендия, улучшение условий жизни и т. д.). Тренер, формируя положительные мотивы, связанные с повышением спортивного духа, стремится укрепить социальную базу: товарищество, дружбу, поддержку, коллективизм [1]. В спортивных мероприятиях волевые усилия чрезвычайно различны по своему характеру и интенсивности. В акробатике можно выделить следующие виды волевых усилий: 1. Волевые усилия под напряжением внимания. Успех деятельности акробата во многом зависит от умения сосредоточиться на правильном выполнении основных компонентов упражнения и быстро переключать внимание с одного элемента на другой, если они выполняются последовательно. 67 2. Произвольные усилия, связанные с необходимостью преодоления усталости. Усталость в акробатике в значительной степени обусловлена эмоциональным фактором [3]. В этих случаях волевые усилия направлены на преодоление нежелания работать, вялости и мышечной инерции. 3. Волевые усилия, связанные с преодолением астенических эмоциональных реакций: страха, неуверенности, растерянности, нерешительности. 4. Волевые усилия, связанные с соблюдением определенного режима. Успех в решении этой проблемы напрямую зависит от хобби спортсмена. Акробатика – отличная школа для совершенствования волевых качеств. Наиболее важными из них являются целеустремленность, дисциплина, инициатива, решительность, настойчивость. Для обучения целеустремленности используются: расширенное и углубленное изучение теории; продуманное планирование с учетом индивидуальных способностей спортсмена; стимулирование творческой деятельности участников. Дисциплина – это способность подчинять свое поведение соответствующим требованиям и принципам. Основными условиями воспитания к дисциплине являются строгое соблюдение режима обучения и повседневной жизни. Инициатива – это способность самостоятельно формулировать и реализовывать задачи. Решительность – это способность совершить трудное или опасное (воображаемое или реальное) действие, исход которого не совсем ясен. Устойчивость – это способность последовательно достигать намеченной цели и преодолевать различные препятствия на этом пути. В психологической структуре стойкости выделяются следующие элементы: – мужество – умение преодолевать страх перед опасностью; 68 – самообладание – способность не поддаваться панике, сохранять ясность мышления, хладнокровие в экстремальных ситуациях; – выдержка – способность преодолевать нервно-мышечные напряжения; – упорство в достижении намеченной цели, воля к победе. Психологическая подготовка к соревнованию – это формирование высшего уровня психической готовности к выступлению в конкретных состязаниях. Соревнования по акробатике относятся к видам человеческой деятельности с крайне напряженными условиями, предъявляющими повышенные требования к психике. В обстановке соревнований значительно возрастает количество действующих на спортсмена звуковых (аплодисменты, объявления информатора, музыкальное сопровождение) и зрительных (флаги, вспышки, зрители, судьи, прожекторы) раздражителей. В психологическом и педагогическом смысле, когда подросток занимается спортом, с ним не нужно проводить никакой "особой" работы, так как в этом случае отношение к подростку заставляет его чувствовать себя "настоящим взрослым": умный, независимый, ловкий, деловой, социально значимый член общества [2]. В период перехода к старшему подростковому возрасту (14-15 лет) при отсутствии внимания тренера и спортивного психолога к подростку может возрасти интерес подростка к учебно-профессиональной деятельности, что в ряде случаев приводит к снижению его мотивации к спортивной деятельности, что, в свою очередь, активно отражается на результатах соревновательной деятельности. Таким образом, внешняя среда, окружающая реальность, является активным источником развития психики ребенка, которая проявляется во взаимодействии с контактными и референтными группами, одна из которых, и чаще всего единственная группа спортивной акробатики. У человека нет врожденных форм поведения, процесс развития всех высших психических функций осуществляется в течение его жизни, то есть в процессе его 69 взаимодействия с окружающей средой. Кроме того, умственное развитие происходит только на основе собственной энергичной деятельности субъекта. В данном случае мы рассмотрели спортивную деятельность и ее составляющую - соревновательную активность. Эмоциональная сфера человека тесно связана с его деятельностью. Эта связь взаимозависима: с одной стороны, сам процесс и результаты деятельности всегда вызывают у человека определенные эмоции, с другой стороны, конкретные эмоции оказывают значительное влияние на саму деятельность, ее структуру, содержание и качество. Другие характеристики эмоциональных процессов определяются в зависимости от отношений, которые развиваются в ходе деятельности. В ходе деятельности, как правило, возникают критические моменты, когда отмечается благоприятный или неблагоприятный для субъекта результат [5]. Сложность соревновательного ринга усугубляется тем, что активность акробата связана со строго дозированными скоростно-силовыми действиями, поэтому чрезмерная стимуляция часто приводит к парадоксальному результату - снижению его качества. Чем важнее цель для спортсмена, чем сложнее ему снять чрезмерное напряжение при решении двигательных проблем, тем сложнее ее реализовать в рамках строгого стиля гимнастики. Состояние психологической готовности (СПГ) характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, оптимальным эмоциональным напряжением, высоким иммунитетом к шуму и способностью контролировать свое поведение в меняющихся условиях соревнований. СПГ во многом зависит от физической подготовки спортсмена. В этом случае важную роль играет самооценка готовности. Состояние совершенной духовной готовности характеризуется глубокой внутренней сосредоточенностью и сосредоточенностью внимания акробата на выполнении действия. Умственная подготовка перед стартом также обеспечивает интеллектуальную основу, которая заключается в уточнении плана предстоящей 70 битвы; волевая настройка для мобилизации готовности к действию; система психорегулирующих воздействий, которая оптимизирует уровень эмоционального напряжения. Регулярное использование идеомоторных и аутогенных тренировок развивает способность концентрироваться на предстоящих действиях. Это положительно влияет на коррекцию состояния и поведения в зависимости от хода конкурентной борьбы. Следует помнить, что не только неудача в предыдущем упражнении создает неблагоприятный эмоциональный фон и может негативно повлиять на эффективность дальнейших действий, но и счастье, особенно если оно вызывает чрезмерную радость и самодовольство. Спортивная деятельность акробата полна трудностей, преодоление которых требует от спортсмена волевых усилий. Трудности возникают в связи с усталостью от многократного повторения сложного скоординированного и опасного упражнения; исправление ошибок, почти неизбежных при такой сложной деятельности; необходимость сосредоточиться и изменить внимание, чтобы преодолеть беспокойство, боль и неблагоприятное эмоциональное состояние. Вообще говоря, эмоциональное благополучие акробата-подростка в качестве косвенного показателя в спорте можно рассматривать как «несоответствие адаптации». Эмоции не только сопровождают этот процесс, но и регулируют его. Например, Ф. Б. Березин считает, что возрастные страхи приводят к выраженным изменениям вегетативно-гуморальной регуляции, увеличивают вероятность нарушения адаптации или приводят к включению и увеличению интенсивности действия адаптационных механизмов акробата [4]. Поэтому целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу акробата в подростковом возрасте является одним из компонентов умственной подготовки спортсмена-подростка к соревновательной деятельности в целом с целью реализации его потенциальных умственных способностей. Для эффективной работы по регулированию эмоциональных состояний партнеров 71 смешанных пар необходимо целенаправленно и систематически следить за эмоциональными состояниями молодых спортсменов. В этом случае вы должны использовать простые, но достаточно значимые тестовые батареи, которые дети любят сдавать. Список литературы 1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.; Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 240с. (Психология для всех). 2. Березин Ф.Б., Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 2010. – 272 с. 3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб. : Речь, 2012. – 694с.: ил. 4. Родионов А.В., Родионов В.А. Психология детско-юношеского спорта. М.: Физическая культура, 2013. – 277 с. 5. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсменов в современной системе спортивной тренировки. М.: Физическая культура, 2016. – 196 с.