Педагогический совет: «Психологические основы личностных универсальных учебных действий»
Тема доклада: «О каких психологических особенностях учеников необходимо знать учителю, чтобы способствовать формированию личностных УУД?»
Очень важно выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий, прежде всего, в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы по специальным методикам.
При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.
Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача учителя – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. В школе активное формирование учебной мотивации происходит во время бесед о школе. Успехи в учебе или внеклассных мероприятиях тоже способствуют этому.
Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.
Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового образа жизни и питания и объясни их смысл».
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
(адаптированный для младших школьников вариант)
Цель: - выявление сформированности самооценки школьника
Оцениваемые УУД: действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе
Возраст: 6,5 – 7 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой
Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет), начальная школа (10,5 – 11 лет).
Форма оценивания: индивидуальная беседа (6,5 – 7 лет); фронтальный письменный опрос (10,5 – 11 лет).
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.