СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы развития внимания дошкольников и младших школьников.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вниманием называется избирательная направленность восприятия человека на какой-либо объект или явление. Именно благодаря ему каждый из нас может успешно и эффективно ориентироваться в окружающем мире и обеспечивать полное и ясное отражение объекта или явления в своей психике. Несмотря на то, что внимание не является самостоятельным психическим процессом и не может проявляться вне других процессов, оно очень важно для жизнедеятельности, ведь только посредством него мы способны адекватно слушать, смотреть, думать, работать, учиться и выполнять любые другие действия. Поэтому его развитием нужно заниматься не только тем, у кого есть проблемы внимания, но и всем людям, желающим жить полноценной жизнью и достигать высоких результатов.

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы развития внимания дошкольников и младших школьников.»

«Психологические основы развития внимания дошкольников и младших школьников»

Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «У тебя ошибки изза невнимательности».

Что же это значит, внимание? В настоящее время существует большое количество определений внимания, данных разными авторами. Все они сходятся на том, что внимание - важнейший фактор в реализации человеческой деятельности. Наиболее распространённой является классификация видов внимания на непроизвольное и произвольное. По мнению Л.С. Выготского, произвольное внимание возникает, когда окружающие люди, направляют внимание ребенка, руководят им, подчиняют его, и таким образом, дают в руки ребенка средства, с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием.

Непроизвольное же внимание не связано с участием воли. Это то внимание, с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание.

Для дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное, шумное, отличающееся от привычного. Внимание требующее волевых усилий, развитой саморегуляции начнет формироваться к 6-7 годам.

В начале дошкольного возраста ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Чем старше становится ребенок, тем дольше он может сосредоточиваться на одном предмете.

Способность концентрироваться более 10-15 минут появляется у большинства дошкольников к 6 годам. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок.

Развитие внимание у дошкольников связано с тем, что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей. Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Ребёнок направляет свои действия под влиянием воспитателя, родителя, педагога, которые всё чаще говорят дошкольнику: «Будь внимателен», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, например: «Я хочу поиграть в машинку, а потом в кубики». Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели. Режим дня так же важен для развития внимания детей. Он создаёт опорные точки, служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания. Главную роль в помощи развития внимания у детей играет, конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)

На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал. При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи. Это всегда нужно учитывать! Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью или наоборот произносится шёпотом и загадочно.

Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники и младшие школьники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребёнку управлять своим вниманием.

Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей. Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.

Огромную роль в развитии внимания дошкольников выполняет игра. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость. Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Вот некоторые из них:

 Закрыть глаза и описать, во что одеты ребята, с которыми играет ребенок.

 Закрыть глаза и сказать, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

 Закрыть глаза и назвать остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

 Не поворачиваясь, назвать все предметы, которые находятся за спиной, описать их форму, размеры, цвет.

 Каждый день, проходя к своему дому, ребенок видит одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарается увидеть что-то такое, чего он раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое. И так каждый день наблюдать и замечать детали пейзажа.

 Сколько ступенек на лестнице?

 Сколько окон в комнате?

 Взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му-у»).

 Нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.

 В газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «б», подчеркнуть все буквы «д»).

 Дидактические игры с чётко выраженными правилами.

 Пересказ рассказов, сказок по схематическому плану, составленному взрослым.

 Повторять слова, цифры, предложения, сказанные взрослым, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить.

 Анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

 Переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого: прыгать, останавливаться, шагать и т. д.

 Найти отличия (дается две картинки с похожим изображением одного и того же предмета, но на одной есть много отличий)

 Найти такой же (подобрать пару одинаковых предметов из множества других)

 Раскрасить все (синим, красным, желтым). Лабиринты

 Что изменилось (на стол выкладывается несколько игрушек, после просмотра, ребенок закрывает глаза, одна игрушка убирается или меняется местоположение, ребенку предлагается узнать, что изменилось)

 Запрещенное движение (ребенок выполняет упражнения по команде, заранее договаривается, что одно движение запрещено, даже если оно называется, его выполнять нельзя)

 Съедобное – несъедобное (летает не летает, живое не живое.)

 Да и нет не говорите, черный с белым не носите (взрослый задает ребенку разные вопросы, отвечая, ребенок не должен называть запрещенные цвета и говорить «да и нет», например «Ты человек?» предполагаемые ответы «Человек, конечно»)

 Графический диктант (под диктовку взрослого ребенок рисует узор в тетради по клеточкам: 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз…Узор должен быть заранее продуманным взрослым)

 Перерисовать узор, рисунок (точно по клеткам)

Такие игры и упражнения подойдут как для дошкольного, так и для младшего школьного возраста. Только содержание и материал должен усложняться по мере взросления ребенка, принцип игры может оставаться прежним. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания.

Рекомендации родителям по развитию внимания у детей. Развиваем самостоятельность.

Ежедневные дела и обязанности способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме вещи и игрушки не лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах. Благодаря этому дети начинают ценить порядок.

Начните с себя. Занимайтесь с ребёнком только одним делом, и сами при этом не отвлекайтесь. Отгородитесь от раздражителей — посторонних предметов, телефонов, телевизоров. Скажите: «Подойди и сядь со мной, пожалуйста». В тихой и спокойной обстановке ребёнок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идёт оживлённый разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Соблюдайте режим. Соблюдение режима дает ребенку чувство защищенности, стабильности, а также заранее настроит на ту или иную деятельность. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, отдыхал и спал. Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

Эмоции. Занимаясь с ребёнком, не прячьте свои эмоции, проявляйте удивление, интерес, восторг!

Инструкции. Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Слова родителей, тормозящие отвлечение детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если постоянно говорить: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли он с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

Комфорт. Если вы хотите, чтобы ребёнок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Внимание - уникальное свойство психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!