Возрастные особенности третьеклассника
Педагог – психолог
Григорян Анна Гамлетовна
Особенности
возраста третьеклассников
Ребята учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последствий, то есть развивать познавательную рефлексию.
Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе.
Третьеклассник хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют
Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями
Во второй четверти была проведена диагностика исследования универсальных учебных действий учащихся ……класса.
Методика проведения диагностики: «диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению»; «тарелочка»,
Высокий уровень - 7 чел. (28%)
Средний уровень– 11 чел. (44%)
Низкий уровень– 7 чел. (28%)
В третьей четверти была проведена диагностика исследования универсальных учебных действий учащихся 2б класса.
Методика проведения диагностики: «Выделение существенных признаков» «Корректурная проба»,
Уровень внимания
Уровень мышления
Высокий уровень - 21 чел. (88%)
Высокий уровень - 5 чел. (20%)
Средний уровень– 1 чел. (4%)
Средний уровень– 1 9 чел. (79%)
Низкий уровень– 2 чел. (8%)
Низкий уровень– не выявлено
Упражнения для развития познавательных процессов
ВНИМАНИЕ
Упражнения для развития познавательных процессов
ВНИМАНИЕ
Упражнения для развития познавательных процессов
ПАМЯТЬ
Упражнения для развития познавательных процессов
ПАМЯТЬ
Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом.
Упражнения для развития познавательных процессов
ПАМЯТЬ
Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
Упражнения для развития познавательных процессов
Логическое мышление
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
Упражнения для развития познавательных процессов
Логическое мышление
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
· Назови, слова, обозначающие домашних животных
· Назови, слова, обозначающие диких животных
· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
· Назови, слова, обозначающие водный транспорт
· Назови, слова, обозначающие овощи
· Назови, слова, обозначающие фрукты
· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)
Упражнения для развития познавательных процессов
Логическое мышление
ИГРА «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты:
· Рисовать
· Писать
· Использовать, как палочку,
· Указка
· Градусник для куклы и т.д.
Упражнения для развития познавательных процессов
Логическое мышление
«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
Упражнения для развития познавательных процессов
Логическое мышление
"Продолжить ряд цифр". Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его. НАПРИМЕР: 1, 3, 5, 7 ....... 1, 4, 7, ......... 1, 3, 9, ......... 12, 13, 15, 18 ...
Упражнения на беглость мышления
"Назвать слова с заданной буквой". ВАРИАНТЫ: 1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а". 2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т". 3) Назвать слова, в которых третья от начала буква "с".
Дорогие _______________________________
Вот я и учусь в 3 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я ____________
Если сравнивать с учёбой во 2 классе, то сейчас ________________________
Иногда я _________________________________________________________
Самый интересный для меня предмет _________________________________
А ещё я __________________________________________________________
Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________
Самым трудным для меня в 3 классе __________________________________
Больше всего я хочу ________________________________________________
А в большинстве случаев настроение у меня ____________________________
А наш классный руководитель ________________________________________
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на ______________________
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ____________________________
В 3 классе меня удивило _____________________________________________
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ______
Крепко _______________________________.
Дата _______ Имя _____________
Удачи Вам!
Спасибо
за внимание.