СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности младших школьников в процессе обучения их английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности младших школьников в процессе обучения их английскому языку»

Учет психологических особенностей младших школьников в процессе обучения их английскому языку 1

Учет психологических особенностей младших школьников в процессе обучения их английскому языку

1

  Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста      Младший школьный возраст является периодом, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.  1

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста  

Младший школьный возраст является периодом, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга.

Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

1

  Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста      Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью, которая подготавливает ребенка к новой, высшей ступени его развития. Учебная деятельность приобретает для младшего школьника особую значимость. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает  1

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста  

Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью, которая подготавливает ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Учебная деятельность приобретает для младшего школьника особую значимость.

При этом игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает

1

Мышление Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. При изучении иностранного языка множество разных предметов может быть использовано учителем в качестве наглядного образца. 1

Мышление

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции.

Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может.

Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

При изучении иностранного языка множество разных предметов может быть использовано учителем в качестве наглядного образца.

1

Например, наглядными пособиями могут быть:  - по возможности сама о вещь, о которой ведется речь, а также её яркое и цветное изображение или вырезка из журнала;  - несложные картины, изображающие несколько предметов и действий;  - изображения положения губ для произнесения английских и русских фонем, знаки транскрипции;  - таблицы по грамматике с изображением, например, отдельных имен существительных в единственном и множественном числе с выделением суффиксов множественного числа, сопровождаемых изображением одного и нескольких предметов;  - видеоматериал с несложной лексикой, песней или материалом для страноведения.  Таким образом, при правильной подготовке материала к уроку можно постараться настроить мышление ребенка на нужный лад. 1

Например, наглядными пособиями могут быть:

- по возможности сама о вещь, о которой ведется речь, а также её яркое и цветное изображение или вырезка из журнала; - несложные картины, изображающие несколько предметов и действий; - изображения положения губ для произнесения английских и русских фонем, знаки транскрипции; - таблицы по грамматике с изображением, например, отдельных имен существительных в единственном и множественном числе с выделением суффиксов множественного числа, сопровождаемых изображением одного и нескольких предметов; - видеоматериал с несложной лексикой, песней или материалом для страноведения. Таким образом, при правильной подготовке материала к уроку можно постараться настроить мышление ребенка на нужный лад.

1

Восприятие В младшем школьном возрасте преобладает зрительное восприятие, возрастает его целенаправленность. Успешность познавательной и коммуникативной деятельности обусловливается на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов и детских телепередач и др.) Формированию навыков восприятия на уроках иностранного языка служат особые задания, такие как раскрашивание рисунков с конкретно заданными заранее цветами, поиск предметов на рисунке и тому подобное.   1

Восприятие

В младшем школьном возрасте преобладает зрительное восприятие, возрастает его целенаправленность.

Успешность познавательной и коммуникативной деятельности обусловливается на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов и детских телепередач и др.)

Формированию навыков восприятия на уроках иностранного языка служат особые задания, такие как раскрашивание рисунков с конкретно заданными заранее цветами, поиск предметов на рисунке и тому подобное.

1

В младшем школьном возрасте существенно развивается специальный вид восприятия - слушание, являющееся неотъемлемым компонентом познавательной деятельности и общения. Данная составляющая является крайне важной при изучении иностранного языка. Однако во втором классе дети еще не совсем обучены внимательно слушать собеседника. Гораздо важнее для них высказать свое мнение, поэтому на данном этапе преобладают групповой опрос и коллективные виды говорения, такие как хоровое повторение. При этом также происходит и важнейшая составляющая сенсорного развития – обогащение словарного запаса ребенка. Расширяются кругозор, знания о мире, свойствах предметов. Параллельно с формированием русского словаря идет формирование иноязычного словаря. На этом этапе важно, чтобы учителя осознанно подходили к отбору лексики, поскольку детям сложно запомнить большой объем слов за короткий промежуток времени, а значит, это должна быть наиболее употребляемая лексика, востребованная.   1

В младшем школьном возрасте существенно развивается специальный вид восприятия - слушание, являющееся неотъемлемым компонентом познавательной деятельности и общения.

Данная составляющая является крайне важной при изучении иностранного языка.

Однако во втором классе дети еще не совсем обучены внимательно слушать собеседника. Гораздо важнее для них высказать свое мнение, поэтому на данном этапе преобладают групповой опрос и коллективные виды говорения, такие как хоровое повторение.

При этом также происходит и важнейшая составляющая сенсорного развития – обогащение словарного запаса ребенка. Расширяются кругозор, знания о мире, свойствах предметов.

Параллельно с формированием русского словаря идет формирование иноязычного словаря. На этом этапе важно, чтобы учителя осознанно подходили к отбору лексики, поскольку детям сложно запомнить большой объем слов за короткий промежуток времени, а значит, это должна быть наиболее употребляемая лексика, востребованная.  

1

Память  Память младшего школьника развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Тут требуется показать сферу деятельности, затронув эмоциональную область ребенка, постараться вовлечь его в процесс. Это могут быть и разного рода презентации, и игрушки, игры всем коллективом, песни, мини сценки. Учителю необходимо строить свою речь логично, следя за тем, чтобы один факт вытекал из другого, ведь именно в этом возрасте развивается способность к смысловому запоминанию. 1

Память

Память младшего школьника развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д.

Тут требуется показать сферу деятельности, затронув эмоциональную область ребенка, постараться вовлечь его в процесс.

Это могут быть и разного рода презентации, и игрушки, игры всем коллективом, песни, мини сценки.

Учителю необходимо строить свою речь логично, следя за тем, чтобы один факт вытекал из другого, ведь именно в этом возрасте развивается способность к смысловому запоминанию.

1

В частности на уроках иностранного языка для этой цели используются иллюстрации, картинки для запоминания слов одной тематики или сюжета рассказа. Например, запоминание новых слов по одинаковому правилу чтения, рифме, тематической принадлежности, синонимии, грамматических структур – по значению, употреблению и т.д. Хорошо помогут развитию памяти специальные игры, такие как запоминание расположения вещей, карточек, слов, заучивание стихов и песен, пересказ сюжета небольшого рассказа, просмотренного видеоролика или восстановление деталей картинки по памяти.  1
  • В частности на уроках иностранного языка для этой цели используются иллюстрации, картинки для запоминания слов одной тематики или сюжета рассказа.
  • Например, запоминание новых слов по одинаковому правилу чтения, рифме, тематической принадлежности, синонимии, грамматических структур – по значению, употреблению и т.д.
  • Хорошо помогут развитию памяти специальные игры, такие как запоминание расположения вещей, карточек, слов, заучивание стихов и песен, пересказ сюжета небольшого рассказа, просмотренного видеоролика или восстановление деталей картинки по памяти.

1

Внимание  Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения иностранному языку невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. У учащихся младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание, которое постепенно преобразуется в произвольное. Конечно, ученики, в первую очередь обращают внимание на яркую наглядность: картинки, игрушки; с целью привлечения внимания необходимо использование медиа- технологий, разыгрывание театральных сюжетов, разучивание песен, стихов. Начинать урок надо с удивления детей, что сразу же привлечёт их внимание и настроит положительно на урок: загадайте им загадку, ребус или небольшой кроссворд. 1

Внимание

Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения иностранному языку невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой.

У учащихся младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание, которое постепенно преобразуется в произвольное.

Конечно, ученики, в первую очередь обращают внимание на яркую наглядность: картинки, игрушки; с целью привлечения внимания необходимо использование медиа- технологий, разыгрывание театральных сюжетов, разучивание песен, стихов.

Начинать урок надо с удивления детей, что сразу же привлечёт их внимание и настроит положительно на урок: загадайте им загадку, ребус или небольшой кроссворд.

1

Процессы внимания сильно зависят от индивидуальных особенностей ребенка: у одних детей быстро развивается способность к сосредоточенности, но плохая переключаемость, другие же легко переключаются, но плохо сосредоточиваются. Перед учителями стоит задача использовать упражнения, тренирующие свойства внимания. Это может заключаться в разнообразии упражнений и задач, использовании увлекательного материала, наглядных пособий. Ввиду того что ученикам начальной школы сложно сконцентрировать внимание, то изложение материала должно быть очень понятным и логичным, с большим количеством примеров и иллюстраций.  Еще один аспект, который надо учитывать при обучении детей в младших классах, это тот факт, что в таком возрасте школьники быстро утомляются, они импульсивны, порой им трудно сдерживать себя. Поэтому рекомендуется следить за их состоянием и вовремя заметить признаки утомляемости, для того чтобы сменить вид деятельности по возможности на более подвижный. 1
  • Процессы внимания сильно зависят от индивидуальных особенностей ребенка: у одних детей быстро развивается способность к сосредоточенности, но плохая переключаемость, другие же легко переключаются, но плохо сосредоточиваются.
  • Перед учителями стоит задача использовать упражнения, тренирующие свойства внимания. Это может заключаться в разнообразии упражнений и задач, использовании увлекательного материала, наглядных пособий.
  • Ввиду того что ученикам начальной школы сложно сконцентрировать внимание, то изложение материала должно быть очень понятным и логичным, с большим количеством примеров и иллюстраций.
  • Еще один аспект, который надо учитывать при обучении детей в младших классах, это тот факт, что в таком возрасте школьники быстро утомляются, они импульсивны, порой им трудно сдерживать себя.
  • Поэтому рекомендуется следить за их состоянием и вовремя заметить признаки утомляемости, для того чтобы сменить вид деятельности по возможности на более подвижный.

1

Объем внимания у большинства школьников младших классов существенно ограничен. Например, рассказывая сюжет картинки, в основном их заинтересуют две – три крупные детали. Также они быстро переключаются, но практически не умеют распределять свое внимание. Поэтому стоит делать все постепенно, удостоверившись, что в нужный момент никто из учеников не занят посторонними вещами. В третьем-четвертом классе дети учатся грамотно контролировать свое внимание и совмещать несколько видов восприятия информации. На начальном этапе важно ограничивать число одновременно решаемых задач. Например, если вы отрабатываете грамматическую структуру во время занятия, то не стоит на какой-то момент уделять внимание фонетике – это умение должно быть отработано заранее. 1
  • Объем внимания у большинства школьников младших классов существенно ограничен. Например, рассказывая сюжет картинки, в основном их заинтересуют две – три крупные детали.
  • Также они быстро переключаются, но практически не умеют распределять свое внимание. Поэтому стоит делать все постепенно, удостоверившись, что в нужный момент никто из учеников не занят посторонними вещами.
  • В третьем-четвертом классе дети учатся грамотно контролировать свое внимание и совмещать несколько видов восприятия информации.
  • На начальном этапе важно ограничивать число одновременно решаемых задач. Например, если вы отрабатываете грамматическую структуру во время занятия, то не стоит на какой-то момент уделять внимание фонетике – это умение должно быть отработано заранее.

1

Воображение  В курсе раннего обучения иностранным языкам стоит уделить внимание склонности учащихся младших классов к фантазированию, разработке сказочных сюжетов или внесению изменений в уже готовые сюжеты. Школьникам с развитым воображением легко вообразить себе заданную ситуацию и включиться в игру. Использование на практике заданий, побуждающих детей создавать собственную книжку, придуманного друга “My Friend”, волшебный остров “My Magic Island” и т. д. на основе обширной панорамы культурных явлений и богатой галереи образов, способствует развитию воображения. 1

Воображение

  • В курсе раннего обучения иностранным языкам стоит уделить внимание склонности учащихся младших классов к фантазированию, разработке сказочных сюжетов или внесению изменений в уже готовые сюжеты.
  • Школьникам с развитым воображением легко вообразить себе заданную ситуацию и включиться в игру.
  • Использование на практике заданий, побуждающих детей создавать собственную книжку, придуманного друга “My Friend”, волшебный остров “My Magic Island” и т. д. на основе обширной панорамы культурных явлений и богатой галереи образов, способствует развитию воображения.

1

Еще одним видом упражнения, направленным на развитие воображения, а также на изучение иностранного языка, заключается в мысленном совершении небольших путешествий. Пусть ребенок представит поездку куда-либо, вещи, относящиеся к определенной тематике, истории. При описании нужно стараться уделять внимание деталям, постепенно увеличивая их количество и поэтапно прибавляя число элементов, одновременно находящихся в воображаемом мире. Таким образом, учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их дальнейшего развития являются важным фактором успешного процесса обучения иностранному языку в начальной школе. 1
  • Еще одним видом упражнения, направленным на развитие воображения, а также на изучение иностранного языка, заключается в мысленном совершении небольших путешествий. Пусть ребенок представит поездку куда-либо, вещи, относящиеся к определенной тематике, истории. При описании нужно стараться уделять внимание деталям, постепенно увеличивая их количество и поэтапно прибавляя число элементов, одновременно находящихся в воображаемом мире.
  • Таким образом, учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их дальнейшего развития являются важным фактором успешного процесса обучения иностранному языку в начальной школе.

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!