Психологические особенности подростков
Подростки 12- 13 лет
Именно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же именно в этом возрасте некоторые из них переживают кризис.
Конечно, это не однородная масса, которая целиком и полностью будет соответствовать тем характеристикам, которые даются ниже. Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент. Поэтому, точнее будет сказать, что данные характеристики присущи подросткам 1-го-2-го года переходного возраста (условно 12-13 лет).
Физические особенности:
девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;
у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)
мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;
и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;
подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;
практически у всех повышается аппетит.
Эмоциональные особенности:
из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;
в 13 лет подростки очень вспыльчивы;
неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;
очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);
именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.
их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.
Социальные особенности:
всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;
ценят настоящую дружбу превыше всего;
часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;
по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);
девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);
подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);
ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.
Интеллектуальное развитие:
им ближе воззрения идеалистов;
не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);
если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;
интенсивно проявляется способность мыслить логически;
логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет; родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;
подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;
самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;
в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.
Особенности духовного развития:
обострённое чувство справедливости;
проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;
в этот период активно формируется собственная система ценностей;
жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.
Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка.
А значит, выбирают именно ту линию поведения и воспитания, которая станет самой верной для подростка.
Подростки 14-15 лет
Если в 12-13 лет на поведение подростка в значительной степени влияет половое созревание, которое во многом держит его в заложниках, то психология подростка 14-15 лет уже меньше зависит от гормональных взрывов, т.к. процесс полового созревания замедляется, приближаясь к завершающей фазе.
Именно поэтому его внимание устремляется во вне, т.е. в 11-13 лет он будет замыкаться, считая, что его никто не понимает и объяснять окружающим что-либо просто бесполезно. Кстати, если процесс протекает сложно, то могут иметь место внутриличностные конфликты и неадекватная реакция на вполне обычные ситуации (отсюда и нежелание впускать в этот непростой встревоженный внутренний мир посторонних). А в 14-15 лет внимание подростка уже концентрируется на внешнем мире.
В этот период молодёжь, как правило, энергична, общительна, экспансивна, проявляет уверенность в себе. Появляется желание сравнивать себя с другими людьми (в 11-13 лет они к этому равнодушны), к которым они проявляют живой интерес, особенно к их внутреннему миру.
В 14-15 лет начинается переход от подросткового возраста к юношескому, от негативного возраста к позитивному. Может быть, поэтому, взрослеющие дети очень часто размышляют о смысле и значении жизни. Однако из-за потери душевного равновесия и нервного перенапряжения, связанного с отсутствием чёткого понимания того, что их ждёт в жизни, возможны нервные срывы. Самым важным для подростка 14-15 лет становится его внешний вид и то, что окружающие думают о нём. Если взрослые допускают обидные замечания по поводу речи или каких-то особенностей во внешности, то это будет чревато бурным конфликтом.
Максимализм и самостоятельность суждений и поступков в этом возрасте проявляется особенно ярко, особенно, когда речь заходит о принятии или непринятии определённой точки зрения (чужой). Подростки 14-15 лет начинают активно бороться со всем миром за собственные убеждения, привязанности, могут отстаивать свою позицию только для того, чтобы сообщить всем, что у них есть другая точка зрения.
В этом возрасте отношения с ровесниками становятся особенно значимыми, авторитет родителей сводится к нулю, хотя это зависит от уже сложившейся степени доверительности в отношениях. Но всё-равно друзья выходят на первый план. Всё между ними становится тайной и секретом, и высшей степенью доверия будут награждены только лучший друг или подруга.
Риск максимализма у подростка 14-15 лет
В своём максималистском отношении и к друзьям подросток рискует потерять их, но в этот период времени риск воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Самое интересное, что психология подростка 14-15 лет характеризуется с одной стороны стремлением к независимости и бесконтрольности, а с другой стороны, самоограничением и самоконтролем. Именно в этот период он выстраивает перспективы и готов строить планы на будущее, но они всегда соответствуют именно его системе ценностей.
В это время подростки активно ищут свой идеал, стиль поведения, внутренний мир и образ жизни который ими приветствуется. Однако сами они не будут стремиться ему подражать, а вот требовать от других соответствия этому идеалу будут. Если же окружающие не стремятся к подобному подражательству, то это вырабатывает в подростке мнение, что они негативно относятся к его идеалу и к нему самому тоже.
Обычно психология подростка 14-15 лет и его поведение напрямую зависят от его желания утвердиться в группе, к которой он принадлежит, причём, ему важно завоевать в ней уважение и авторитет. Желаемый статус в этой группе он определит сам, причём, это будет соответствовать его завышенной самооценке. Кстати, адекватная самооценка практически не встречается в этом возрасте ни у кого из них. Если она завышена, то как правило, помогает подростку справляться с теми трудностями, которые типичны для этого возраста. Если занижена, то негатив будет усугубляться, кстати, вызвана она или неблагополучной обстановкой в семье, или психотравмой. Психология подростка 16-17 лет будет обсуждаться в следующей статье, и там можно будет заметить разницу между этим возрастом и том, о котором мы говорим сейчас.
Подростки 14-15 лет видят только ближайшие результаты принимаемых ими решений и совершаемых поступков. Самой распространённой причиной конфликтов с родителями в этом возрасте (вздохните, уважаемые взрослые, это неизбежно) является то, что подростки готовы рассматривать только ближайшие перспективы их будущего или их деятельности, а мамы и папы стараются сконцентрировать внимание отпрысков на отдалённых, что в принципе делать нужно, но бесполезно.
Говорить в общем о юношеском возрасте достаточно сложно, очень многое здесь зависит от того, что происходило в предыдущие этапы переходного периода, особенно в 13 лет подростки переживают события, эхом отражающиеся на всей остальной жизни.
Однако психология подростка 16-17 лет в большей степени базируется на более спокойных показателях, нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности. Если не затрагивать патологии и сложные случаи, то типичная картина будет такой:
Физические особенности:
физически подростки развиты окончательно
именно поэтому они уделяют своему здоровью большое внимание
Эмоциональные особенности:
уже дружелюбно (а иногда и покровительственно) настроены ко всем членам своей семьи
абсолютно уверены в себе
к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим
Социальные:
стремятся к серьёзным отношениям как с противоположным полом (любовь), так и со своим (дружба)
свидания становятся частым явлением в их жизни
личностные отношения выходят на первый план, появляется преданность им, интимность таких отношений возрастает
обычно стремятся к самостоятельным заработкам, для чего находят почасовую работу
сопротивление представителям власти уменьшается
Интеллектуальные особенности:
стремятся принимать более серьёзные разумные решения
уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра
рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения
конфликты между подростками и родителями в большей степени предпочитают решать через обсуждение появившейся проблемы
начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе
Духовные:
моральные и духовные ценности подвергают проверке и испытывают на прочность
способны к сильной приверженности определённой религии
к окружающим относятся с пониманием и дорожат их мнением о себе
юношей и девушек очень интересуют вопросы жизни после смерти
у них возникает множество вопросов по поводу личной духовной жизни, в этой области они полны сомнений
если подросткам прививаются духовные истины, то они способны их усваивать в этот период и применять в жизни.
Большинство родителей думают, что в этом возрасте смогут вздохнуть спокойно – переходный возраст практически позади, а психология подростка 16-17 лет более приятна для родительского восприятия. Но это зависит от очень многого:
смогли ли родители сохранить/выстроить доверительные отношения со своим ребёнком?
приняли ли то, что он стал взрослым, и его пора отпустить во взрослую самостоятельную жизнь?
насколько он готов к такой жизни?
осталось ли между родителями и детьми что-то недосказанное, недопонятое, может быть, какие-то обиды всё ещё живы в них?
Это время подведения итогов, плохие они или хорошие, могут сказать только сами родители и подростки, но в любом случае, самое важное, о чём, на мой взгляд, должны помнить и те, и другие, – это о том, что они самые дорогие и любимые люди, которые есть друг у друга. И так останется на всю их дальнейшую жизнь.