СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психологические особенности подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Психологические особенности подростков"»

Психологические особенности подростков

Подростки 12- 13 лет

Именно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же именно в этом возрасте некоторые из них переживают кризис.

Конечно, это не однородная масса, которая целиком и полностью будет соответствовать тем характеристикам, которые даются ниже. Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент. Поэтому, точнее будет сказать, что данные характеристики присущи подросткам 1-го-2-го года переходного возраста (условно 12-13 лет).

Физические особенности:
  • девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;

  • у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)

  • мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;

  • и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;

  • подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;

  • практически у всех повышается аппетит.

Эмоциональные особенности:
  • из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;

  • в 13 лет подростки очень вспыльчивы;

  • неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;

  • очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);

  • именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.

  • их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.

Социальные особенности:
  • всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;

  • ценят настоящую дружбу превыше всего;

  • часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;

  • по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);

  • девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);

  • подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);

  • ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.

Интеллектуальное развитие:
  • им ближе воззрения идеалистов;

  • не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);

  • если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;

  • интенсивно проявляется способность мыслить логически;

  • логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет; родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;

  • подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;

  • самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;

  • в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.

Особенности духовного развития:
  • обострённое чувство справедливости;

  • проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;

  • в этот период активно формируется собственная система ценностей;

  • жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.

Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка.

А значит, выбирают именно ту линию поведения и воспитания, которая станет самой верной для  подростка.



Подростки 14-15 лет

Если в 12-13 лет на поведение подростка в значительной степени влияет половое созревание, которое во многом держит его в заложниках, то психология подростка 14-15 лет уже меньше зависит от гормональных взрывов, т.к. процесс полового созревания замедляется, приближаясь к завершающей фазе.

Именно поэтому его внимание устремляется во вне, т.е. в 11-13 лет он будет замыкаться, считая, что его никто не понимает и объяснять окружающим что-либо просто бесполезно. Кстати, если процесс протекает сложно, то могут иметь место внутриличностные конфликты и неадекватная реакция на вполне обычные ситуации (отсюда и нежелание впускать в этот непростой встревоженный внутренний мир посторонних). А в 14-15 лет внимание подростка уже концентрируется на внешнем мире.

В этот период молодёжь, как правило, энергична, общительна, экспансивна, проявляет уверенность в себе. Появляется желание сравнивать себя с другими людьми (в 11-13 лет они к этому равнодушны), к которым они проявляют живой интерес, особенно к их внутреннему миру.

В 14-15 лет начинается переход от подросткового возраста к юношескому, от негативного возраста к позитивному. Может быть, поэтому, взрослеющие дети очень часто размышляют о смысле и значении жизни. Однако из-за потери душевного равновесия и нервного перенапряжения, связанного с отсутствием чёткого понимания того, что их ждёт в жизни, возможны нервные срывы. Самым важным для подростка 14-15 лет становится его внешний вид и то, что окружающие думают о нём. Если взрослые допускают обидные замечания по поводу речи или каких-то особенностей во внешности, то это будет чревато бурным конфликтом.

Максимализм и самостоятельность суждений и поступков в этом возрасте проявляется особенно ярко, особенно, когда речь заходит о принятии или непринятии определённой точки зрения (чужой). Подростки 14-15 лет начинают активно бороться со всем миром за собственные убеждения, привязанности, могут отстаивать свою позицию только для того, чтобы сообщить всем, что у них есть другая точка зрения.

В этом возрасте отношения с ровесниками становятся особенно значимыми, авторитет родителей сводится к нулю, хотя это зависит от уже сложившейся степени доверительности в отношениях. Но всё-равно друзья выходят на первый план. Всё между ними становится тайной и секретом, и высшей степенью доверия будут награждены только лучший друг или подруга.

Риск максимализма у подростка 14-15 лет

В своём максималистском отношении и к друзьям подросток рискует потерять их, но в этот период времени риск воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Самое интересное, что психология подростка 14-15 лет характеризуется с одной стороны стремлением к независимости и бесконтрольности, а с другой стороны, самоограничением и самоконтролем. Именно в этот период он выстраивает перспективы и готов строить планы на будущее, но они всегда соответствуют именно его системе ценностей.

В это время подростки активно ищут свой идеал, стиль поведения, внутренний мир и образ жизни который ими приветствуется. Однако сами они не будут стремиться ему подражать, а вот требовать от других соответствия этому идеалу будут. Если же окружающие не стремятся к подобному подражательству, то это вырабатывает в подростке мнение, что они негативно относятся к его идеалу и к нему самому тоже.

Обычно психология подростка 14-15 лет и его поведение напрямую зависят от его желания утвердиться в группе, к которой он принадлежит, причём, ему важно завоевать в ней уважение и авторитет. Желаемый статус в этой группе он определит сам, причём, это будет соответствовать его завышенной самооценке. Кстати, адекватная самооценка практически не встречается в этом возрасте ни у кого из них. Если она завышена, то как правило, помогает подростку справляться с теми трудностями, которые типичны для этого возраста. Если занижена, то негатив будет усугубляться, кстати, вызвана она или неблагополучной обстановкой в семье, или психотравмой. Психология подростка 16-17 лет будет обсуждаться в следующей статье, и там можно будет заметить разницу между этим возрастом и том, о котором мы говорим сейчас.

Подростки 14-15 лет видят только ближайшие результаты принимаемых ими решений и совершаемых поступков. Самой распространённой причиной конфликтов с родителями в этом возрасте (вздохните, уважаемые взрослые, это неизбежно) является то, что подростки готовы рассматривать только ближайшие перспективы их будущего или их деятельности, а мамы и папы стараются сконцентрировать внимание отпрысков на отдалённых, что в принципе делать нужно, но бесполезно.

Говорить в общем о юношеском возрасте достаточно сложно, очень многое здесь зависит от того, что происходило в предыдущие этапы переходного периода, особенно в 13 лет подростки переживают события, эхом отражающиеся на всей остальной жизни.

Однако психология подростка 16-17 лет в большей степени базируется на более спокойных показателях, нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности. Если не затрагивать патологии и сложные случаи, то типичная картина будет такой:

Физические особенности:
  • физически подростки развиты окончательно

  • именно поэтому они уделяют своему здоровью большое внимание

  • Эмоциональные особенности:

  • уже дружелюбно (а иногда и покровительственно) настроены ко всем членам своей семьи

  • абсолютно уверены в себе

  • к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим

Социальные:
  • стремятся к серьёзным отношениям как с противоположным полом (любовь), так и со своим (дружба)

  • свидания становятся частым явлением в их жизни

  • личностные отношения выходят на первый план, появляется преданность им, интимность таких отношений возрастает

  • обычно стремятся к самостоятельным заработкам, для чего находят почасовую работу

  • сопротивление представителям власти уменьшается

  • Интеллектуальные особенности:

  • стремятся принимать более серьёзные разумные решения

  • уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра

  • рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения

  • конфликты между подростками и родителями в большей степени предпочитают решать через обсуждение появившейся проблемы

  • начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе

Духовные:
  • моральные и духовные ценности подвергают проверке и испытывают на прочность

  • способны к сильной приверженности определённой религии

  • к окружающим относятся с пониманием и дорожат их мнением о себе

  • юношей и девушек очень интересуют вопросы жизни после смерти

  • у них возникает множество вопросов по поводу личной духовной жизни, в этой области они полны сомнений

  • если подросткам прививаются духовные истины, то они способны их усваивать в этот период и применять в жизни.

Большинство родителей думают, что в этом возрасте смогут вздохнуть спокойно – переходный возраст практически позади, а психология подростка 16-17 лет более приятна для родительского восприятия. Но это зависит от очень многого:

  • смогли ли родители сохранить/выстроить доверительные отношения со своим ребёнком?

  • приняли ли то, что он стал взрослым, и его пора отпустить во взрослую самостоятельную жизнь?

  • насколько он готов к такой жизни?

  • осталось ли между родителями и детьми что-то недосказанное, недопонятое, может быть, какие-то обиды всё ещё живы в них?

Это время подведения итогов, плохие они или хорошие, могут сказать только сами родители и подростки, но в любом случае, самое важное, о чём, на мой взгляд, должны помнить и те, и другие, – это о том, что они самые дорогие и любимые люди, которые есть друг у друга. И так останется на всю их дальнейшую жизнь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!