СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические причины трудного поведения младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на родительском собрании : "Психологические причины трудного поведения младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Психологические причины трудного поведения младших школьников»

Выступление на родительском собрании



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Магомедова А.С., педагог-психолог МКОУ им.Героя России Нурбагандова Магомеда «Сергокалинская СОШ №2

Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися начальных классов не только на уроках и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с родителями. И темой нашей беседы будет «Психологические причины трудного поведения младших школьников».

Причины трудностей поведения у детей могут иметь различную природу. Одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.

Еще одной причиной появления трудностей в поведении у младших школьников может быть школьная дезадаптация, которая проявляется в неуспешности в обучении по программам (хроническая неуспеваемость, постоянных нарушениях эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, систематически повторяющихся нарушениях поведения в процессе обучения, в школьной среде.

Для начала, давайте разберемся, какое поведение мы называем «плохим, трудным». Родители дошкольников и младших школьников, как правило, говорят: ребенок дерется, капризничает, обзывается, делает все наперекор, устраивает истерики, не хочет делать домашние задания и т.д.

Родители подростков сталкиваются с другими трудностями: ребенок не слышит, что ему говорят, упрямится, не хочет выполнять свои обязанности, прогуливает школу, ворует, уходит из дома.

Такие разные действия ребенка взрослые объясняют под одним названием: «плохое поведение». Почему?

Если присмотреться внимательнее, то действительно, все участники описанных выше ситуаций чувствуют себя плохо, как-то неудобно и затруднительно. Прежде всего, плохо себя чувствует родитель, который часто не понимает, почему его ребенок так себя ведет, а главное, как на это реагировать. Все наши действия, поведение – это внешние проявления нашего внутреннего состояния и переживаний.
Психологи выделяют четыре основные причины трудного поведения детей

Первая причина – привлечение внимания. В этом случае ребенок делает все возможное, чтобы получить особое внимание, так необходимое для его интеллектуального и эмоционального развития. Причем ему не важно – положительное или отрицательное внимание: похвалят его или поругают – важно подтверждение его значимости для родителей, что его «видят», что он небезразличен. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внима­ние, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необхо­димо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребенку.

Вторая причина трудного поведения – избегание неудач. Как правило, проявляется это в отказе или оттягивании на определенный срок выполнения задания. Часто ребенок обосновывает свой отказ тем, что «я не знаю», «я не умею», «у меня не получится». То есть, он заранее, еще даже не попытавшись, настроен на неуспех, неудачу. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, пло­хие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изо­ляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои спо­собности и умения.

Третья причина трудного поведения – борьба за власть. Часто проявляется в форме упрямства, своеволия, делании наперекор. Ребенок своими действиями как бы атакует или противостоит чужому мнению, родительской воле. В основе – потребность в самостоятельности и самоуважении. Бороться ребенок начинает, если его желание самому принимать решения и иметь собственное мнение встречает препятствие в виде давления со стороны родителей, приказов, жестких ограничений, авторитарного настаивания на своем.

Встречаясь с таким противоборством, взрослые испытывают гнев, негодование, чувствуют себя спровоцированными. И если мы включаемся в борьбу, сами начинаем противостоять, это ведет только к усугублению конфликта. Более эффективно будет: уйти от прямой конфронтации, предоставить ребенку выбор, а не приказывать.

Четвертая причина трудного поведения – месть. Пожалуй, это самый сложный случай, так как мстить ребенок начинает, когда эмоциональный контакт между ним и родителем уже утерян и накопилось много боли и обиды. Ребенок мстит за:

  • неверие в его способности и возможности. Это относится и к пе­дагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»

  • сравнение не в его пользу со старшими или младшими брать­ями и сестрами;

  • за унижение друг друга в кругу семьи;

  • за потерю одного из родителей в результате развода;

  • за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.

  • за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

  • за родительскую ложь и хамелеонство;

  • за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.


Ребенок действует по принципу «раз вы мне причинили боль, я тоже сделаю вам больно». В основе такого поведения – неудовлетворенная потребность в заботе и справедливости.

Чувства, испытываемые взрослыми в этом случае, - обида, боль, опустошение.

Прежде всего, нужно восстановить эмоциональный контакт с ребенком, заново строить отношения с ним по принципу заботы. Руководствуйтесь не своей обидой, а логикой и соображениями справедливости.

Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения трудностей поведения детей в большинстве случаев являются нарушения в семейном воспитании.

Подводя итог нашей сегодняшней встречи,я хотела рассказать вам притчу: В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Од­нажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя милую и сим­патичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, глав­ным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он по­дозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторо­пели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закон­чилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их за­работал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличив от других, ты вел себя есте­ственно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему замести­телю. А это дорогого стоит».

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспиты­вает».







Литература:

  1. Н. И. Дереклеева Родительские собрания в 1-11 классах., Издательство: Вербум-М, 2003

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012

  3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.

  4. 2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. С. 377.

  5. 9. Практикум по возрастнойи педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт. - сост. е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2002.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!