СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические принципы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отображены и раскрыты психологические принципы.

Просмотр содержимого документа
«Психологические принципы»

Принципы логопедагогики Работу выполнила  студентка второго курса  группы Б-СДО-21  Данилкина Анна

Принципы логопедагогики

Работу выполнила студентка второго курса группы Б-СДО-21 Данилкина Анна

Логопедагогика  – это дидактический аспект логопедии, который является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связан с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками.   Как и другая наука, логопедагогика имеет свои принципы, которые делятся на:  *Специальные логопедический принципы;  *Дидактические принципы;

Логопедагогика  – это дидактический аспект логопедии, который является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связан с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками.

Как и другая наука, логопедагогика имеет свои принципы, которые делятся на:

*Специальные логопедический принципы; *Дидактические принципы;

Специальные логопедические принципы: * Этиопотегенетический принцип;  * Онтогенетический принцип;  * Принцип системности;  * Принцип комплексности;  * Принцип обходного пути;  * Принцип связи речи с другими сторонами психического развития;  * Принцип развития.

Специальные логопедические принципы:

* Этиопотегенетический принцип; * Онтогенетический принцип; * Принцип системности; * Принцип комплексности; * Принцип обходного пути; * Принцип связи речи с другими сторонами психического развития; * Принцип развития.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы. Этиопатогенетический  – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы. На его основе выясняется характер речевого нарушения: органический или функциональный.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Этиопатогенетический  – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы. На его основе выясняется характер речевого нарушения: органический или функциональный.

Онтогенетический  – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.  В процессе диагностического обследования ребенка логопед опирается на знания онтогенеза импрессивной и экспрессивной речи. Эти же знания ему необходимы при определении системы коррекционного воздействия на логопата.

Онтогенетический  – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. В процессе диагностического обследования ребенка логопед опирается на знания онтогенеза импрессивной и экспрессивной речи. Эти же знания ему необходимы при определении системы коррекционного воздействия на логопата.

Принцип системности  опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип системности  опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип развития - с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.

Принцип развития - с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.

Принцип обходного пути . На его основе учитывается пораженное звено в функциональной системе и сохранные звенья. Устраняя речевой дефект, логопед опирается на сохранные анализаторные системы.

Принцип обходного пути . На его основе учитывается пораженное звено в функциональной системе и сохранные звенья. Устраняя речевой дефект, логопед опирается на сохранные анализаторные системы.

Принцип комплексности очень важен при устранении всех сложных речевых расстройств, но особо значимым он является при устранении дизартрии, заикания, алалии и афазии. Комплексность  - расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

Принцип комплексности очень важен при устранении всех сложных речевых расстройств, но особо значимым он является при устранении дизартрии, заикания, алалии и афазии.

Комплексность  - расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы у ребенка — восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи. У ребенка с НР при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития.

Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы у ребенка — восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи. У ребенка с НР при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития.

Дидактические принципы логопедагогики: * принцип научности;  * принцип доступности;  * принцип наглядности;  * принцип сознательности и активности;  * принцип индивидуального подхода;  * принцип прочности.

Дидактические принципы логопедагогики:

* принцип научности; * принцип доступности; * принцип наглядности; * принцип сознательности и активности; * принцип индивидуального подхода; * принцип прочности.

Принцип научности. Руководство принципом научности помогает избежать привнесения случайных, научно не обоснованных, ярко-рекламных, нередко просто вредных приемов и средств в коррекционно-педагогическую работу. Научная эрудированность логопеда, подтвержденная положительным опытом его творческой практической работы – главные показатели его профессионального мастерства.

Принцип научности. Руководство принципом научности помогает избежать привнесения случайных, научно не обоснованных, ярко-рекламных, нередко просто вредных приемов и средств в коррекционно-педагогическую работу. Научная эрудированность логопеда, подтвержденная положительным опытом его творческой практической работы – главные показатели его профессионального мастерства.

Принцип доступности полагает наличие понятий: о плавном и доступном для ребенка-логопата наращивании сложности речевых упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи и поведения, руководствуясь правилами: от простого к более сложному, от известного и прочно усвоенного к новому и неизведанному, от сохранных сторон речи к нарушенным.

Принцип доступности полагает наличие понятий: о плавном и доступном для ребенка-логопата наращивании сложности речевых упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи и поведения, руководствуясь правилами: от простого к более сложному, от известного и прочно усвоенного к новому и неизведанному, от сохранных сторон речи к нарушенным.

Реализация данного принципа имеет существенное и взаимосвязанное значение для успешного коррекционного обучения и для формирования у ребенка таких личностных качеств, как собранность, целенаправленность, аккуратность, дисциплинированность, старательность, вдумчивость, уверенность в своих силах, активность, работоспособность. Принцип сознательности и активности – предполагает выработку мотивации, самообладания, самоконтроля, навыка готовности применять волевые усилия, сознательное овладение ребенком правильной речи и поведения, понимание различных задач и полезности для себя каждого занятия.

Реализация данного принципа имеет существенное и взаимосвязанное значение для успешного коррекционного обучения и для формирования у ребенка таких личностных качеств, как собранность, целенаправленность, аккуратность, дисциплинированность, старательность, вдумчивость, уверенность в своих силах, активность, работоспособность.

Принцип сознательности и активности – предполагает выработку мотивации, самообладания, самоконтроля, навыка готовности применять волевые усилия, сознательное овладение ребенком правильной речи и поведения, понимание различных задач и полезности для себя каждого занятия.

Принцип наглядности – это средства,  образующие в процессе обучения связь между конкретным и абстрактным мышлением, между предметно-практическим и теоретическим учебным материалом.  Виды наглядности: словарные, натуральные, или естественные, изобразительные, объемные, условные, или символические, и технические средства.

Принцип наглядности – это средства, образующие в процессе обучения связь между конкретным и абстрактным мышлением, между предметно-практическим и теоретическим учебным материалом. Виды наглядности: словарные, натуральные, или естественные, изобразительные, объемные, условные, или символические, и технические средства.

Прочность приобретенных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков зависит от совокупности и успешной реализации всех дидактических принципов коррекционно-речевого обучения и воспитания ребенка-логопата Принцип прочности результатов обучения заключается в том, что приобретенные ребенком-логопатом знания, умения и навыки обладают свойством их воспроизведения и применения в различных условиях речевой, познавательной и эмоционально-волевой деятельности ребенка.

Прочность приобретенных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков зависит от совокупности и успешной реализации всех дидактических принципов коррекционно-речевого обучения и воспитания ребенка-логопата

Принцип прочности результатов обучения заключается в том, что приобретенные ребенком-логопатом знания, умения и навыки обладают свойством их воспроизведения и применения в различных условиях речевой, познавательной и эмоционально-волевой деятельности ребенка.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений. Принцип индивидуального подхода – при логопедической работе с детьми с нарушениями речи нужно учитывать особенности психического, физиологического развития ребенка, а также специфику нарушения.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

Принцип индивидуального подхода – при логопедической работе с детьми с нарушениями речи нужно учитывать особенности психического, физиологического развития ребенка, а также специфику нарушения.

Важно помнить!!! При организации работы, логопед должен учитывать и выполнять все принципы – как дидактические, так и специальные логопедические. Именно соблюдение данных принципов позволит добиться правильности, эффективности, а также успеха в работе по преодолению речевых нарушений у детей!!!

Важно помнить!!!

При организации работы, логопед должен учитывать и выполнять все принципы – как дидактические, так и специальные логопедические. Именно соблюдение данных принципов позволит добиться правильности, эффективности, а также успеха в работе по преодолению речевых нарушений у детей!!!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!