СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические тренинги.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг "Умей сказать нет". Мифы, по которым не принято говорить "НЕТ". Как научиться говорить  "Нет". Алгоритм отказа. Первый блок - знакомство. Второй блок - основной. Третий блок - заключительный.

Просмотр содержимого документа
«Психологические тренинги.»

Тренинг «Уметь говорить НЕТ»

Почему так важно – уметь сказать «НЕТ»?!

Умение говорить «нет» - это социальный навык, который в наше время необходим.

Научиться говорить «нет» необходимо для того, чтобы жить СВОЕЙ жизнью, для того, чтобы сделать свою жизнь КОМФОРТНОЙ, для того, чтобы не делать ЧУЖУЮ РАБОТУ, для того, чтобы не делать того, что ты не хочешь. Именно поэтому у нас всегда должна быть способность защитить свою территорию, свою семью, себя и свои интересы!


Здесь никто не говорит о том, что надо быть эгоистом и никогда не выполнять чужих просьб. Я говорю о том, что вы имеете право сами решать, какую просьбу вам выполнять, а какую нет.

МИФЫ, по которым НЕ принято говорить «НЕТ»:

  • я не могу отказать другу,

  • я не могу отказать родственникам, семье,

  • я должен этому человеку,

  • сейчас я не откажу этому человеку, а потом он не откажет мне,

  • если я откажу, то обижу человека/ подведу/ испорчу с ним отношения…

  • культурные люди не отказывают,

  • если я откажу, я буду эгоистом, который думает только о себе,

  • если я выполню просьбу этих людей – они будут хорошо ко мне относиться,

  • если я откажу человеку, то он будет хуже ко мне относиться,

  • если я откажусь что-то сделать – все будут считать меня трусом/ слабаком/ человеком не способным сделать данную работу,

  • если я откажусь что-то сделать – я подведу человека…

Если частенько случается так, что тебе настойчиво предлагают в супермаркете продукт, который тебе не нужен, а ты его покупаешь; меряя джинсы, ты видишь, что они тебе не подходят, а продавец утверждает обратное, и ты покупаешь их; к тебе домой напрашивается неприятный человек и ты его принимаешь; твои друзья уходят с урока, в то время, когда ты хорошо приготовился к нему, планируя получить отличную оценку – ты уходишь вместе с ними; если частенько одноклассники не выполняют свои поручения, эти поручения перекладывают на тебя и ты их выполняешь…если ты часто делаешь то, что тебе не надо, не нравится, не хочется делать… тебе надо научиться говорить «НЕТ».

Сразу ничего не получится. К этой цели надо идти маленькими шашками.

Как научиться говорить слово «НЕТ».

Приёмы, которые работают:

  • Если сразу отказать не получается, надо воспользоваться паузой, то есть уйти от прямого контакта, ведь трудно отказать, глядя просителю в глаза, легче попросить время на обдумывание, а затем перезвонить и отказаться.

  • Подбирайте синонимы к слову «Нет!». Все дело в том, что самое трудное – это именно сказать слово «Нет!» или слово с отрицательной частицей. Поэтому придумайте другую словесную форму для отказа: мне хотелось бы помочь, но…, я прошу прощения, но…, это очень интересное предложение, но…. я с удовольствием это попробую, но…

  • Если вы идёте на неприятную беседу и заранее понимаете, что вас будут о чём-то просить – приготовьте заранее обдуманный отказ.

  • Придумайте авторитет. Очень хороший, хотя немного хитрый прием – это, отказывая, сослаться на отрицательное отношение к данному вопросу кого-то из своих близких или друзей, которые являются для просящего непререкаемым авторитетом.

  • Шутите. Отказ шуткой говорится и принимается легче. "Пойдем сегодня погуляем?" - "С тобой - никогда!"

  • Дайте обоснование, а не оправдание. Не оправдывайтесь когда вы отказываете.

  • Предложить альтернативу. «Я не хочу идти сегодня в кино, мне оно не интересно. Подумай, может с тобой кто-нибудь еще соберется? У нас ведь кто-то еще хотел посмотреть этот фильм!"

  • Если же на ваш отказ собеседник начинает давить и играть на ваших чувствах, то дело уже не в вашем умении и неумении говорить «нет», а в том, что ваш собеседник вами манипулирует. Можете ему просто сказать: "Не дави на меня!" (вариант: "У меня такое ощущение, что ты на меня давишь!"), и если вы можете сказать это спокойно и глядя в глаза, ситуация перейдет под ваш контроль.

  • Сильный и уверенный в себе человек не сердится ни на себя, ни на собеседника за свой вынужденный отказ, не ругается по этому поводу ни на кого и не устраивает ни себе, ни другим неприятности.

  • На обиженных воду возят. Не бойтесь обидеть кого-то своим отказом. «Если друга можно потерять, значит это не такой уж и друг». В данной ситуации можно сказать практически то же самое: если человек, просящий вас об одолжении, не способен войти в ваше положение и понять причину отказа, то это очень ярко иллюстрирует его истинное к вам отношение.

  • Заставьте себя уважать. Это, конечно, не значит, что вас не уважали до сих пор. Но вас начнут уважать как человека, умеющего говорить «Нет!», а это значит, что впредь к вам будут обращаться только по действительно важным вопросам.

  • АЛГОРИТМ ОТКАЗА: 
    1. Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение 
    («Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдем лучше в кино завтра!») 
    2. Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь, мне не хочется пойти + хочется, но не могу!») 
    3. Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с предложением («Вам, наверное, интересно узнать мои музыкальные вкусы?



Первый блок – знакомство.

1. Упражнение «Ассоциации»

Время – 10-15 минут
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Даётся задание: «назовите 2 — 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите — «зависимость», «сопротивление», «отказ».
После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

  1. Разминка «Атомы»


Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). 
После выполнения упражнения спросить: 
- Как вы себя чувствуете? 
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?


  1. Упражнение «Круги воли»

Материалы: стандартный чистый лист бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

Процедура:

- Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на сложные, незнакомые вопросы. Давайте вместе обсудим такую непростую тему как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у Вас силы воли. Испытуемый может закрасить весь круг или какую-либо его часть.


А потом делаем тоже самое с такими качествами как:

1. Решительность 2. Настойчивость

3. Смелость 4. Самостоятельность

5. Целенаправленность 6. Инициативность

7. Выдержка 8.Дисциплинированность

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:


А сейчас, я предлагаю на перечисленные волевые качества подобрать определенный, как вы считаете, цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

  1. В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.

  2. Проранжируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.

  3. Обсудите, насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

Если большинство кругов, по полученным данным, закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с испытуемым обсуждается действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности.
Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений человека о своих волевых качествах.



Второй блок – основной. В данный блок непосредственно включаются упражнения для отработки навыков уверенного отказа


1.Упражнение «Мне нужнее».

Время – 10-15 мин.

Участники тренинга делятся на пары. Каждой дается чистый лист. Подростки берутся за края листа и пытаются за одну минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее ему, чем его напарнику.

Обсуждение: сложно ли было убедить напарника, что лист вам нужнее?



2. Упражнение  «Нападающий и защищающийся».

Время – 15-20 минут.

  Давайте поделимся с вами на пары и будем вести диалог. Нападающий чувствует своё превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, громко говорит, т.е. «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, т.е. «защищается». Через 5 минут вы поменяетесь ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».

    Обсуждение: как вы себя чувствовали в каждой роли? Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?

Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.

3.Упражнение «Очередь» Время – 10-15 мин.

Необходимо поделиться на две команды: одна – очередь, другая – эксперты. Все встают в очередь, кроме одного участника, который пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Обсуждение:
- какие чувства возникают в момент отказа?
- в чем основная трудность отказа?

4.Ролевая игра – умей сказать «Нет»

Время – 20-25 минут.

Группа делится на пары и каждой предлагается разыграть ситуацию, где один участник будет что-то предлагать, а второй должен отказаться.

Инструкция для детей: «Ребята, давайте разделимся на пары. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться».

Ситуация 1:

Артем зовет к себе товарища поиграть в игру на компьютере. А Саша обещал помочь по дому бабушке.


Ситуация 2:

Катя зовет подругу Лену посмотреть телевизор, а Лена еще не сделала уроки.

Ситуация 3:

Дима предлагает Косте покурить. Костя должен отказаться

5.Игра «Марионетка».

Каждой тройке участников дается задание: два участника должны играть роль «кукловодов» – полностью управлять «куклой». Расставляются два стула на расстоянии 1,5 метров. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. «Кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают «кукловоды».

Обсуждение:

- Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?

Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой - это неприятно.

Каждый человек должен запомнить простые правила, как себя нужно вести с «кукловодами»:

  • не бойся выглядеть недостаточно умным;

  • не бойся выглядеть недостаточно смелым;

не бойся выглядеть недостаточно взрослым;

Обсуждение. Удалось ли отказаться от предложений? Почему да или почему нет

6. Упражнение «Мое самоуважение»

Время – 10-15 минут.

Нарисуйте в центре листа круг. Центр цветка – это каждый из вас, но у него пока нет лепестков. Его надо окружить лепестками, символически представляющими элементы, из которых складывается уважение к себе. Это вера в свои способности, ощущение своей ценности, умение настоять на своем, уверенность в себе, умение позаботится о себе, хорошая успеваемость, доверие окружающих, умение аргументировать свою точку зрения.

Обсуждение: понравилось ли упражнение? сложно ли было его выполнять?

Акцентируется внимание на том, что каждый человек должен, в первую очередь, уважать и ценить себя.


Упражнение: «Подарок».
Участники встают в круг.

Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа».

Нарисовать на ватмане, что было самым полезным, что узнали в тренинге. Можно рисовать, можно писать. Как хотят.

Третий блок – заключительный

Вопросы для рефлексии:
1. Что было самым полезным в тренинге?
2. Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
3. Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан? 
4. Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?