СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический анализ урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологический анализ урока»

Психологический анализ урока

это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: - соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; - определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; - планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; - выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); - учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся - соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя: - подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; - рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); - педагогический такт (случаи, проявления); - психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: - планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; - использование установок в форме убеждения, внушения; - планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; - использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; - определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов); - опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся; - планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся ( система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); - руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; - использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы: - формирование навыков путем упражнений, - обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; 2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Схема психологического анализа урока. позволяющая оценить степень его личностной ориентированности на ученика Данные рекомендации позволят стимулировать профессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных установок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому. 1. Психологическая оценка урока: - уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок); - соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся; - соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке; - темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса; - соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся; - оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический). 2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке: - наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ("над", "рядом", ' вместе'); - преобладающее отношение к классу; - коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником; - способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность); - соотношение индивидуального и группового общения на уроке; - способность к делегированию полномочий учащимся; - умение слушать; - способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися; - стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.); - соотношение принуждения и приглашения в способах организации уции учебной работы; - эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции; - увлеченность преподаваемым предметом;5 - адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента; - внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля). 3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся: - позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя); - владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности); - преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке; - нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы; - наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы; - наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях; - наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей; - отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа); I - роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи); - склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей); - раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски); - отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное); - преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).