И.Ю. Киселев
педагог дополнительного образования МБУДО Обоянский районный дом пионеров и школьников Обоянского района Курской области
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
„Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию“
Ян Амос Коменский чешский педагог-гуманист
В наше время мы не считаем важным обсуждать вопрос о раннем обучении детей иностранному языку. Поскольку всем давно стало ясно, сколь огромное количество положительных аспектов оно в себе таит. Одним из преимуществ раннего обучения иностранным языкам является то, что оно стимулирует общее и языковое развитие, прививает интерес к познавательной деятельности и формирует умение психологически преодолевать трудности.
В связи с тем, что английский язык давно занял прочные позиции в сфере информационных технологий и делового общения, владение им в современном обществе становится нормой для образованного делового человека. Обучение английскому языку не только предлагает возможность овладеть еще одним способом общения, но и вводит обучающихся в иной мир культуры.
Дополнительное образование по ряду причин отличается от общеобразовательной школы. Достаточно сказать, что в последней используются информационные и обучающие технологии, опирающиеся преимущественно на интеллект. Одна из главных ошибок современной школы, по мнению некоторых специалистов – перегруженность знаниями. Интеллектуальная составляющая выступает как самоцель, а не как средство развития ребенка. Роль знаний в значительной степени преувеличена. Что в свою очередь негативно сказывается на мотивации детей. На сегодняшний день даже те дети, которые считаются в школьной среде относительно успешными в плане учебы и сфере общения со сверстниками и учителями не проявляют интереса к учебе и школе в целом.
И в этом отношении учреждения дополнительного образования находятся в выгодной позиции. Поскольку разделяют детей по их индивидуальным потребностям и интересам. Здесь учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Осуществляется ориентация на потребности каждого обучающегося.
В качестве главного положения о дополнительном образовании следует учесть тот факт, что последнее не должно ничего развивать против воли ребенка: оно в свою очередь должно создавать условия, при которых ребенок самостоятельно включается в различного рода развивающую деятельность. А содержание и методы должны помочь становлению личности путем организации учебной деятельности.
В своей практике я придерживаюсь следующих базовых концепций:
- Каждый ребенок талантлив. Нужно лишь найти этот талант и раскрывать его из года в год.
- Впечатление о ребенке может меняться по мере его обучения. А, значит, никакое мнение о нем не может быть неизменным.
- Создание и поддержание ситуации успеха. Задача № 1 на каждом занятии – создавать учебную ситуацию таким образом, чтобы дети могли реализовать себя и почувствовали, что они ничуть не хуже остальных.
Возраст моих учеников – 6-9 лет. Такая разница в возрасте обуславливает специфику работы в группах. Приходится большую часть времени посвящать работе, направленной на качественное усвоение материала. Некоторые из детей уже в школе начали изучение английского языка, а другие дети только готовятся к школе и совсем недавно освоили русский алфавит. Свою задачу учителя я вижу в том, чтобы сгладить существующий разрыв в знаниях. Конечно, моя программа ни в коей мере не дублирует ни один из учебников по английскому языку общеобразовательных школ.
Общение детей друг с другом, с педагогом и родителями протекает в атмосфере сотрудничества и взаимоуважения. Такие условия благоприятствуют раскрытию творческих способностей ребенка, создают отличную мотивацию к когнитивному развитию. Многие дети в моих группах с радостью идут на занятия. Они предупреждают заранее родителей, чтобы те их вовремя приводили. На занятиях я стараюсь активизировать употребление букв английского алфавита. Для этого я включаю в работу различного вида задания игрового, соревновательного и индивидуального типов. Детям особенно нравится работать в игровой форме у доски. Для детей второго года обучения я применяю интеллектуальные задачи на время. Они стараются опередить друг друга и поскорей найти правильный ответ. Систематически активизирую изученную ранее лексику по различным темам. Здесь особенно хочется отметить промежуточный результат работы на сегодняшний день. Так дети второго года обучения сумели выучить за полтора года уже порядка 250 слов по восьми темам: дом, школа, одежда, еда, фрукты и цвета, глаголы, животные и прилагательные. Чтобы им не было скучно мне тоже приходится применять тематические карточки и соревновательные игры. Считаю необходимым проводить работу в этом направлении и довести количество изученной лексики к концу года до 300 слов. Также мной прилагаются усилия для развития у детей внимания, мышления и памяти.
Безусловно, воспитательный аспект не должен быть упущен из поля зрения преподавателя. На занятиях мы всегда стараемся поддерживать уважительное отношение друг к другу.
Целью моего объединения «Занимательный английский» является создание условий для развития интеллектуально-творческой личности через занятия английским языком. На своих занятиях я развиваю логическое мышление, память, внимание, усидчивость, навыки групповой и индивидуальной работы. Стараюсь помочь управлять своими эмоциями и действиями. Обеспечиваю учащихся теоретическими знаниями и практическими умениями по основам чтения и произношения английского языка. Развиваю целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.
Для развития у детей навыков и сферы знаний я применяю английский алфавит на карточках, цифры и цвета радуги, обучающие карты, ноутбук с проектором на начальном этапе работы, а также игрушки для развития внимания и навыка устной речи. В течение учебного времени я использую следующие приемы в образовательной деятельности: метод объяснения, мозговой штурм, тренировочные задания для отработки навыков письма и перевода, игровые элементы.
Также следует отметить, что наибольшую эффективность дают метод устного объяснения, письменная работа для развития навыка письма и перевода и прием многократного повторения лексики через систему разного рода заданий. Для детей первого года обучения актуальным занятием остается игра. Именно она больше всего задействует положительные эмоции на занятиях. Большая часть детей успешно усваивает программу обучения. Около 60 % детей освоили программу в полном объеме.
Родители проявляют интерес к результатам своих детей, выражают благодарность за их успехи. С ними я часто провожу беседы и сообщаю о результатах детей, стараюсь помочь советами.
Я глубоко убежден, что добросовестное отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка определяют успешную работу в целом и позволяют добиваться успехов. А результаты в обучении даже у самых слабых учеников не отбивают желание учиться.