Психологический тренинг с педагогами ДОУ
"Развитие творческого потенциала педагогов".
(Ведущий: педагог-психолог Капилевич Т.В.)
Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.
Задачи:
создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
активизация индивидуальных и творческих способностей;
преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Тренинг:
Вступительная часть:
Уважаемые коллеги, сегодня у нас занятие на тему:
«Развитие творческого потенциала педагога».
В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Современное общество требует от человека умения быстро принимать важные решения, самостоятельно выбирать пути и возможности своего развития. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов!!!
Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности». По мнению философа С.С. Гольдентрихта, сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».
Так что же такое «творческий потенциал»?
По мнению Николая Александровича Бердяева « Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации».
Мне ближе следующее определение «Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности».
Проблема роли развития творческого потенциала личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Существует очень много мнений и позиций на такие понятия как «творчество», «креативность», «задатки», «способности», «творческие способности», «творческая позиция» и т.д. Эта сфера очень интересна для изучения.
В разное время из разных фактов рождались различные предположения. Считали, например, что способности зависят от объема мозгового вещества, так как у многих талантливых и гениальных людей объем мозга превышал обычную человеческую норму в 1400 см3 и достигал 1800 см3 (у писателя И. С. Тургенева). Но рядом стояли такие факты, когда гениальный человек имел мозг в 1200 см3 или даже жил с одной половинкой мозга, как Пастер, у которого после кровоизлияния в мозг функционировало только одно полушарие, а такая гипотеза не могла их объяснить. Тогда обращались к структуре клеток головного мозга, особенно его коры, и находили, что у гениальных людей иногда есть отличия от обычной структуры, но, какие из этих отличий имеют решающее значение, оставалось загадкой.
Предполагалось, например, также, что талантливым бывает первый ребенок в семье. И эта гипотеза имела приверженцев, пока не пришла на помощь статистика. Из 74 всемирно известных гениальных и талантливых людей, из биографических данных которых можно было установить, каким по счету он родился, первыми оказались только пять - Мильтон, Леонардо да Винчи, Г. Гейне, Брамс, А. Рубинштейн.
А Франклин был - 17-м ребенком в семье, Менделеев - 17-м, Мечников -16-м,
Шуберт - 13-м, Вашингтон -11-м, Сара Бернар - 11-м, Карл Вебер - 9-м
Наполеон - 8-м, Рубенс - 7-м и т. д. Значит, дело не в том, каким по счету ребенок родился в семье, а в чем-то другом.
Современная гипотеза, поэтому предпочитает обходить молчанием такие вопросы.
Практическая часть:
Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
Давайте знакомиться! (участники сидят в кругу).
1.Игра «знакомство».
Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует о себе, и начнем со слов: “Здравствуйте, меня зовут...”. Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой плюшевый мячик). Мы будем его передавать по кругу и тот, к кому он попадет в руки, громко себя назовёт и поздоровается».
2.Игра «Алфавит»
Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существтельное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит.
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.
3.Игра «Кто вы?»
Психолог: «Я раздам вам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на двух карточках. (К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"»).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
(Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим).
4.Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
Утром настроение плохое, глаз накрасить не могу никак…
Вместе с мужем мы собрались выйти вдруг куда - нибудь…
Весной везде повсюду лужи, в ручьях кораблики плывут…
Я решила похудеть, села на диету…
После смены я решила быстренько уйти домой…
Всех решила удивить и французский суп сварить…
Родители, часто сердясь и бранясь, с ребенком теряют душевную связь…
Усажу детей в кружок, будем мы учить стишок…
Наступает Новый год. Что же нас коллеги ждёт?...
Сын пришёл домой из школы и с порога говорит…
Себе радость захотела сделать я под Новый год…
Дачу я себе куплю и цветочки посажу…
Отпуск уж не за горами. Не слетать ли мне в Майями?...
Сяду на заваленку, семок погрызу…
Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа я. Принца, герцога, барона или короля…
Я сегодня хороша, остроумна, весела. Денег много получила…
5.Упражнение «Музыкальная минутка»
Инструкция: Я буду вам зачитывать тексты песен из мультфильмов.
Кто отгадал - должен пропень эту строчку.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
Песня о содержимом головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)
6.Упражнение “Суперскрепка”
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Инструкция: разделить группу на 2 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
7.Упражнение «Портрет креативного человека»
Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждый член команды пририсовывает персонажу по очереди по одной детале образа. Демонстрация. Обсуждение.
8.Упражнение «Медальон»
Участники под руководством психолога изготавливают медальоны из заранее заготовленного соленого теста.
9.Упражнение «Мешочек пожеланий»
Психолог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники достают из него по одному предмету. Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».
Спасибо за внимание!