Психологическое насилие над детьми: его признаки и последствия
Нургалиева Алина Азатовна
Филологический факультет, 1-й год обучения
Научный руководитель – к. п. н., доцент М. А. Шаталина
Аннотация. Данная статья посвящена изучению такого явления, как психологическое насилие в семье. Существует миф о том, что психологическое насилие над детьми происходит только в неблагополучных, малообеспеченных семьях. Необходимо изучить данное явление подробнее, чтобы понять, откуда оно берет свое начало и как предотвратить отрицательные последствия. В материале рассматриваются характеристика родителя-абьюзера и ребенка-жертвы. Исследование проводилось на основе изучения пособий по психологии и проведения теста с добровольцем. На основе полученных данных был выявлен процент совпадения теории с результатом опроса.
Абьюз по А.Б. Орлову – это насилие и разрушение человеческой личности посредством определенных психологических или физических манипуляций. Подобные действия производятся с целью подавления, угнетения и подчинения себе определенного человека. Здесь одна личность – это жертва, а другая – манипулятор, злоупотребляющий своей силой и властью. Изучением этой проблемы занимаются психологи: Малкина-Пых, Зиновьева и Михайлина, Орлов, Сыпачевская. Ими было изучено само понятие жертвы, что оно из себя представляет и какие последствия для нее наиболее опасны.
Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.
Причины применения насилия по мнению Зиновьевой и Михайлиной:
Социальные и культурные условия
Отсутствие в общественном сознании четкой оценки наказаний. Можно ли призвать ребенка к порядку, применяя физическое и эмоциональное насилие, или нет? Если да, то в какой мере?
Отсутствие эффективной превентивной политики государства.
Только в последние годы стали создаваться кризисные центры, телефоны доверия, приюты и социальные гостиницы для жертв насилия. Но практически отсутствуют образовательные и реабилитационные программы предназначенные для групп риска — программы поддержки. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.
Если будет обозначен механизм реагирования на факты насилия и процедурные правила (например, в случае консультации ребенка: где, кто и как имеет право консультировать, кто и за что несет ответственность?), то сократится разница в числе реальных и установленных случаев. Причинами отказа от сообщения могут быть неуверенность в распознании (является ли это насилием?), боязнь нарушить права родителей или осложнить свои отношения с семьей и, главное, отношения между семьей и жертвой. Бессилие структур власти, отсутствие поддержки со стороны школы и общества негативно сказываются на решении данной проблемы.
Сломанная психика самих родителей.
Это любое расстройство личности: нарциссизм, психопатия, шизофрения. Из-за родитель неадекватно воспринимает окружающую действительность. То, что причиняет ребенку боль, ему видится любовью. А попытки жертвы скрыться или защититься выглядят для абьюзера как вызов. Им кажется, что дети априори должны быть послушными, поэтому свои раздражают и разочаровывают их своей неправильностью.. И кроется за этими словами даже не сожаление, а зависть к своему ребенку, потому что он не должен быть счастливее и свободнее их.
По мнению Юлии Сыпачевской сихологическое насилие осуществляется родителями с помощью нескольких форм манипуляций :
Газлайтинг – заставляет сомневаться в себе и терять чувство самоценности и реальности. Иными словами, это у ребенка «необоснованная истерика», а не родитель неправ.
Висхолдинг – перевод разговора со значимой для ребенка темы. Игнорирование и обесценивание его проблем.
Двойные послания – взаимно противоречащие указания или фразы. Например, кричать ребенку: «Не позволяй на себя кричать»
Неглект – игнорирование родителем своих обязанностей по заботе о ребенке.
Пассивная агрессия – подавленное выражение гнева, вуалируя сарказмом вплоть до неосознанного вредительства.
Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве». В широком смысле виктимология – социально-психологическая область знания, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации. Рассмотрим признаки ребенка-жертвы.
Признаки ребенка-жертвы по Зиновьевой и Михайлиной:
крайне закрыты
не могут осознавать и проявлять эмоции
боятся совершать ошибки
ударяются в перфекционизм, стараются делать всё лучшим образом
«покупают» или заслуживают чужую любовь
становятся зависимыми
отличаются неадекватным поведением в подростковом периоде
Подобные проявления могут отрицательно сказаться на будущем таких детей.
Последствия психологического насилия по Орлову:
1)склонны к бродяжничеству, дом для них не является защитой
2) рано начинают половую жизнь
3)рано выходят замуж, чтобы только покинуть дом
4)не могут выстраивать нормальные отношения: либо живут одиноко, либо находят абьюзеров, так как в их системе ценностей есть понимание, что насилие допустимо.
Для того, чтобы подтвердить данные теоретического положения, мы провели эмпирическое исследование особенностей психологического насилия в семье. Трудности проведения такой практической работы заключаются в том, что данная тема совершенно новая и еще до конца не исследована, поэтому ее подтверждение теории носит нарротивный характер. К тому же, неизвестно насколько точно опрошенный отвечал на заданные ему вопросы, так как для этого нужно глубже изучить психологию данного человека. В ходе исследования было проведено интервью у добровольца, который стал жертвой психологического насилия в семье. Интервью включало следующие вопросы:
В какой форме проявляется психологическое насилие?
Как часто?
Как родитель обосновывает свое поведение?
Какова реакция родителя на протест?
Удавалось ли вам выстроить диалог
Каковы внутренние ощущения
Как проводите время за пределами дома?
Как часто находитесь дома?
Какие отношения со сверстниками?
10)Как ощущаете себя в социуме?
11)Какие последствия, по вашему мнению, негативны для вашей жизни отдельно от родителей?
Анализ ответа показал, что во многом описанные в теории особенности семейного абьюза, нашли свое подтверждение в личной истории испытуемого, а именно:
Признаки родителя-абьюзера – 50%
Способы психологического насилия – 60%
Формы психологического насилия – 100%
Признаки ребенка-жертвы – 100%
Последствия насилия – 100%
Эмоциональное насилие всегда вредит ребенку и его будущему. На основе анализа мы можем предложить способы борьбы с абьюзом как родителям, так и детям.
Если родитель склонен к абьюзу, ему следует:
Попытаться слушать ребенка. Это на самом деле достаточно непростое задание для любого человека. Согласитесь, сложно слушать, допустим, о злости или обиде, совершенно не стараясь защититься или оправдаться. Так что, когда он пытается вам донести, что злится, что ему что-то не нравится и он хочет по-другому – удержитесь от агрессии, постарайтесь его услышать.
Проявить ответственность. Необходимо признать, что вы совершили действия, которые расцениваются как насильственные и причинили вред своему ребёнку. То есть, важно взять на себя ответственность за свои действия. Когда человек признаёт свои ограничения и ошибки, он растёт.
Работа над собой. Абьзер причиняет страдания окружающим не потому, что он счастлив и радостен. А потому, что испытывает сам боль, от того у него появляется необходимость хоть ненадолго от неё избавиться. Если не знаете, что делать и с чего начать, обратитесь к специалисту, к друзьям за поддержкой.
Если ребенок оказался в ситуации абьюза, он может облегчить свое положение, следуя следующим рекомендациям:
Соблюдайте эмоциональную дистанцию. Потому что, если вы реагируете на упрёки, манипуляции или оскорбления своих родителей, вам не поможет никакое расстояние.
Установите границы. Начав действовать по-другому, не так, как родители привыкли, вам придётся какое-то время выдерживать проверку. Они будут испытывать на прочность новые выстроенные границы.
Займитесь саморазвитием. Это не только поможет вашей самооценке не стать ниже, но и отвлечет от внимания на поведение родителей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что согласно общепринятым нормам, насилие является неотъемлемой частью воспитания. Но не каждый ребенок способен выдержать такую школу жизни и сохранить свое ментальное здоровье. Поэтому необходимо подробнее изучить эту тему.
Список литературы:
Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).
Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи. – [Электронный ресурс] – URL: https://evolkov.net/soc.impact/abuse/Orlov.A.B.psy.abuse.in.family.html (дата обращения: 01.03.2021).
Зиновьева Н. О., Михайлина Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с.
Сыпачевская Ю. А. Виды манипуляций. – [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/away.php?to=https (дата обращения: 10.03.2021).