СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое насилие в педагогической среде

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая работа представляет собой выступление на инструктивно-методическом семинаре для классных руководителей. Раскрывает основные понятия темы, классификацию проявлений психологического насилия, причины использования насильственных способов воздействия на обущающихся, результаты анкетирования студентов и задает направление профессионального роста педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое насилие в педагогической среде»

ИМС для классных руководителей

Дата проведения: 05.02.2019 г.

Ответственный: педагог-психолог Васильева Ю.В.

Оборудование: доклад, презентация, диагностика (по желанию)

Слайд 1.Тема. Психологическое насилие в педагогической среде

Насилие — это любые действия, которые несут вред физическому и психическому здоровью человека и ставят под угрозу его благополучие.

С физическим насилием всё более-менее понятно — если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.

Дела с психологическим насилием иногда обстоят ещё сложнее — даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

Результаты диагностики за 2018-2019 уч.г.

(анкета «Классный руководитель глазами студентов», 938 человек)

Слайд 2. Большинство студентов колледжа (79%) считают своего классного руководителя чутким к себе и другим студентам, 21% - что классному руководителю не хватает чуткости со студентами. Сравнительный анализ показал, что в технологическом отделении (18%) наименьшее количество студентов считающих, что классному руководителю не хватает чуткости со студентами, чем МО и ООД (по 22%).

86% студентов колледжа отмечают, что им хватает внимания со стороны классного руководителя, 14% - что классный руководитель уделяет им мало внимания. В общеобразовательном отделении (20%) наибольшее количество студентов, считающих, что классный руководитель уделяет им мало внимания, чем в МО (12%) и ТО(10%).

Слайд 3. Большинство студентов колледжа (77%) считают, что классный руководитель не придирчив к студентам, 23% - что классный руководитель слишком придирчив. В машиностроительном отделении (30%) наибольшее количество студентов считают своего классного руководителя слишком придирчивым, чем в ТО (22%) и ООД (18%).

86% студентов отмечают отсутствие оскорблений и унижений личности со стороны классного руководителя, 11% указывают на то, что такое всё же случаются, но редко и лишь у 3% - бывает часто. В машиностроительном отделении (89%) наибольшее количество студентов, которые никогда не сталкивались с оскорблениями и унижением личности со стороны классного руководителя, чем в ТО и ООД (по 84%). Хотелось бы отметить классных руководителей, в группах которых 100% студентов отметили отсутствие оскорблений и унижений своей личности: в МО – Ширшова А.И. и Батраева Е.В., в ТО – Коптева Н.В., Чередниченко Л.Ю., Вишнякова Л.Н., в ООД – Кулин И.Н., Родионова Т.С., Павленкова Е.В.


Слайд 4. Как проявляется психологическое насилие?

Существует 9 способов проявления педагогического эмоционального насилия в классе. Рассмотрев их, педагог сможет сделать выводы о том, не демонстрирует ли он агрессивное и обидное поведение по отношению к собственным студентам.

1. КРИКИ (сам крик и сопутствующая ему гримаса оказывают мощное психологическое воздействие).

Внимательное отношение к тембру и громкости заложено в нейробиологии человека. С помощью громких тревожных возгласов наши далекие предки предупреждали друг друга об опасности, а угрожающим рёвом сигнализировали о начале схватки с сородичем. Поэтому, когда рядом кто-то кричит, мы тут же «подбираемся»: сердцебиение ускоряется, уровень адреналина растёт. Крики учителя могут производить очень гнетущее впечатление, чреватое психическими травмами — особенно если в семье ребёнка не принято повышать голос.

Голос как таковой — самый мощный инструмент воздействия в педагогическом арсенале, поэтому управление голосом очень важно. Важно понимать, слушатели верно считывают ваши интонации.

2. СЕРДИТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Может показаться, что это мелочь, но дети очень чувствительны к эмоциям — они не только мгновенно их распознают, но и быстро, непосредственно реагируют. Агрессивное, злое лицо взрослого человека может заставить ребёнка замереть от ужаса. Сюда же относится язык тела: сцепленные руки, резкие движения, «давящая» поза надсмотрщика.

3. ОСКОРБЛЕНИЯ

Идея о том, что учителю не стоит обзывать детей, кажется слишком очевидной, однако такое всё равно регулярно случается. «Ты бестолковая», «ты что, совсем дурак?», «голова садовая» — все эти высказывания далеко не безобидны. А если они сопровождаются сигналами из пунктов выше — это уже полноценная психологическая установка. И очень негативная. Вы просто выразили свои эмоции из-за конкретной ситуации, а ребёнок может искренне поверить, что он бестолковый, никчёмный дурак. Кстати, если это всё правда, то такому ребёнку и стараться на вашем предмете смысла нет.

4. НЕКОРРЕКТНАЯ КРИТИКА

Негативную характеристику можно давать только действиям ребёнка (если они того заслуживают), но не ему самому. Конечно, оценка необходима для самопроверки, но мы оцениваем то, что человек сделал или не сделал, а не его личность. 

Как же тогда ругать учеников и оценивать их поведение (которое тоже часто оставляет желать лучшего), если «учителю ничего нельзя»? Используйте выражения, которые указывают на конкретное поведение: здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего. И уж тем более не стоит вообще как-то комментировать внешность ребёнка и его манеру говорить, упоминать его родственников или уровень достатка семьи.

5. УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА

Ребенок семилетний, подросток хотят примерно того же, чего и вы — уважения окружающих, признания своих успехов, самореализации. Популярные в классическую эпоху «безболезненные» наказания: принуждение носить «дурацкий колпак», ослиные уши или табличку с обидным словом. Как бы вы себя чувствовали, если бы руководитель методобъединения приказал вам стоять на табуретке за неготовность планов или отправил в угол за разговоры с коллегой?

  • Никогда не нужно заставлять ребёнка бояться позора и намеренно вызывать у него чувство стыда. Стыд — разрушительная эмоция, от которой человек кажется себе маленьким, недостойным и жалким, и, в конечном счёте, мечтает перестать существовать («провалиться сквозь землю»).

  • Однако никогда не стоит осознанно унижать одних детей перед другими, с какими бы целями это ни делалось, давить на слабые места учеников и использовать их личную информацию в своих интересах.

  • Здоровая соревновательность — это хорошо, ведь чужие успехи мотивируют и вдохновляют.

6. САРКАЗМ

Может быть, у вас отличное чувство юмора, и саркастические замечания — ваш конёк. Однако существует очевидная разница между тонкими шутками и унижением, вызывающим чувство стыда.

Под иронию и сарказм легко замаскировать откровенные оскорбления, ведь в любой момент можно сказать, что вы просто пошутили. Это одна из стратегий поведения школьных хулиганов. Тех самых, которые пытаются убедить вас на переменах, что «игра в собачку» (перебрасывание отнятой вещи через голову жертвы) — это просто развлечение, которое одинаково нравится всем участникам.

7. УГРОЗЫ

Например, учитель физкультуры кричит «Я вам вёдра на головы надену!» и искренне верит, что если он не намерен в действительности выполнять свою угрозу, она ничего не значит.

Агрессивные угрозы и спокойный прогноз — не одно и то же. «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл и выше, ты не сможешь поступить в этот вуз», — это информация к размышлению, которая не содержит в себе угрозы. А вот высказывание: «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл, то станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!» больше говорит о ваших эмоциях, чем о будущем подростка.

8. НЕОБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Некоторые преподаватели делят учеников на любимчиков и тех, на ком можно срываться. Такой подход неэтичен сам по себе и вредит как первым, так и вторым. Кстати, психологи доказывают, что даже неправильная похвала может причинять вред. А попустительствуя лести и заискиванию, мы развиваем в детях не самые лучшие черты характера.

9. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Отсутствие эмпатии само по себе не является насилием, но часто ведёт к нему. В ответ на ваши замечания ученик каменеет, молчаливо отказываясь выполнять просьбу? Легко принять это за неуважение и разгневаться ещё сильнее. Но, возможно, вас вовсе не игнорируют, просто ученик парализован страхом. В опасной ситуации все живые существа, не исключая человека, непроизвольно реагируют двумя основными способами: идут на поводу у рефлекса «бей или беги» или замирают, не в силах пошевелиться.

Эмпатия помогает уловить состояние других и выбрать не связанную с эмоциональным давлением линию поведения. В данном случае вам стоит развеять ужас ученика и показать, что вы — человек, которому можно доверять, а неПугало из комиксов о Бэтмене. Тогда и задание будет выполнено.


Чем вредно эмоциональное насилие в школе?

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство.

Насилие вовсе не «закаляет характер». Следуя такой логике, следовало бы признать, что дети с самым твёрдым характером — это те, которые стали жертвами преступлений или постоянно сталкиваются с насилием в криминализированной среде. То, что нас не убивает, далеко не всегда делает нас сильней — чаще просто травмирует психику.

Результатом систематических оскорблений неизбежно становятся озлобленность и эскалация внутренней агрессии. Буллинг, хулиганство, травля и притеснения — всё это следствие авторитарных насильственных отношений в школе, и учителя, которые ведут себя с детьми схожим образом, только закрепляют эти проблемы.


Слайд 5. МИФЫ ЗАПУГИВАНИЯ

Целесообразно рассмотреть популярные мифы об использовании запугивания детей (а именно подростков) как полезного педагогического инструмента в системе школьного образования. Хотя в представленном виде она сформулированы доктором Дженифер Фрейзер, американской писательницей и исследователем психологии обучения, эти мифы оказываются вполне живучи и на отечественной педагогической почве:

Миф № 1. Подростки — это почти взрослые. Они должны учиться «держать удар».

Хотя это почти верно в физическом плане, в отношении развития головного мозга всё обстоит как раз обратным образом. Мозг подростков находится в стадии роста и развития, что не делает его менее восприимчивым к эмоциональным угрозам. Если вы не позволяли учителю или воспитателю кричать или ругаться на вашего малыша, вы не должны позволить им делать это и в отношении подростка. И те, и другие подвергаются значительному риску развития посттравматического расстройства в связи с текущей стадией развития их мозга.

Миф № 2. Запугивание — это такая форма заботы, направленной на то, чтобы сделать детей сильнее.

На самом деле запугивание вызывает стрессовую реакцию, которая способствует выработке в организме кортизола. Этот гормон непосредственно связан с депрессиями и психическими заболеваниями, и так уже слишком масштабно наблюдаемых в подростковой среде. Запугивание может оставить неизгладимый след именно потому, что влияет на гормональную сферу человека и снижает рост новых нейронных связей в мозге. Ничто из этого не делает ребенка сильнее, умнее или спортивнее. Зато наносит ему постоянный, необратимый физический вред.

Миф № 3. Эмоциональное насилие не так серьезно, как физическое или сексуальное.

Как было сказано выше, запугивание оставляет в мозге человека неврологические повреждения, которые можно увидеть с помощью МРТ.

Исследователей удивило, насколько эти повреждения схожи с теми, что были зафиксированы у детей, подвергшимся физическому или сексуальному насилию в раннем детстве.

Родители, одобряющие так называемую учительскую «строгость» ради победы и достижений, сопровождаемую криком и ругательствами, должны быть в курсе, что это сопоставимо с попустительством сексуального или физического насилия. Магнитно-резонансная томография показывает, что отклик мозга на эмоциональное давление идентичен его реакции на боль от удара или ожога.

Миф № 4. Издевательства — это просто часть взросления.

Неврологи доказали, что благоприятная, комфортная среда позволяет подросткам значительно эффективней развиваться и наращивать свой образовательный потенциал. В то время как в интоксицированном обществе, где страдания и стресс приобретают устойчивый характер, нередко отмечается интеллектуальный регресс. Изменения мозга являются долгосрочными, а эмоциональные шрамы остаются на всю жизнь. И тут надо задать себе непростой вопрос: откуда это берется, ведь никто не учит педагогов таким вещам в профессиональных учебных заведениях.

Миф № 5. Ученики и спортсмены лучше реализуют свой потенциал в стрессовом режиме.

Клетки мозга, сформированные в раннем возрасте и используемые в подростковом, образуют новые соединения, что и ведет разноплановому развитию человека. Те же, что не используются, постепенно отмирают. Так устроен человеческий мозг.

Таким образом, в подростковом периоде детский интеллект либо развивается, либо плавно идёт к разрушению. Выработка кортизола как реакция на стресс повреждает мозговые структуры, влияющие на обучение, память, концентрацию и принятие решений. При таких условиях ни один учитель или тренер не сможет добиться от ребенка каких-либо выдающихся достижений. Зато совершенно точно нанесёт ему серьёзную и продолжительную травму.

Современные исследования по неврологии подтверждают, что эмоциональное насилие наносит мозгу ребёнка серьёзный вред, который теперь фиксируется с помощью компьютерной томографии. Так же, как и физические повреждения, эмоциональные издевательства оставляют свои следы. Только в отличие от синяков, которые обязательно пройдут, и сломанных костей, которые срастутся, «шрамы» в мозгу человека могут не заживать всю жизнь.

Слайд 6. К причинам, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные формы насилия, могут быть отнесены:

– особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность);

– нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе;

– неудовлетворенность своим социальным положением;

– низкий уровень социальных навыков;

– проблемы со здоровьем;

– незнание других способов работы с непослушными детьми;

– незнание других способов решения трудных (конфликтных) ситуаций.

По мнению О. Борисенко, неуравновешенности учителей ввергает высокая нагрузка вынуждены набирать часы "под завязку", чтобы заработать на жизнь и низкий уровень зарплаты.

Слайд 7. С. В. Кривцова приводит типичные способы реагирования педагогов на выходки учеников, которые, можно отнести к насильственным:

– часто употребляет выражения типа – «Учитель здесь пока еще я»;

– оставляет последнее слово за собой;

– разговаривает с сарказмом;

– настаивает на своей правоте;

– ставит учеников в угол;

– формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»;

– втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему;

– использует такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки;

– говорит сквозь зубы;

– сравнивает одного ученика с другим и т. д.

Среди насильственных форм организации образовательной ситуации выделяют также:

– подавление педагогом инициативы учеников;

– наказание за неправильный ответ;

– некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать и т. д.;

– прерывание речи обучающихся;

– насильственное требование к обучающемуся давать ответы на поставленные педагогом вопросы;

– привилегированное отношение к заискивающим учащимся;

– оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Слайд 8. Психограмма педагога включает в себя следующие ПВК: профессиональные педагогические и психологические знания, коммуникативную компетентность, нервно-психическую устойчивость, распределение внимания, оперативную память и мышление, адекватную самооценку, уважение к людям, интерес к ним, педагогическую наблюдательность, хорошо развитую речь и др. К числу антиПВК педагога следует отнести психопатические черты характера, эмоциональную неустойчивость, безответственность, безнравственность, выраженные физические уродства. Психограммы представителей профессий типа «человек – человек» предъявляют требования в основном к познавательной и коммуникативной сферам личности, а антиПВК связаны прежде всего с эмоциональной сферой.

Слайд 9. Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определённые признаки:

«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».

"Такт - это чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо, создающее уменье держать себя подобающим образом"

«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».

Педагогический такт - это умение учителя быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с учащимися в процессе их обучения и воспитания, правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе учащихся.

«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности учителя».

Слайд 10. Основными признаками педагогического такта являются:

- требовательность, без грубости и мелочной придирчивости;

- естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства;

- принципиальность и настойчивость, без упрямства;

- внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого;

- юмор и ирония, без насмешливости;

- требовательность, без подавления и унижения личности;

- обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях;

- выслушивание обучаемых, без выражения безразличия;

- серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности;

- умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.

Основными чертами личности педагога, которые определяют отношение его к детям, и которые являются «краеугольными камнями» педагогического такта: интерес и любовь к детям; доброта; чуткость, отзывчивость; общительность; гуманность, человечность; требовательность; справедливость; принципиальность; честность; уравновешенность, выдержка; оптимизм, чувство юмора; коммуникативная компетентность; организаторские способности.

Как показывает педагогический опыт, именно наличие такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.

Таким образом, синдром педагогического насилия является одним из факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье обучающихся.

Слайд 9. Как предотвратить?

Общий ответ таков — следить за собой и создавать в педагогическом и ученическом коллективе здоровую атмосферу, которая позволяет поднимать вопрос и привлекать к нему внимание.

Главный принцип преодоления педагогического насилия — отказ от выстраивания взаимоотношений «агрессор — жертва». Ни одна из ролей в жестоких отношениях не бывает приятной или почётной.