В презентации "Психологическое развитие детей 3-4 лет", кратко описаны основные познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и восприятие). Основные кризисные моменты данного возраста. Данную презентацию можно использовать как для психологов, так и для педагогов и родителей.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое развитие детей 3 - 4 лет»
«Психологическое развитие детей 3 – 4 лет»
Подготовила: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Бобылева Елена Николаевна
ПРИЗНАКИ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
- Негативизм
- Упрямство
- Строптивость
- Своеволие
- Протест-бунт
- Симптом обесценивания
- Деспотизм
КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА?
- Позвольте малышу быть самостоятельным
- Расширьте права и обязанности ребенка
- Придерживайтесь одной линии воспитания в семье
- Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку
- Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек
- Любите ребенка
- Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка
Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности. Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности включает: Ощущения Восприятие Внимание Память Мышление Воображение
ОЩУЩЕНИЯ
С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания
окружающей действительности.
С ощущений начинается развитие человека.
Различают пять основных вид ов ощущений:
1.Вкусовые
2.Тактильные
3.Обонятельные
4.Зрительные
5. Слуховые
ВОСПРИЯТИЕ
В этом возрасте на развитие восприятия большое
влияние оказывает развитие речи и мышления .
Начиная активно использовать названия свойств,
признаков, состояний предметов и явлений, ребенок
тем самым выделяет для себя эти характеристики.
Восприятие носит предметный характер , т.е. свойства
предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у
ребенка от предмета.
ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ
Внимание непроизвольное и крайне неустойчиво.
- Способен удерживать внимание в течение 4 – 6 минут.
- Находить отличия между похожими картинками
Память
- Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов
- Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм
- Воспроизводить события текущего и прошедшего дня
ВООБРАЖЕНИЕ
- В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка... Так развивается воображение.
МЫШЛЕНИЕ
- В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, при пересчёте предметов использовать количественные числительные (один, два, три)
- В этом возрасте ребёнок может сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»
- Ребёнок ориентируется в таких понятиях, как «большой - маленький», «длинный - короткий», «широкий - узкий», «высокий - низкий»
- Малыш знает основные геометрические формы (шар, куб), фигуры (круг, квадрат, треугольник)
- Умеет различать предметы по форме, размеру и цвету
- Знает обобщающие слова (например: овощи, игрушки)
- Складывать разрезную картинку из 3-4 частей
МОТОРИКА
- Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч
- Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу
- Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 1 - 3 мин.
- Держит карандаш пальцами.
- Собирает и строит из 9 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ
- Обводит по контурам
- Копирует крест
- Воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника
- Умеет правильно держать карандаш.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
- Называет свое имя, фамилию, имена родителей
- Понимает названия цветов: «Дай красный мяч»
- Слушает длинные сказки и рассказы
- Выполняет двухсоставную инструкцию (Дай мне красный кубик и голубой шар)
СВОЕВРЕМЕННОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
В возрасте 2-4 лет отклонениями от речевой нормы считаются:
- полное отсутствие речи,
- сильное опоздание в появлении речи,
- к 3-4 годам речь абсолютно невнятна,
- остановка развития речи на одном уровне,
- к 3-4 годам торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного ритма во
время разговора.