СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие "Умей сказать Нет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Умей сказать Нет"»

Психологическое занятие с обучающимися 4 класса «Умей сказать Нет!»

Цель

Формирование волевых качеств личности


Задачи

1.Сформировать понятия «моя позиция», «сопротивление», «противодействие».

2.Формировать умение противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

3.Развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.

4. Отработать навыки уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

5. Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

Планируемые результаты

Личностные УУД: формирование самосознания и самооценки, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; способность к эмпатии и рефлексии


Регулятивные УУД: выполнение действий по инструкции, умение оценивать результаты коммуникации (своей – чужой)


Познавательные УУД: формирование понятий «моя позиция» «сопротивление», «противодействие», анализ ситуаций, в которых стоит сказать «нет»

Коммуникативные УУД: умение оценивать ситуацию, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, выражать свои мысли

Основное содержание темы, понятия и термины

моя позиция, сопротивление, противодействие, отказ













Этап занятия


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

(создание условий для возникновения у обучающихся потребности включения в деятельность)


Приветствие «Имена-качества»




Принятие правил

Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание условий.

Встреча обучающихся, создание доброжелательной атмосферы.



Приветствие.

Предлагает назвать свое имя и качество на букву, на которое начинается имя, н-р, Сергей – серьезный…


- Ребята, смотрите какие вы все разные, но не смотря на это, сегодня нам нужно работать слаженно и дружно. Для этого обратимся к правилам.

(Вывешивает ватман с уже написанными правилами)


1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Не перебивать говорящего.

3. Не бояться высказывать свое мнение.

4. Относиться друг к другу доброжелательно.

Обучающиеся настраиваются на занятие, приветствуют педагога, садятся на стулья по кругу.



Обучающиеся называют имя и качество на ту же букву, что и имя.



Обучающиеся знакомятся с правилами работы в группе.

Личностные: мотивация к обучению и познанию, формирование базовых ценностей.


Регулятивные: волевая саморегуляция, умение принимать правила

Вводная часть. Упражнение-активатор «Весёлый счёт» (снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения)

- А теперь постараемся проявить слаженность и внимание.


Объясняет задание (в выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться).


- Вы большие молодцы, действовали слаженно, внимательно, а теперь также активно попробуем выполнить следующее упражнение.




Обучающиеся называют какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает.

Регулятивные: волевая саморегуляция, умение действовать по правилам

Коммуникативные: взаимодействие в групповой игре

Познавтельные: тренировка внимания

Основная часть. Учимся говорить «Нет!» (формирование понятие «моя позиция»)





















Беседа с элементами тренинга

















Упражнение «Две шеренги»

(осознание понятия «противодействие»)















Упражнение «Бой словами»

(осознание понятия «сопротивление»)




















Упражнение-тренинг. Ситуации.

(развитие способности делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;

отработка навыка уверенного поведения, отстаивания своей позиции)
































































Ответьте мне на несколько вопросов, проявите свою позицию.

- Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?

- Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?

- Вы любите очень горькую пищу?

- Просто ли было сказать: «Нет!»?

- Почему?



- А легко ли вам отказаться, сказать «нет», если вам предлагают:

  • обидеть кого-то,

  • сказать неправду кому-то,

  • покататься на машине с незнакомым человеком.

- В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: «Нет!». Но если не сказать, то…


- Если мы не сможем сказать: «Нет!», то потом будет гораздо хуже и другим, и нам. Мы за это в ответе.

- Легко ли вам было отказаться? Уже сложнее. Тут уже начинается борьба с самим собой, со своими мыслями: "Если я скажу "нет", то я кого-то обижу, если я скажу "нет", то со мной не будут играть, если я скажу "нет", то меня будут считать трусом". И в то же время вы представляете, что существует некая опасность. Что, например, может быть опасного в том, если вы покатаетесь на машине с незнакомым человеком?

- Итак, здесь борются желание сделать то, что предлагают с мыслями об опасности, что ты можешь лишиться жизни (н-р, это может быть террорист, похититель).


- А раз все приходит с тренировкой, мы сейчас тоже с вами потренируемся говорить «нет»... но необычным способом.

- Встаньте в две шеренги друг напротив друга. Подставьте ладони друг к другу. Один из вас будет молча давить на ладони, как бы заставляя согласиться с плохими действиями, другой будет молча сопротивляться. Обратите внимание на то, что не нужно очень сильно давить на ладони, т.к. у нас действует правило №4 (доброжелательного отношения друг к другу). Мы не стараемся кого-то унизить или обидеть, мы тренируемся! Остановитесь по сигналу «СТОП».


- Сейчас вы проведете бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш разговор будет состоять из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно говоря все настойчивее и тверже. Остановитесь по сигналу «СТОП».


- Какое слово проще произносить да или нет?

- Да вы правы. Труднее говорить нет, у нас даже прерывается дыхание. Вот и это упражнение нам говорит об этом.


- Какое качество вы проявляли, чтобы сопротивляться?

- Итак, большинство из вас считают, чтобы научиться говорить нет, нужно развивать в себе силу воли, упорство, твердость в характере…


- Но бывают в жизни сложнее ситуации и вам предложат не раз что-то плохое и за этим плохим напором может прятаться хитрость. Сейчас я с кем-то из вас проиграю ситуацию, в которой я буду плохим учеником. Задачей «моего одноклассника или одноклассницы» будет отказаться от плохого поступка. Ситуация.

-Ты знаешь, я увидела в портфеле у Васи пакет с конфетами. У него сегодня День рождения и он, видимо, будет нас угощать. Сколько можно ждать. Слушай, давай сейчас возьмем по одной.

-Нет.
-Да чего ты из себя правильного-то строишь. Ведь тебе тоже хочется.

-Нет.
-Да я бы и сама стянула, но это сразу все увидят. Давай я буду отвлекать класс, а ты в это время возьмешь конфеты.

-Нет.
-С тобой каши не сваришь! Вот ведь не повезло с одноклассниками!


- Итак, что я сейчас делала?



- К чему я склоняла, что просила сделать?

- А воровство наказывается по закону, за него судят.


- Что делал (имя)?


- А есть и такая схема отказа или шаги

(Знакомит с алгоритмом)

  1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.

  2. Оставаться спокойным и сказать «нет».

  3. Объяснить, почему вы говорите «нет».

  4. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.


Предлагает другую ситуацию



- Какой аргумент привёл (имя), когда сказал «нет».

- Какие аргументы привели бы вы?


- А теперь ребята предлагаю каждому из вас подумать какие ситуации были у вас в жизни, когда вам нужно было отказаться от плохого поступка. Я предлагаю вам написать или нарисовать в виде запрещающего знака то, от чего бы вы хотели научиться отказываться, чему бы вы хотели научиться говорить нет! Приглашаю вас к столу.

- А сейчас по кругу продолжите фразу

Я скажу «нет», если мне предложат…


- Да, ребята вы большие молодцы, привели много разнообразных примеров и теперь вы уже знаете несколько ситуаций в которых стоит сказать нет!



Обучающиеся отвечают на вопросы





Потому, что так никто не делает и это все неинтересно и скучно, и даже страшновато.








Обучающиеся высказывают свое мнение




Обучающиеся отвечают на вопросы

















Обучающиеся выполняют упражнения



























- Легче произносить да, труднее нет.





- Силу воли, упорство, смелость…
















Обучающиеся с педагогом разыгрывают ситуации

















- Оказывали давление, пытались подбить на плохие действия.

-Своровать





Он придерживался четкой линии отказа: «Нет!», «нет!»...











Обучающиеся прорабатывают схему на другой ситуации













Обучающиеся проходят к столу и выполняют задание,


продолжают фразу


Регулятивные: волевая саморегуляция, умение действовать по правилам

Коммуникативные: взаимодействие в групповой игре, умение оценивать ситуации, оценивать свои высказывания и других, высказывать собственное мнение

Познавтельные: тренировка внимания, анализ жизненного опыта в предложенных ситуациях,

присвоение понятия «моя позиция», «сопротивление»,«противодейсвие»


















































































































































Рефлексия

- Ребята, какие качества характера мы тренировали для того чтобы сказать нет?


- Поднимите руку, кто научился говорить «нет»?

- Я вижу, что вы научились говорить «нет», привели примеры разнообразных ситуаций. Вы большие молодцы!

- Спасибо!

- Сила воли, упорство, смелость…


Регулятивные: анализ полученных знаний и умений

Познавательные: воспроизведение понятий, используемых на занятии

Коммуникативные: выражают свои мысли




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!