Организационный (создание условий для возникновения у обучающихся потребности включения в деятельность) Приветствие «Имена-качества» Принятие правил | Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание условий. Встреча обучающихся, создание доброжелательной атмосферы. Приветствие. Предлагает назвать свое имя и качество на букву, на которое начинается имя, н-р, Сергей – серьезный… - Ребята, смотрите какие вы все разные, но не смотря на это, сегодня нам нужно работать слаженно и дружно. Для этого обратимся к правилам. (Вывешивает ватман с уже написанными правилами) 1. Обращаться друг к другу по имени. 2. Не перебивать говорящего. 3. Не бояться высказывать свое мнение. 4. Относиться друг к другу доброжелательно. | Обучающиеся настраиваются на занятие, приветствуют педагога, садятся на стулья по кругу. Обучающиеся называют имя и качество на ту же букву, что и имя. Обучающиеся знакомятся с правилами работы в группе. | Личностные: мотивация к обучению и познанию, формирование базовых ценностей. Регулятивные: волевая саморегуляция, умение принимать правила |
Основная часть. Учимся говорить «Нет!» (формирование понятие «моя позиция») Беседа с элементами тренинга Упражнение «Две шеренги» (осознание понятия «противодействие») Упражнение «Бой словами» (осознание понятия «сопротивление») Упражнение-тренинг. Ситуации. (развитие способности делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; отработка навыка уверенного поведения, отстаивания своей позиции) | Ответьте мне на несколько вопросов, проявите свою позицию. - Вам хотелось бы спать в ледяной пещере? - Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу? - Вы любите очень горькую пищу? - Просто ли было сказать: «Нет!»? - Почему? - А легко ли вам отказаться, сказать «нет», если вам предлагают: обидеть кого-то, сказать неправду кому-то, покататься на машине с незнакомым человеком. - В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: «Нет!». Но если не сказать, то… - Если мы не сможем сказать: «Нет!», то потом будет гораздо хуже и другим, и нам. Мы за это в ответе. - Легко ли вам было отказаться? Уже сложнее. Тут уже начинается борьба с самим собой, со своими мыслями: "Если я скажу "нет", то я кого-то обижу, если я скажу "нет", то со мной не будут играть, если я скажу "нет", то меня будут считать трусом". И в то же время вы представляете, что существует некая опасность. Что, например, может быть опасного в том, если вы покатаетесь на машине с незнакомым человеком? - Итак, здесь борются желание сделать то, что предлагают с мыслями об опасности, что ты можешь лишиться жизни (н-р, это может быть террорист, похититель). - А раз все приходит с тренировкой, мы сейчас тоже с вами потренируемся говорить «нет»... но необычным способом. - Встаньте в две шеренги друг напротив друга. Подставьте ладони друг к другу. Один из вас будет молча давить на ладони, как бы заставляя согласиться с плохими действиями, другой будет молча сопротивляться. Обратите внимание на то, что не нужно очень сильно давить на ладони, т.к. у нас действует правило №4 (доброжелательного отношения друг к другу). Мы не стараемся кого-то унизить или обидеть, мы тренируемся! Остановитесь по сигналу «СТОП». - Сейчас вы проведете бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш разговор будет состоять из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно говоря все настойчивее и тверже. Остановитесь по сигналу «СТОП». - Какое слово проще произносить да или нет? - Да вы правы. Труднее говорить нет, у нас даже прерывается дыхание. Вот и это упражнение нам говорит об этом. - Какое качество вы проявляли, чтобы сопротивляться? - Итак, большинство из вас считают, чтобы научиться говорить нет, нужно развивать в себе силу воли, упорство, твердость в характере… - Но бывают в жизни сложнее ситуации и вам предложат не раз что-то плохое и за этим плохим напором может прятаться хитрость. Сейчас я с кем-то из вас проиграю ситуацию, в которой я буду плохим учеником. Задачей «моего одноклассника или одноклассницы» будет отказаться от плохого поступка. Ситуация. -Ты знаешь, я увидела в портфеле у Васи пакет с конфетами. У него сегодня День рождения и он, видимо, будет нас угощать. Сколько можно ждать. Слушай, давай сейчас возьмем по одной. -Нет. -Да чего ты из себя правильного-то строишь. Ведь тебе тоже хочется. -Нет. -Да я бы и сама стянула, но это сразу все увидят. Давай я буду отвлекать класс, а ты в это время возьмешь конфеты. -Нет. -С тобой каши не сваришь! Вот ведь не повезло с одноклассниками! - Итак, что я сейчас делала? - К чему я склоняла, что просила сделать? - А воровство наказывается по закону, за него судят. - Что делал (имя)? - А есть и такая схема отказа или шаги (Знакомит с алгоритмом) Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно. Оставаться спокойным и сказать «нет». Объяснить, почему вы говорите «нет». Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений. Предлагает другую ситуацию - Какой аргумент привёл (имя), когда сказал «нет». - Какие аргументы привели бы вы? - А теперь ребята предлагаю каждому из вас подумать какие ситуации были у вас в жизни, когда вам нужно было отказаться от плохого поступка. Я предлагаю вам написать или нарисовать в виде запрещающего знака то, от чего бы вы хотели научиться отказываться, чему бы вы хотели научиться говорить нет! Приглашаю вас к столу. - А сейчас по кругу продолжите фразу Я скажу «нет», если мне предложат… - Да, ребята вы большие молодцы, привели много разнообразных примеров и теперь вы уже знаете несколько ситуаций в которых стоит сказать нет! | Обучающиеся отвечают на вопросы Потому, что так никто не делает и это все неинтересно и скучно, и даже страшновато. Обучающиеся высказывают свое мнение Обучающиеся отвечают на вопросы Обучающиеся выполняют упражнения - Легче произносить да, труднее нет. - Силу воли, упорство, смелость… Обучающиеся с педагогом разыгрывают ситуации - Оказывали давление, пытались подбить на плохие действия. -Своровать Он придерживался четкой линии отказа: «Нет!», «нет!»... Обучающиеся прорабатывают схему на другой ситуации Обучающиеся проходят к столу и выполняют задание, продолжают фразу | Регулятивные: волевая саморегуляция, умение действовать по правилам Коммуникативные: взаимодействие в групповой игре, умение оценивать ситуации, оценивать свои высказывания и других, высказывать собственное мнение Познавтельные: тренировка внимания, анализ жизненного опыта в предложенных ситуациях, присвоение понятия «моя позиция», «сопротивление»,«противодейсвие» |