СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа со стрессовыми реакциями.
Дон С.В
Занятие “СТРЕСС”.
План занятия:
1) Что такое стрессы. Виды стрессов.
2) Градации степени тяжести событий в соответствии с давлением, оказываемым на психику.
3) Три фазы стресса.
4) Посттравматические стрессовые нарушения.
5) Влияние травмы на восприятие времени.
6) Что происходит с нами при стрессе? Профилактика.
7) Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.
8) Программа действий при нервной перегрузке.
Ход занятия:
Вступительное слово
Стресс - в этом слове слышится боль, угроза, напряженность. В 1936 году ученый-физиолог Ганс Селье начал работу по изучению стресса. XX век - век стрессов. ХХI век – тоже. Но сам Селье считал, что стресс иногда и полезен, что это мощная приправа к повседневной пище жизни.
Стресс- это нетипичная реакция организма на любое предъявляемое ему требование.
Стрессы
1. Физиологические:
болевые воздействия, холод, жара, давление, физические нагрузки и т.п.
Примеры о суженности сознания, “лабиринтности” его при стрессе, примеры о галлюцинациях при стрессе при воздействии жары и т.п.
2. Психологические:
а) информационные: подорожание продуктов питания, размещение ядерных отходов, обесценивание рубля и т.п.
б) эмоциональные: угрозы, обиды, конфликты, необходимость выбора или принятия решения, принятие ответственности и т. п.
В критических ситуациях реакция организма на стресс спасает жизнь: помогает увернуться от пули, выскочить из горящего дома, оказать сопротивление обидчику.
Тест « Волшебная страна чувств».
Градации степени тяжести (по Фомину) событий в соответствии с давлением, оказываемых на психику.
За год человек может набрать до 300 баллов по шкале Фомина, если он не может выходить из стрессовой ситуации, он не умеет и расслабиться или не знает, как помочь своему организму в стрессовой ситуации, то рано или поздно он подходит к черте, за которой депрессия и болезни (находим среднее число, которое должно быть не более 300 баллов).
Жизненные события | Значение события в баллах |
1. Смерть супруга | 100 |
2. Развод | 73 |
3. Разъезд супругов (без оформления развода) | 65 |
4. Тюремное заключение | 63 |
5. Смерть близкого члена семьи | 63 |
6. Травма или болезнь | 53 |
7. Женитьба | 50 |
8. Увольнение с работы | 47 |
9. Примирение супругов | 45 |
10. Уход на пенсию | 45 |
11. Изменение в состоянии здоровья члена семьи | 44 |
12. Беременность | 40 |
13. Сексуальные проблемы | 39 |
14. Появление нового члена семьи | 39 |
15. Реорганизация на работе | 39 |
16. Изменение финансового положения | 38 |
17. Смерть близкого друга | 37 |
18. Изменение профессиональной ориентации | 36 |
19. Усиление конфликтности отношений с супругом | 35 |
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа | 30 |
22. Изменение должности | 29 |
23. Сын или дочь покидают дом | 29 |
24. Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25. Выдающееся личное достижение | 28 |
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28. Изменение условий жизни | 25 |
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек | 24 |
30. Проблемы с начальством | 23 |
31. Изменение условий или часов работы | 20 |
32. Перемена места жительства | 20 |
33. Смена места обучения | 20 |
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | 19 |
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36. Изменение социальной активности | 18 |
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора и т.д.) | 17 |
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном | 16 |
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи | 15 |
40. Изменение привычек, связанных с питанием | 15 |
41. Отпуск | 13 |
42. Рождество | 12 |
43. Незначительное нарушение правопорядка | 11 |
Пример: Радостное событие: молодой человек в один год закончил учебу, женился, в семье родился ребенок; получили квартиру. Юноша оказался в депрессивном состоянии. Оказывается, что и радостные события вызывают стресс.
Эустресс - стресс, позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий на высоком уровне работать, и т.д.
Дистресс - стресс, который несет в себе разрушительную для нашего организма силу.
Очень характерный показатель готовности или неготовности к стрессу:
умение ждать;
умение подстроиться под общий ритм.
Пример: Тревожное, взвинченное состояние, если девушка опаздывает на встречу, а юноша в это время прокручивания внутри себя картины ужасных ситуаций, в которые могла она попасть. Флегматик может быть внешне спокоен, а затем - бурное проявление ответных реакций (пинает ногой урну). Давайте иногда выход ярости, но чтоб он был безопасен для окружающих.
Неумение подстроиться под общий ритм жизни – беда индивидуалистов и творческих личностей (испытывают постоянный стресс).
Факторы, усугубляющие стрессовые ситуации:
слабая организация нервной системы;
особенные периоды жизни: половое созревание, предменструальный синдром, беременность и климакс.
1.Стрессы детства:
низкая сопротивляемость организма, но взамен, быстрая свертываемость крови.
миелинизация мозга, отсюда высока реакция на раздражители;
Примеры:
а) Опрос первоклассников в школе: напишите, как вас дома ласково называют мама или папа? Предлагается родителям на собрании угадать, чей ребенок писал ту или иную записку. Из класса в 30 учеников, только угадывают своих детей 5 мам. Очень много таких общих слов, как доченька, солнышко, чаще просто по имени: Ирочка, Ванечка.
б) Прошу ответить детей: - Как вас дома родители наказывают, знаете? Назовите. Какие слова мамы при этом говорят, знаете? А что мамы чувствуют, вас наказывая? А что вы при этом чувствуете? У ребят чувства равны произведенным действиям.
Если ребят с маленького возраста учить, как лучик солнышка на щечку упал, а ты при этом испытал тепло, покой и радость.
Как цветочку, сквозь асфальт пробиваться трудно, но он тянется к солнышку каждым маленьким листиком.
Если, стоя на горке, помочь ощутить восторг и простор.
Если научить радоваться морозу, рисующему на стекле, то , наверно, в трудные минуты взрослой жизни, лучик солнца, упавший на щеку, принесет облегчение, радость. А может, убережет от крайнего шага. И маму мы научим детей любить, и узнавать, что чувствует мама, когда устала или больна. И родину любить. И жизнь.
Ребенок, как сосуд, в который “вливается” все, что происходит вокруг. И остается на долгие годы.
Как нужно помнить о том, что первые слова, которые мы должны говорить, “Я тебя люблю. Не смотря ни на что”. А потом уже разбирать сложившуюся ситуацию. Слова: “Я тебя не люблю” - детками маленькими воспринимаются буквально. Сколько это приносит душевных мук!
Хотелось бы вспомнить о “материнской” любви и “отцовской” любви. “Материнскую” любовь может взять на себя отец, а мамы в наше непростое время, чаще всего, берут на себя “отцовскую” любовь. “Материнская” любовь - она безоценочна: я тебя люблю, потому, что ты моя кровиночка, ты мой самый- самый. “Отцовская” любовь - она за что- то. Помыл посуду- люблю, не помыл - не люблю! Много семей, в которых только одна мама воспитывает ребенка. И дети не дополучают, того, что должны получить изначально, из семьи - два “вида” любви: отцовскую, и материнскую! Только один раз я видела яркий пример соединения в одном человеке двух видов любви одновременно. Бабушка, которая пекла пирожки на кухне, а через 20 минут - она строгая учительница, заставляющая играть гаммы, а через час она же опять милая бабушка, с руками, испачканными в муке.
Ребенок маленький, живя в семье, за норму принимает любые условия. Если у вы считаете, что ребенок видит, как вы стараетесь, готовите, моете полы 3 раза в день, как бесконечно натираете, например, зеркала - не надейтесь, он это не оценит сейчас. Это все для ребенка норма. Но ребенок на всю жизнь запомнит, что - то очень плохое или очень хорошее, что выпадает из уклада дня, из логики поведения родителей, удивившее новизной ситуации и т.п.
Например, после разговора с психологом, мама, очень строго воспитывающая дочь, решила купить то, что та попросит. И в магазине, когда ребенок попросил, особо не надеясь, купить куклу, ей купили. Да еще в придачу книгу, да еще пирожное, да еще фломастеры – в результате, ребенок упал в обморок - в ее головке не уложилось, что же случилось с мамой? Может, это какая - то тайна, может, очередное хитрое наказание, может, сама девочка в чем виновата?
Недавно была у меня на консультации мама двухлетней девочки. Она спрашивала, можно ли наказывать ребенка, если он жадничает в песочнице, не дает свои игрушки? Но ведь ей только два годика. И для нее игрушка, взятая в руку, это продолжение ее руки. И, попробуйте, отдайте свою руку…
Ребенок до 2 - 3 лет “знает”, что у него есть 2 мамы: одна Баба-Яга, а вторая хорошая. И каждый испытывает в очередной ситуации маму: Баба-Яга его мама или нет. Шлепнула – Баба-Яга, приласкала, даже если виноват - хорошая.
Обнимайте чаще ребенка, жалейте, ласкайте. Нам дано природой возможность испытывать 10000 тысяч различных эмоций, а мы используем их крайне мало, но зато с какой силой - если гнев, так это гнев, если агрессия - то никаких полутонов и т. д. Воспитание двойняшек в семье - это вообще отдельный разговор. Время, затраченное на двоих сразу, не расценивается как время, проведенное с каждым из них по отдельности.
Говорите со своим ребенком чаще. В минуты, когда он укутывается в одеяло, он может рассказать о самом сокровенном, самом дорогом или о чем - то тревожащем его. Находите побольше времени на своего ребенка. Все: рождение, сломанная игрушка, осмотр врача, неумение что-то сделать самостоятельно, не рассказанная на ночь сказка, не купленная книжка, “не мешай, я занят” - все наполняет сосуд, который ребенок понесет во взрослую жизнь. Эстетика взрослой жизни, которую видит ребенок, отвратительна. Мы просто привыкли к ней, притерпелись, и для нас это так же нормально, как для солженицынского Ивана Денисовича - лагерные бараки и нравы, там царящие. Мы привыкли к лагерной жизни, к ее ценностям и ее стилистике, и сами не заметили, как стали частью и этой жизни, и этой стилистики.
Но дети, в отличие от взрослых, открывают этот мир заново, у них нет еще сформировавшихся ценностей и норм, они только строят, выращивают свое отношение к миру. ... Если мы не хотим, чтобы дети нас боялись, если мы хотим хоть как-то обелить свой образ в их глазах, нам в какой-то момент, пересилив себя, хоть однажды, а лучше время от времени и все чаще и чаще нужно самим становиться воспитанниками. Чтобы вместе с детьми, как они, учась у них, строить жизнь.
Пример: Из рассказа мамы 4-летнего Дениса: “Вы не представляете себе, что это за ребенок, сплошное мучение. С ним нельзя ходить ни в гости, ни в магазин, на улицу лишний раз выходить не хочется, о детском саде даже речи идти не может. Он абсолютно не управляемый, может устроить на людях истерику: кричать, хватать вещи, бросать их, упасть на пол, размахивать руками и ногами. То вдруг замирает, забивается в угол, в глазах страх. Неизвестно, что ждать от него, как он поведет себя в той или иной ситуации. Иногда он кажется спокойным, а то вновь напряжен. Не понимаю, что с ним происходит: он болен или у него дурной характер?”
Пожалуй, самой распространенной жалобой родителей является “неуправляемость, нервность” ребенка, причем под этот родительский “диагноз” попадает практически 90% детей, что особенно интересно совершенно различных детей. С точки зрения медицины и психологии под определением “нервный” может скрываться как ребенок с повышенной эмоциональной чувствительностью, так и с аномалиями развития характера, неврозом, органическими нарушениями деятельности головного мозга.
Говоря о детской “нервности”, а особенно предпринимая попытки ее коррекции очень важно знать причины ее появления.
Можно выделить несколько причин детской “нервности”:
Врожденные причины, то есть определенные особенности психики и физиологии ребенка. Эти дети обладают такими качествами как впечатлительность, чувствительность, ранимость, обидчивость, жалостливость, быстрая смена эмоций - “переход от смеха к слезам и наоборот” составляет несколько секунд. С рождения ребенок плохо спит, просыпается от малейшего шума, может просыпаться за ночь более десяти раз, подолгу не засыпает. Любая мелочь его отвлекает, он непоседлив, суетлив. У них в характере сочетаются противоречивые черты. Например, медлительность мышления с повышенной двигательной активностью, стремление к общению и негибкость в нем, обязательность и несобранность.
Социальные причины, то есть особенности общения с окружающими людьми в первую очередь с родителями. Какие же особенности семейного воспитания способны спровоцировать развитие детской нервности?
- Несоответствие требований родителей возможностям, потребностям детей, ритму их развития. Так, родители, стараясь максимально развить ребенка, начинают водить его сразу в несколько различных секций, кружков (Например, музыкальную школу, английский язык и карате). При этом они хотят, чтобы и в школе ребенок учился если не на “отлично”, то уж без “троек” точно. Какое-то время ребенок, отказавшись от прогулок и нескольких часов сна, справляется с такой нагрузкой. Но в определенный момент накопившаяся усталость и небольшой стресс приводят к возникновению у невроза.
- Непоследовательный характер воспитания, когда вчера что-то было можно, а сегодня почему-то нельзя. На прошлой неделе принес “двойку” ничего не сказали, а сегодня за “тройку” наказали. Ребенок не может предугадать реакцию взрослых, из-за этого находится в постоянном напряжении.
- Несогласованный характер воспитания, когда папа запрещает что-то, а мама разрешает. Ребенок, естественно, выбирая между “можно и нельзя”, выберет “можно”, но, помня, что второй родитель это запретил, будет вынужден каким-то образом уладить отношения и с ним. Как правило, подобный тип воспитания следствие скрытого конфликта между родителями, неумения их договариваться.
- Эмоциональная неустойчивость в общении с детьми означает постоянный повышенный тон, крик. Излишне строгое воспитание.
- Тревожность в воспитании – оба родителя или один из них выражают постоянную тревогу за здоровье, развитие ребенка, излишне предохраняют его от всего.
Хронические или острые заболевания.
Зная причины “нервности” ребенка, можно строить систему мер по ее коррекции. Так, если эти качества врожденные, то необходимо помнить об индивидуальности ребенка, планировать его день, нагрузку таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся, имел возможность отдохнуть, и самое главное надеяться на положительный результат. Со временем симптомы исчезнут. Невропатия это еще не болезнь, это лишь предрасположенность к ней.
Если же дело в семейных взаимоотношениях, необходимо менять их. Вирджиния Сатир, известный семейный психотерапевт, говорила о том, что семья единый механизм, где каждый влияет на каждого, как шестеренки в часах: если одна начинает крутиться быстрее, остальные также вынуждены поменять скорость своего движения.
Неврозы – это те заболевания, которые затрагивают как психическую, так и физическую сторону личности человека.
Выделяют следующие виды невроза:
· неврастения проявляется в стабильном пониженном настроении, неуверенности, робости, быстрой утомляемости и истощаемости, отказе от любой ответственности, повышенной раздражительности, неудовольствии всем окружающим и собой в том числе. При неврастении наблюдаются вегетативные расстройства такие, как боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что “внутри что-то сжимается”. При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Больные неврастенией сосредоточены на своих ощущениях, постоянно чувствуют себя нездоровыми. Неврастения возникает на фоне нервного перенапряжения, при переутомлении, а так же ее развитию способствует тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью ребенка.
· истерический невроз. Проявления истерии очень разнообразны. У детей чаще наблюдаются следующие формы реагирования истерическая депрессия и истерический припадок. При истерической депрессии ребенок всем своим видом, мимикой, позой показывает, как все окружающие несправедливы к нему, как он переживает и страдает. Классическим примером выраженных истерических расстройств является истерический припадок. Во время припадка ребенок внезапно падает на пол и начинает кричать, размахивать руками и ногами. Подобные “пируэты” ребенок проделывает после того, как ему отказали в выполнении какого-то его желания. Например, в покупке очередной игрушки. Со стороны кажется, что ребенок не видит и не слышит происходящего вокруг, поскольку абсолютно не реагирует на замечания окружающих. На самом деле, это со всем не так. Ребенок никогда не устроит истерику, если отсутствуют зрители, он никогда не упадет так, чтобы сильно удариться. Самые действенный способ прекратить подобное “выступление” - перестать обращать внимание на ребенка, чем больше вокруг него производят действий тем, сильнее его реакция.
· невроз навязчивых состояний. Чаще всего у детей наблюдаются различные фобии: страх темноты, одиночества, высоты, болезни, различных животных, замкнутых или наоборот открытых пространств. Иногда, чаще при заикании, встречается страх речи. Появление фобии сопровождается вегетативными симптомами: бледностью лица, сухостью во рту, серцебиением, потливостью, расширением зрачков. В целом симптомы такие же, как и при сильном испуге.
Безусловно, большинство людей в детстве чего-то боялись, пытались с той или иной долей успешности “закатить истерику”, испытывали переутомление, и нечего, выросли “нормальными” людьми. Да это так, но вспомните, скольких усилий Вам это стоило, сколько неприятных минут, а может быть часов или даже дней Вам пришлось пережить, сколько возможностей было упущено. Неужели Вы хотите, чтобы и Ваш ребенок прошел через это?
Стрессы юности.
Неразделенная любовь. Выращенная беспомощность. Многочисленные долженствования - я должен соответствовать родителям, их требованиям. Требованиям коллектива Несоответствие идеалу. Многого не умеешь - возрастной кризис. Требованиям моды. Потеря мечты в молодом возрасте по различным причинам, часто социальным. Привлечение внимания родителей к себе любыми способами, даже через нарушение норм поведения, ухудшения учебы - лишь бы родители уделили внимание, даже если это внимание придет через наказание и разборы.
Уже в школе ребенок сталкивается с тем, что взрослые не могут обеспечить ему сносный уровень учебы и минимальной безопасности. Известно, например, что у многих первоклассников нередко появляется гастрит на почве школьных неврозов. Малыши боятся опоздать в школу - учительница будет ругать. Боятся не выполнить домашнее задание - получат плохую отметку. Особенно первоклассники боятся заходить в туалет. Учителя там не появляются, и поэтому старшие ребята запросто могут отлупить.
Дети все время получают уроки безответственности взрослых, их неумения наладить детскую жизни и при этом... запредельного стремления воспитывать детей.
Мы загоняем их в школу - и там они тратят лучшие годы детства на муштру и показуху, в один прекрасный момент, осознавая, что школа запихивает в них огромную кучу мусора и заставляет проходить безумный ритуал подчинения ради заветного аттестата. А на самом деле, поступление в университет связано не с этими школьными отметками, а связано с блатом, взятками и другими неприглядными вещами.
Тех мальчиков, кому не повезло, мы загоняем в армию, там их уже мучают всерьез, кого-то убивают, всех бьют, всех унижают. Миллионы мальчиков в обязательном порядке проходят двухлетнюю школу унижения и садизма, вначале истязают их, потом - они. Если кто-то уклоняется от этой повинности - их сажают в тюрьму.
Если говорить о тех ребятах, которые прошли горячие точки, то можно вспомнить эксперимент, прошедший в 50- годы. Аборигенов из Африки переселили в Норильск. Там полярный день, полярная ночь, нехватка освещения и как результат, все вытекающие отсюда последствия. Эксперимент посчитали неудачным, так как аборигены прижились, не болели, родили даже детей. Их вернули на родину. Но вот там, за 10 следующих лет, многие из них умерли.
Так и наши ребята, те, кто воевал в возрасте 18- 19 лет, легко адаптируются к боевой жизни, но вот выход из нее, возвращение к мирной жизни, приносит много проблем, болезней. По статистике, сначала легочные заболевания, затем, колиты, гастриты, язвы, потом очень много онкологии, к годам 40 - 45 - инсульты и инфаркты.
Милиция и вообще правоохранение с педагогической точки зрения - вершина нашей взрослой бездарности в устройстве жизни. Каждый ребенок знает о том, как ведут себя милиционеры в участках. Жизнь на улице для подростка - это мир, поделенный между насилием бандитов и насилием милиции. Третьего не дано, и это тоже результат нашего взрослого неумения обустроить свою жизнь.
И, наконец, совсем взрослый мир - мир денег и большой власти, мир, где ребенку уже не надо объяснять смысл золотого правила современности "не обманешь - не продашь", где грабежи и убийства в выпусках новостей подаются так обыденно, как будто речь идет о мелкой неприятности, например, о поломке светофора на центральной улице города.
3. Стрессы зрелости.
Происходит адаптация к наиболее частым воздействиям стресса, увеличивается сопротивляемость. Но жизненный опыт не всегда помощник в борьбе со стрессами, слышу часто: либо молиться, либо прощать, либо помирать от огорчения, но с гордо поднятой головой. Если нет эмоционального адекватного ответа, то он выразится в плохом самочувствии, неожиданной простуде, несчастном случае.
Работая психологом, очень часто сталкиваюсь с потерей мечты во взрослом возрасте. Очень много проблем с обеднением эмоций. Говоря о частых пребываниях в чрезвычайных ситуациях, можно говорить о том, что стадии восстановления практически нет. Стадия героизма меняет стадию медового месяца, затем идет стадия разочарования, а вместо стадии восстановления, человек попадает в необходимость работать по ликвидации новой ЧС.
Плохо ведется психологическая работа в частях по разрешению и предупреждению конфликтных ситуации. Вообще, работе с семьей отводится мало времени. В каких условиях живут большинство офицеров, какую получают заработную плату - это мы все знаем.
Хороши были бы здесь лекции и по психологическому просвещению и тренинги конструктивного общения, взаимодействия, доверия, уверенного поведения, группы психологической поддержки, тренинги саморегуляции и др.
Можно привести примеры о том, что у спасателей нет простого понимания о работе психолога, психотерапевта, психиатра. Часто слышу ответы: “У меня с головой все в порядке”.
На лекции уместно привести примеры, о приобретении стрессовых расстройств только из - за того, что мы забываем, что все мы разные: совы и жаворонки, мужчины и женщины, с разным типом темперамента, воспитанные в разных семьях, и т.д., и к тому же, через различные виды модальности воспринимающие мир (пример о визуалах, аудиалах, кинестетиках).
1.Жена – ярко выраженный визуал. Муж- кинестетик. Жена просит мужа спуститься в погреб за картошкой. Тот идет, разгребает снег, отогревает замок, лезет в яму, нагребает картофель, поднимает его, затем совершает все обратные действия. Естественно, весь вспотел, перепачкался. Войдя в квартиру, плюхнул ведро на пол, пара картофелин выкатилась из ведра. А жена, у которой все дома уже убрано, все по порядочку, все по линеечке, устраивает мужу сразу с порога скандал. Муж думает: за что, я ведь грел, я копал, я лез, я принес.
2. Девушка - визуал, а парень ярко выраженный аудиал. Девушка наряжается, день за днем меняя наряды, прически, но это не помогает. Парень не замечает перемен, только понимает: что- то происходит. И от непонимания, отдаляется дальше и дальше. А нужно только было воздействовать на его аудиальную модальность, говорить и говорить, какой он славный, необыкновенный, единственный.
Практическая часть на определение модальности:
1.Делим группу на 2 части. Первые задают вторым по 10 – 15 вопросов на различные темы, отмечая первое движения при ответе (отмечает направления движения стрелками), затем вторая группа задает вопросы первой. При подсчете отмечаем направление стрелок, подсчитываем их количество.
2. Рассмотреть таблицу. По ней определить, какие слова в речи человека указывают на его модальность.
Взаимный перевод языка модальностейМодальность | |||
Дискрет | Визуальная | Аудиальная | Кинестетическая |
Установка | Перспектива, точка зрения | Комментарий, мнение | Направленность, уклон, стойка |
Обдумать | Осветить | Обговорить | Прочувствовать |
Проявлять настойчивость | Высматривать, выслеживать | Выслушивать, подслушивать | Добиваться, упорствовать, держаться |
Продемонстрировать | Показать | Объяснить | Раскидать, вытащить, рассортировать |
Испускать что-либо | Сиять, лучиться, искриться | Звучать, резонировать | Дрожать, вибрировать |
Отсутствовать | Быть пустым, чистым | Быть оглушенным, безмолвным | Онеметь, замереть |
Обычный, привычный | Тусклый | Однозвучный, приглушен-ный | Вялый, дряблый, безвкусный |
Заметный, привлекающий внимание | Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза | Громкий, оглушитель-ный | Прилипчивый, упорный, поразительный |
Быть внимательным | Присматри-ваться, пригляды-ваться | Прислуши-ваться | Беспокоится, волноваться |
Игнорировать | Упускать из виду | Не услышать | Не почувствовать, пропустить |
Сделать заметным, привлекающим внимание | Выставить на вид, проявить | Провозгла-сить, оглашать | Выдвигать вперед, выставлять |
Замечать | Осматривать | Вслушиваться | Вчувствоваться |
Воспроизвести, повторить | Сделать обзор, просмотреть, обозреть | Обговорить, проговорить | Пройтись по …, прогнать |
Изложить | Показать | Рассказать | Провести |
Придумать | Вообразить | Припомнить звучание | Ухватить, охватить |
Напомнить о чем-либо | Выглядеть знакомым | Согласовы-ваться с чем-либо, быть созвучным | Состыковываться, соприкасаться |
Привлечь внимание к чему-либо | Указать | Намекнуть | Коснуться |
Лишенный ощущений | Слепой | Глухой | Бесчувственный |
Давайте обдумаем | Давайте рассмотрим | Давайте обговорим | Давайте прикинем |
3. Разводятся молодые ребята. Начинаем разбираться в существующей проблеме. Оказывается, от семейного уклада, от тех традиций, что они принесли с собой из старых семей, от заведенных порядков в их родительских семьях, рушится их собственная молодая семья. Яркий пример тому легкая простуда одного из ребят. Если заболела жена, она хочет побыть одна, отлежаться в одиночестве, без навязчивой заботы, без излишнего внимания. А супруг привык к тому, что в его семье никогда больного одного не оставляли, проверяя каждую минуту, как тот дышит, что пьет, что ест и т. п. И так во всем.
4. Привести примеры, об офицерских женах, о наличие у многих из них посттравматического стрессового расстройства.
Адаптационная энергия:
Поверхностная (доступная). Может черпаться в глубокой.
Глубокая (истощение ее необратимо). Мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма.
Можно дать анкету о здоровье.
4. Пожилой возраст:
потеря сопротивляемости;
уход на пенсию;
постепенное одряхление;
страх смерти
Три фазы стресса.
1.Стадия тревоги. Мобилизация резервов организма.
Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психически чувствует себя хорошо: приподнятое настроение, проходят многие заболевания, такие как: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
Пример:
а) Во время ВОВ редко болели, настолько они были мобилизованы внутренне, зато после войны, заболевания так и сыпались на них, причем появились такие, о которых раньше и не слышали.
б) В 1992-93 гг. больницы опустели: общество было стрессовано быстрыми экономическими, социальными и политическими переменами. Но 1994-95гг. - больницы переполнены.
2.Стадия сопротивления организма:
- активность растет;
- работоспособность падает.
Сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Развивает человек оптимальную энергию, приспосабливается к обстоятельствам. Чувствует себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема. Он как бы “вработался”, но чувствуется усталость.
3. Стадия истощение организма:
Энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты сломаны. Человек не имеет возможности защищаться. Призыв человека о “помощи”.
Категории стрессов:
- Острый.
Привести примеры острых стрессовых расстройств.
- Отложенный.
.Привести примеры отложенного стресса ( защита диплома, смерть матери, поездка на похороны, отмечает, что не может чувствовать утрату, несоответствующее ситуации поведение, затем через 5 лет смерть брата и вот тут с полной мерой переживание смерти матери.)
- Постоянный накопленный (хронический).
Привести пример о стадиях проживания в ЧС спасателей: о фазе героизма, фазе “медового месяца”, о фазе разочарования, о фазе восстановления. Стадия восстановления у многих отсутствует, т. к. спасатель вновь оказывается на самом пике новых событий, в самой горячей точке.
Выполнение рисунка “Человек под дождем”. (Как человек может справиться со
стрессом, есть ли у него ресурс, с какой силой стресс действует на личность.)
Посттравматические стрессовые нарушения.
а) Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся сознание воспоминания о событии.
Пример 1. Не думать о желтой обезьяне. Рассказ о желтой обезьяне - представить образ желтой обезьяны - задание: не думать об обезьяне 5 – 7 минут. У кого получилось не думать?
О травматическом событии человек стремится, но воспоминания найдут лазейку и напомнят о себе.
Пример 2 Игра детей в Армении после землетрясения. Они доводили взрослых до умопомрачения.
б) Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
Пример 1 Дева Мария выводила на крышу всю семью и спасала.
в) Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы.
Вспышки “воспоминаний” как наяву.
Пример 1: Болгары в гостинице “Орленок” обедали. Гроза, задрожали окна. Испуг землетрясения - бег.
г) Раздражительность, вспышка гнева.
Пример: в метро, 2 парня набросились и стали избивать парня за то. Что им не понравилось, как тот ответил о чеченских событиях.
Пример, молодой человек стал просить на ночь закрываться жену и детей в соседней комнате на ключ из-за боязни своей агрессии.
д) Нарушение памяти, концентрации внимания.
е) Сверхбдительность - человек пристально смотрит вокруг, словно ему угрожает опасность. Но опасность не только внешняя, но и внутренняя. Не позволяет расслабиться, отдохнуть. Но физическое напряжение несет и положительную функцию - защищает наше сознание. (Девушка и гипнотизер – пример)
ж) Преувеличенное реагирование: при малейшем раздражение, стуке, шуме человек громко кричит, бросается бежать и т.д. Пример: при более слабых толчках землетрясения люди бросались из окон, разбивались насмерть, хотя это были безопасные толчки.
Четыре самых опасных синдрома стрессов:
частая рассеянность;
сложность в принятии решения;
давление неисполненных желаний;
депрессия.
Влияние травмы на восприятие времени.
Жизнь | до | стресс | | после |
| | | |
водораздел жизни
Человек становится старше, иным, не таким как до...
з) “Раскрылись глаза” - бывает и в плохую сторону. До стресса - все люди хорошие, после - все плохие. Видение прошлого может быть идеализировано. Пример ВОВ, о прошлом с теплым чувством.
и) Травматическое событие не отпускает себя. “Не могут вернуться с войны”. Человек ищет опасность.
к) Травма бросает свой оклик на будущие - с людьми чаще происходят травмы, аварии. Такие люди чаще совершаются самоубийства. Проблемы с алкоголем, наркотиками.
Изменения, происходящие в организме при стрессе:
усиление потоотделения;
повышение свертываемости крови;
учащение дыхания, расширение дыхательных путей;
усиление выброса печенью сахара в кровь;
напряжение мышц;
прекращение выделения слюны;
прилив крови от кожи, кишечника к мышцам;
учащение сердечного ритма;
повышение артериального давления.
Как мужчины реагируют на стресс:
Грубость и придирчивость;
Отчуждение;
Повышенная разговорчивость;
Нестандартные психомоторные реакции;
Отключение;
Безрассудство в поведении;
Неосознанное переключение телевизионных каналов.
Что происходит с нами при стрессе?
Начало болезней часто одинаково. Селье заметил особенности еще учась в колледже. В целях эксперимента (1936 г.) создавал мышам экстремальные нагрузки: вводил формалин, испытывал холодом, жарой, мыши бегали до изнеможения и т. д. Потом мышей вскрывал. Выявлял синдром изменений, происходящих в организме. Он был одинаков.
1) Уменьшение лимфатических узлов.
Лечением точечный массаж для подзарядки иммунной системы
(Массируем позитивные точки по часовой стрелке четырьмя нажатиями)
у носа;
над бровями;
за ухом,
вилочковая железа.
Стресс - это не то, что на нас воздействует, а то, как мы на это реагируем.
Пример: Про собаку, нас догоняющую. (Мы либо убегаем, либо куда- то забираемся от догоняющей собаки, либо сражаемся с собакой).
Если раньше человек для того, чтобы суметь выжить, должен был либо бежать, либо нападать сам, то в современной жизни, мужчины стресс “залеживают” на диване, тем самым не давая организму никакой надежды на быстрое восстановление и сохранение его.
2) Изъявление желудочно-кишечного тракта.
Лечение: сухарики домашнего приготовления.
При стрессе в желудке большое количество соляной кислоты, а сухарики
поглощают соляную кислоту, как активированный уголь и легко выводят.
3) Гиперплазия- разрастание коркового слоя надпочечников.
Кортизол - гормон стресса. Подавляет инсулин Þ диабет напряжение.
Лечение - витамин Е и С ударная доза при здоровых почках.
4) Инфаркт и инсульт.
Если в первые 3О минут - адреналин пока в организме - ничего не сделать, то в клетках крови в митохондриях вместо кислорода образуется супероксид и начинает соединяться со всем, что попадается на пути, при этом быстро делиться.
Помещается такая бляшка на стенке сосуда. Ничем не крепиться. Лепится”. При движении, нагрузке или любом стрессе – отрывается такая бляшка, несет ее ток крови по сосуду и там, где сосуд сужается, происходит закупорка сосуда. Иммунная система не успевает.
Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие.Буклет Линкольнширского Центра кризисной психологии
(Англия, 1990 г.)
Этот буклет написан для того, чтобы помочь вам, если вы пережили травматический инцидент — катастрофу, несчастный случай или какое-нибудь трагическое событие в личной жизни, в которое были вовлечены члены вашей семьи. Эмоциональные и физические реакции, которые следуют за таким событием, бывают обычно очень интенсивными, пугающими и вызывающими шок. Вы можете быть удивлены реакциями, которые вам незнакомы и кажутся невозможными для вашего характера.
Этот буклет даст советы, которые помогут вам понять себя и справится со своими реакциями.
Что вы можете чувствовать после травматического события.
Грусть.
Чувство глубокой грусти и печали обычно возникает, если произошла трагическая смерть, если кто-то был ранен или поврежден, если был причинен большой вред.
Беспомощность.
Травматические инциденты, как правило, слишком сильны (сверхмощны). Они как бы вычеркивают самое лучшее в нас и заставляют нас чувствовать бессилие и неспособность помочь.
Повторяющееся переживание события.
Впечатления, полученные во время события, могут быть столь сильными, что их переживание будет продолжаться очень долго: часто бывают вспышки воспоминаний, сны, когда повторяются чувства, которые вы испытывали во время или после события.
Вы внезапно можете начать чувствовать себя так, как если бы событие вновь происходило с вами.
Повторяющиеся переживания могут быть очень тяжелыми и пугающими, но это совершенно нормально, в этом нет ничего необычного.
Оцепенение.
Шок после события может проявляться в том, что вы будете чувствовать оцепенение и эмоциональную истощенность. Ваши обычные чувства на время могут быть блокированы, и ваша способность переживать их может быть уменьшена.
Может появиться желание отойти от контактов с другими людьми, вас перестанет увлекать то, что обычно радовало.
Жизнь в заимствованном времени.
Травматическое событие может изменить ваш взгляд на важные моменты вашей жизни. Надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или изменены вследствие глубокого разочарования.
Напряженность и беспокойство.
Вы можете чувствовать себя взвинченным, что затрудняет отдых, засыпание, мешает сосредоточиться.
Страх.
Снять тяжелое внутреннее напряжение помогает плач. Лучше выразить ваши чувства, чем пытаться сдержать слезы.
Злость.
Казалось бы, совсем незначительное событие может вызвать интенсивное чувство злости. У вас возникает ощущение, что вы не похожи на самого себя. Родные, друзья и коллеги могут замечать некоторые перемены в вашем характере. Более постоянный гнев вы можете переживать по поводу несправедливости и бессмысленности происшедшего или против тех, кто, кажется, был причиной того, что случилось.
В вашей жизни могут появиться новые страхи и тревоги. Вы боитесь выйти из дома, потерять своих близких или того, что вас бросят. Другие страхи концентрируются вокруг опасности потерять контроль над собой или пребывать в состоянии постоянной тревоги, что случившийся инцидент может произойти вновь.
Вина.
Вместо чувства облегчения оттого, что вы спаслись, вы можете переживать чувство вины. У вас возникают сомнения, могли ли вы сделать больше, чтобы помочь близким. Вы спрашиваете себя, чем вы заслужили то, что выжили, почему другие люди не были столь удачливы.
Взаимоотношения.
Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, могут становиться непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент. Они стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что "никто не может понять, через что я прошел".
Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке. А между тем часто именно окружающие могут стать главным источником вашего комфорта во время кризиса.
Какие физические последствия могут быть у вас.
Помимо эмоционального напряжения, травматический инцидент может иметь физические последствия, они могут возникнуть вскоре после критического события, но также могут развиться спустя много месяцев. Вот некоторые наиболее распространенные.Усталость и истощенность.
Все травматические инциденты создают интенсивное и длительное воздействие на ваше тело, не всегда прекращающееся с завершением инцидента.
Ваше тело долгое время может быть физически или психически сверхвовлеченным, что вначале ведет к усталости, а позже к истощению.
Мускульное напряжение.
Нервное напряжение, в котором вы находились, выражается в мускульном напряжении в различных частях вашего тела. Последнее сопровождается разнообразными симптомами, начиная с общей негибкости и напряжения до болей различной локализации, головных болей,
ощущений удушья и комка в горле и других заболеваний.
Сердцебиение.
Все эмоциональные реакции связаны с кратковременными или долговременными соматическими реакциями, такими, как сердцебиение, потливость, тремор, что может приводить к периодическому нервному ознобу, соматическим болям и проблемам с пищеварением.
Медицинское лечение может вызвать некоторое уменьшение этих реакций. Важно помнить, что проработка травматического события и проговаривание его с кем-нибудь — это самый важный шаг к долговременному выздоровлению.
Запомните!
У вас могут быть некоторые или все перечисленные реакции время от времени или постоянно. Во всех случаях это знаки, говорящие о том, что вы на пути естественного исцеления. Это работа, помогающая вам адаптироваться к тому, что произошло с вами. Обычно реакции начинаются примерно через неделю и сходят на нет спустя длительное время после события. Если этого нет, тогда вам следует проявить инициативу и рассказать кому-нибудь о ваших реакциях на экстремальный стресс.
Самое важное не сдерживать чувства, которые у вас возникали по поводу того, что произошло, даже если вы были шокированы или поражены.
После травматического события типичны следующие реакции:
вспышки воспоминаний,
повторяющиеся, насильственно внедряющиеся воспоминания о событии,
грусть, печаль,
сны о событии,
избегание напоминаний о событии,
отсутствие энтузиазма, равнодушие,
утомляемость,
эмоциональная отстраненность,
уменьшить негативное влияние травматического события вам может помочь следующее: постарайтесь думать о других вещах, старайтесь быть занятым и помогать другим;
удостоверьтесь, что вы знаете именно то, что произошло, а не то, что вы думаете, что произошло;
позволяйте себе иметь те чувства, которые вы испытываете по поводу происшедшего, и говорите, рассказывайте другим об этом;
размышляйте о значении жизни, следующей за событием, и продолжайте строить планы на будущее.
Некоторые из этих советов находятся в противоречии друг к другу, но вы должны найти место для всех!
Чаще всего о пережитой травме напоминают несчастные случаи. Поэтому вы должны быть особенно осторожны за рулем, на работе, на улице.
Как было отмечено ранее, реакции на травматическое событие обычно проходят со временем. Тем не менее, некоторые события, особенно стрессогенны и могут длиться долго или быть очень значимыми для вас. При определенных обстоятельствах вам может понадобиться дальнейшая помощь.
Есть смысл обратиться за помощью к психологу, если:
ваши интенсивные чувства или телесные ощущения продолжают захлестывать вас;
ваши чувства необычны для вас;
воспоминания, сны и образы травматического события продолжают насильственно внедряться в ваше сознание, заставляя вас чувствовать себя напуганным и лишенным покоя;
вы не можете найти облегчения вашему напряжению, замешательству, чувству опустошенности или истощенности;
изменилось ваше отношение к работе;
вы должны сдерживать свою активность, чтобы избежать тяжелого чувства;
у вас ночные кошмары или бессонница;
вы не можете контролировать свой гнев;
у вас нет человека или группы, с кем вы могли бы поделиться и открыть свои чувства;
ваши взаимоотношения сильно ухудшились, или люди, которые вас окружают, отмечают, что вы изменились;
вы обнаружили, что с вами чаще стали происходить несчастные случаи;
вы обнаружили, что ваши обычные привычки изменились к худшему;
вы заметили, что стали принимать больше медикаментов, алкоголя, выкуривать больше сигарет.
Практические занятия
Упражнения для профилактики
Поглотить адреналин мышцами. Метод прогрессивной релаксации по Джекобсону.
Упражнения по одной минуте все. Чередуем с расслаблением.
1. Руки в замке. Сидя тянуть вперед. Из последних сил.
2. Плечи к ушам. Ощущение тепла.
3. Стоя. Руки вверх. Растем позвоночником, тянемся вверх. Если стоим на пальчиках, то пятки тянутся к полу.
4. Ягодицы сжать. Шиллинг несем. Стоя.
5. Сидя. Носки к голени тянем. Пятками буравим пол. Ноги вытянуты. Спина прямая.
6. Сидя. Встать на носки и максимально вверх пятки и прямо подошву
(перпендикулярно полу).
7. Вытянуть пальцы вперед и максимально сжать кулак, чередуя упражнение.
8. Лицо: - сидя прямо, поцелуй на расстоянии,
- рот до ушей, растягиваем как можно шире,
- надуть щеки как шарики,
- зажмуриться до звездочек,
- рукой держим лоб, а глаза и брови вверх поднимать и опускать.
9. Психологические упражнения
10. Релаксация через дыхание
Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.
Отрицательные эмоции, особенно, такие как гнев, агрессия и раздражение, отнимает очень много психических сил, и поэтому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьёзно затрудняющее предпринимательскую деятельность и естественно не дающее возможность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки. Рассмотрим их в порядке перечисления.
1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее, Это переключает вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, эмоциональной бурной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.
2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.
3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадает нужда отвечать тоже “рычанием”. Найдите деталь в его туалета (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.п.) и посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: “Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет”. Услышите в ответ: “Какая к черту пуговица!” Покажите: “Вот эта”.
4. Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но
пересильте себя: спокойно, вы уверены, вы владеете собой, улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезна и следующие три метода самоуспокоения, рассмотренные в том же справочнике. Это рационализация, визуализация и релаксация.
Первый метод - метод рационализации гнева. Этот метод требует прежде всего, осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.
В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: “Очень ли важно для меня то, чего я не достиг? После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором. Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями? Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен из-за
ваших действий, если говорить откровенно. Скажите себе: “Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться”.
Второй метод самоуспокоения - визуализация гнева. Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него гневаетесь, но вдруг вы увидели этого человека в какой-либо унизительной ситуации. У вас бы появилось чувство удовлетворения (“Так тебе и надо”), возможно, даже жалость к нему, И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.
Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении как бы на внутреннем экране и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание.
Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:
а) уменьшить в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет
карликом, гномом или букашкой;
б) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
в) представьте гнев, который входит в вас как пучок энергии и уходит через
вас в землю;
г) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему
обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).
Третий метод самоуспокоения - релаксация (сила связи между нервной и мышечной системами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности:
1. Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.
2. Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет
похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно
вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, но, правда,
весьма ироничную.
3. Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за своим дыханием. Делайте его как можно глубоким.
4. Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости “сохранить лицо” как для себя, так и для и для него.
Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах.
Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вызывает
отрицательную эмоцию, и вы, чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Следует смотреть молча, очень внимательно, но не “пялиться”, а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.
Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный старший или младший - ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет у него недоумение: его эмоциональная напряженность начнет ослабевать.
Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявление” силы духа и поэтому дает огромное преимущество. Вот почему оно обладает большой силой воздействия. Но для этого нужно, чтобы ваше молчание и рассматривание было без признаков неприязни и иронии.
Итог занятия.
22