СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология и причины эстрадного волнения. Методы преодоления.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Волнение это процесс, который глубоко захватывает многие стороны психического и физического состояния человека.

Волнение – это естественное состояние человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация со всем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Вызывает обратный процесс, а иногда панику! При волнении возбуждается правое полушарие (область эмоций, переживаний, чувств). Наблюдается смешанность образов и сознания. Поэтому зачастую в условиях волнения пропускаются буквы, забывается текст, теряется строка, нужные формулы, правила и т.д. Попытки резко вспомнить, контролировать ситуацию (это процесс подключения левого полушария) приводят к ещё большему сумбуру. Неумение направить эмоции и чувства в нужное русло приводит к ступору, растерянности.

Просмотр содержимого документа
«Психология и причины эстрадного волнения. Методы преодоления.»



Психология и причины

эстрадного волнения. Методы преодоления.



Волнение это процесс, который глубоко захватывает многие стороны психического и физического состояния человека.

Волнение – это естественное состояние человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация со всем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Вызывает обратный процесс, а иногда панику! При волнении возбуждается правое полушарие (область эмоций, переживаний, чувств). Наблюдается смешанность образов и сознания. Поэтому зачастую в условиях волнения пропускаются буквы, забывается текст, теряется строка, нужные формулы, правила и т.д. Попытки резко вспомнить, контролировать ситуацию (это процесс подключения левого полушария) приводят к ещё большему сумбуру. Неумение направить эмоции и чувства в нужное русло приводит к ступору, растерянности.

Таблица.



Подобно тому, как техника и текст музыкального произведения находится в пальцах (мышечное запоминание- контролируется левым полушарием),- текст певца так же находится в левом полушарии – мышцы языка. Образы, эмоции и чувства находятся в правом полушарии.

Когда ребенок пытается петь на сцене думая о словах , движениях, подголосках, игре на музыкальных инструментах в проигрыше, и т.д., он нереально усложняют свою задачу, так что она становится подчас непосильной. Приходится долго, кропотливо и зачастую бестолку репетировать. Пытаясь одновременно всё контролировать, он перегружает левое полушарие. При этом в состоянии волнения левое полушарие подавляется правым, ещё более усугубляя положение. Иногда настолько, что мозг не способен управлять мышцами. Что делать в подобной ситуации?

Выход есть. Вместо бестолковых, изнуряющих репетиций всего лишь нужно включиться в процесс живой творческой импровизации, подключить область эмоций, чувств и образов, т.е правое полушарие. Соответственно произойдёт распределение нагрузки на оба полушария, что в свою очередь облегчит задачу артиста.

Нужно сказать, что опытные артисты именно так и делают, при этом текст, конечно должен быть отработан до автоматизма. А дальше уже дело за вдохновением. Это качество кстати, является одним из показателей профессиональности.

Условно детей можно разделить на две категории «дети с преобладанием левого полушария» и «дети с преобладанием правого полушария».





Работа с «левополушарными» детьми над преодолением сценического волнения:



Предложить не думать о тексте движениях, а погрузиться в атмосферу творчества, образов и эмоций. Рассказывать произведения как свою историю, сказку, эмоционально погружаясь в собственные переживания этой истории. При этом, конечно, текст должен быть твёрдо выучен.

Работа с «правополушарными» детьми над преодолением сценического волнения:



Правополушарным детям иногда достаточно веры в себя. Для них очень важна хорошая самооценка. Зачастую она занижена за счёт отставания по точным дисциплинам в школе. Родительская критика, неуместные сравнения со сверстниками и т.д. усугубляют положение. Для таких детей важна вера в них, вера в себя и высокая цель перед носом. Это эмоционально чувствительные дети с развитой интуицией и творческими способностями. Здесь очень важна методика работы преподавателя. Поощрение за хорошую игру, пение, настрой на позитив, успех. Малейшее неточное слово, сравнение и критику, будет долго переживать, грызть себя изнутри, иногда стараясь не показывать вида, что еще больше будет наносить душевную травму.

Определить тип преобладания правого и левого полушария не сложно (занятия на уроке, концертные выступления). Как правило «правополушарные дети» менее волнуются и выглядят «пофигистами», если имеют хорошую самооценку и уверенно знают текст, они всегда идут по пути образности, эмоциональности. Легко перевоплощаются, артистичны, выглядят более спокойными, их может подвести только незнание текста.

«Левополушарные дети» всегда ответственно подходят к выступлению, по нескольку раз прокручивают в голове текст, все элементы своего выступления. Они очень ответственны, порой чересчур, за неделю уже начинают волноваться, переживать, если что-то не получается, на столько, что успешность выступления имеет иногда обратный эффект, т.е. они попросту «перегорают».

В идеале, когда ребёнок обладает и теми и другими качествами. Можно говорить о здоровом, органичном развитии его мозга. К сожалению, в силу ряда причин сейчас всё реже встречаются такие дети.

Волнение – признак неуверенности, незнания текста, мы называем такое волнение «совесть».

Самовнушение: боязнь высокой ноты или того места где забываются слова или музыкальный текст, боязнь технически сложного места, как правило приводит к тому, что это и случается.



Формы преодоления предконцертного волнения:



  1. Эмоциональная встряска (эмоциональные беседы на отвлеченные темы).

  2. Аутосуггестия в тишине ( самовнушение или самоубеждение ).

  3. Релаксация в тишине (расслабление).

  4. Концентрация внимания на предстоящем выступлении.

  5. Размышления не связанные с предстоящим выступлением.

  6. Перемещения в пространстве.