ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это любая, относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
В социальной психологии существует классификация групп, в основе которых лежит ЧИСЛЕННОСТЬ , т.е. количество состоящих в них людей.
В соответствии с данным критерием социальные группы можно разделить на три больших класса: МАЛЫЕ, СРЕДНИЕ и БОЛЬШИЕ.
А) Малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и тесно взаимодействующих друг с другом.
Б) Средняя группа - относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.
В) Большая (дистантная) группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ПО ЧИСЛЕННОСТИ
Числен -
МАЛАЯ ГРУППА
ность
Контакт
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Десятки человек
Членство
Сотни человек
Личност-ный:
БОЛЬ -
Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов
Реальное
Структу -
все члены знакомы
Тысячи и миллио-
ШАЯ ГРУППА
Развитая, внутрен-няя, неформа-льная
Трудовые связи
ра
Функцио-нальное
Отсутствие контакта
ны человек
Непос-редствен-
Примеры
Юриди-чески оформлен-ная, официа-льная
Условное
Бригада рабочих, учебный класс
Опосредо-ванные структурой
ные
Отсутст-вие внутрен-ней структуры
Предприя-тие, ВУЗ, фирма
Опосредо-ванные структурой
Этничес-кая общность, партия
Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов .
Качественными признаками малой группы являются:
1 . Контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями
2. Целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
МАЛОЙ ГРУППЫ
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека,
поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.
Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек .
Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек . В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.
Классификация малых групп
Малая группа
Естественная
Лабораторная
ПЕРВИЧНАЯ
ФОРМАЛЬНАЯ
ВРЕМЕННАЯ
СТАБИЛЬНАЯ
НЕФОРМАЛЬНАЯ
ВТОРИЧНАЯ
Группа социально-психологического тренинга
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные) , специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя .
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо.
Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер.
(Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов).
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
Так же среди малых групп выделяют первичные и вторичные .
Первичная группа : состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Первичные группы выполняют роль посредника между индивидом и обществом.
Характерными особенностями первичной группы являются:
- Малочисленный состав
- Пространственная близость членов
- Частота общения
- Длительность существования
- Единство цели
- Добровольность вступления
- Неформальный контроль за поведением членов группы
Вторичные группы : образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения; их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.
По времени существования выделяются группы:
Временные , в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде)
Стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).
Малые группы могут быть референтными и нереферентными :
- Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.
- Нереферентная - малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.
- Антиреферентная группа, поведение и психология членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
В неформальных группах общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность .
ФУНКЦИИ ГРУППЫ
- Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей.
- Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы.
- Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие:
- групповые процессы;
- групповые состояния;
- групповые эффекты;
- уровни развития группы.
Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.
Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.
Групповые процессы могут быть двух типов:
- процессы функционирования.
- Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию.
- Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений.
Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок , т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития.
Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе.
В число основных групповых процессов входят:
- Коммуникация
- Управление
- Адаптация
- Конкуренция
- Консолидация
- Эмоциональная идентификация
- Принятие решения.
Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.
- Подготовленность;
- Консолидация;
В зависимости от степени подготовленности группы к совместной деятельности специфики общения можно предложить новую типологию малых групп:
Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами.
Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности.
Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятельности, но их подготовка минимальна.
Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой.
Команда (от франц. commande) – крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта.
Когорта ( от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей.
ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.
В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.
1. Эффект социальной фасилитации . Это усиление доминантных реакций в присутствии других.
2. Эффект принадлежности к группе (групповая идентификация) – установка на принадлежность к определенной группе
3. Психофизиологический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей.
4. Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
5. Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.
6. Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе.
7. Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому.
8. Эффект «бумеранга» . Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.
9. Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).
10. Эффект группового эгоизма . Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества.
11. Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.
12. Эффект «волны» . Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей.
13. Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.
В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы:
Номинальная группа.
Кооперация.
Коллектив.
Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:
Диффузная группа
Ассоциация
Корпорация
Коллектив
Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной классификации и вычленяет шесть уровней:
Конгломерат
Номинальная группа
Ассоциация
Кооператив
Автономия
Коллектив
Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.
Главные критерии уровня развития группы:
общность целей совместной деятельности;
четкость структуры группы;
динамика групповых процессов.