Психология оценивания (ситуация опроса).
Во-первых сама ситуация урока характеризуется напряжением всех психических функций. В свою очередь, это приводит к возникновению утомления, колебаний внимания, изменению скорости и точности работы. Внешне эти процессы проявляются в особенностях внутриклассного общения (переписка, переговоры, посторонние занятия, грезерство).
Просмотр содержимого документа
«Психология оценивания»
Психология оценивания (ситуация опроса).
Во-первых сама ситуация урока характеризуется напряжением всех психических функций. В свою очередь, это приводит к возникновению утомления, колебаний внимания, изменению скорости и точности работы. Внешне эти процессы проявляются в особенностях внутриклассного общения (переписка, переговоры, посторонние занятия, грезерство).
При опросе класс разделяется на подгруппы. Первые находятся в состоянии ожидания и связанного с ним возможного успеха или неуспеха, а вторые – переживают реально этот успех или неуспех. Процесс слушания тех, кто в данный момент не опрашивается, носит эмоциональный характер и обусловливается значительным волевым напряжением. Интеллектуальные действия тех учащихся, которые в данный момент опрашиваются, отражают предшествующее опросу состояние ожидания, переживания и волевого напряжения.
Воля при опросе снимает противоречие между мышлением и эмоциями, и от степени ее развития будет зависеть степень активности учащегося в ситуации опроса.
Произвольное «стягивание» необходимых представлений к единой цели – ответу – представляет взаимопроникновение интеллектуальных и волевых процессов. Эмоциональные моменты включаются в виде ожидания оценки педагога и связанного с ней успеха или неуспеха. Эмоциональные механизмы зависят от прошлого уровня оценок данного учащегося по данному предмету и участвуют в образовании самооценки.
Сложность интеллектуальной работы во время опроса создает ситуации «выхода из поля опроса» - это:
1) схематический ответ
2) воспроизведение подсказки товарища
3) неустойчивый пробный ответ
4) отказ от ответа
5) молчание.
Молчание при наличии знаний может быть вызвано:
1) замкнутостью по отношению к учителю
2) недостаточным развитием волевых качеств и их аффе4ктивной обусловленностью
3) активной ролью ожидание оценки.
На характер оценки может влиять характер вопроса. Вопросы не должны быть шаблонными, повторять ту же форму, в какую было облечено знание в учебнике, лекции. Вопросы не должны быть наводящими («…,да?», «….не правда ли?»). Педагог не должен делать при изучении новой темы упор на то, что она чересчур трудна для возраста или понимания учащихся. Замечено, что при разборе неизвестного учащемуся материала распространенным является ответ «да». Это объясняется тем, что для отрицания требуется мотивация, аргументация, более самостоятельная работа мысли.
Важным моментом в диагностике обучения является проведение и использование данных рефлексии и самооценки учащихся.
Схема самооценки учащегося:
На занятиях по предмету______ я:
- узнал
- понял
- научился
2. Лучше всего на занятиях у меня получалось…..
3. Основные трудности у меня были с ….
4. Какие изменения у меня произошли:
- в знаниях по предмету
- в умении чувствовать и ощущать
- в моих творческих способностях
- в умении осознавать себя
5. Сам себе я желаю….