Педагог должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, иметь знания по биомеханике движений, теории и методике физического воспитания детей, владеть в совершенстве техникой выполнения двигательных действий. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня в сфере физического воспитания.
Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. В контексте новых требований достижение данной цели возможно через решение следующих специфических задач:
а) развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
б) накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
в) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В настоящее время, прослеживается устойчивая тенденция к увеличению количества детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Как правило, основными причинами ортопедических отклонений является: генетическая патология соединительной ткани, наследственная предрасположенность, патология беременности и родов, обменные нарушения, слабая организация общеукрепляющих, оздоровительных и закаливающих мероприятий, недостаточная двигательная активность, поздняя диагностика ортопедических отклонений, низкий уровень осведомленности родителей о значении правильной осанки, способов её формирования и путях профилактики заболеваний костно-мышечной системы. Если начавшийся патологический процесс не выявлен во время и запущен, это может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья: к снижению общей работоспособности, физической выносливости; к отклонениям в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем; к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах и смещением внутренних органов. Нарушения со стороны костно-мышечной системы наблюдаются в основном у часто болеющих и ослабленных детей с низким уровнем физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы и, как следствие, слабостью мышечно-связочного аппарата.
Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось лишь как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье комплекса педагогических факторов. К ним относят, прежде всего, интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема информации), преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
В связи с этим возникает необходимость изменения системы физического воспитания детей на основе переосмысления некоторых аспектов педагогического процесса и обновления профессиональной подготовки педагогов по физическому воспитанию. Многочисленные обследования детей свидетельствуют о том, что недостаток движения является одной из основных причин нарушений осанки, ухудшения функций стопы, появления избыточного веса и других отклонений в физическом развитии, снижении функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учитывая высокий процент нарушений осанки у детей, требует необходимость объема двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической активности: акробатики, ритмики, хореографии, занятий в бассейне, дыхательной гимнастики.
В процессе планирования видов и форм физического воспитания детей с целью профилактики и воздействия на опорно-двигательный аппарат необходимо опираться на следующие принципы: оздоровительно-коррекционная направленность; индивидуальный подход; доступность, повторяемость упражнений и их постепенное усложнение. Успешность физкультурно-оздоровительных занятий с детьми определяется постановкой и решением основных задач, в том числе: удовлетворение естественной биологической потребности ребёнка в движениях; формирование правильной осанки и стопы; развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок; знакомство с основами здорового образа жизни.
При выполнении физических упражнений важной задачей является формирование правильной осанки, предупреждение деформации позвоночника и грудной клетки. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию правильной осанки, при этом большое внимание следует уделять укреплению мышц тела, плечевого пояса, спины и живота. причём большую часть упражнений целесообразно выполнять в положениях разгрузки позвоночного столба – сидя, лежа, стоя на коленях. Хорошим средством профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата является использование фитболгимнастики. Выполнение упражнений на больших мячах (45–50–55 см) позволяет формировать физиологические изгибы позвоночника, развивать координацию, тренировать сердечно-сосудистую систему. Эффективным средством профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата являются занятия в бассейне. При плавании позвоночник разгружается, «освобождается» от усилий, которые затрачиваются на удержание тела в вертикальном положении. Основным стилем плавания для детей с нарушениями осанки является брасс с удлиненной фазой скольжения. Движения ногами в стиле плавания кроль используются для коррекции плоскостопия. Комплексное применение физических упражнений, плавания, лечебного плавания, гидротермических процедур способствует снижению заболеваемости детей, повышению индекса здоровья на 23 %, снижению продолжительности случаев заболеваний.
Физкультурно-оздоровительные занятия по коррекции опорно-двигательного аппарата с применением приспособлений и массажных дорожек, фитболгимнастики и лечебного плавания желательно проводить с небольшим количеством детей (6–8 человек), что даёт возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Это возможно путем деления детской группы на две подгруппы и проведения одновременно занятий по лечебной физической культуре в «сухом» зале и лечебного плавания в бассейне.
Технологии физкультурно-оздоровительных занятий, направленных на формирование опорно-двигательного аппарата и повышение уровня здоровья детей, должны быть методически грамотны. Следует учитывать, что дети от рождения не наделены мощным иммунитетом, он развивается и укрепляется в процессе жизни. Последнее определяет необходимость целенаправленных воздействий на защитные системы организма детей именно физическими упражнениями, дыхательной гимнастикой, закаливающими и другими оздоровительными процедурами, использованием природных факторов.
Комплекс упражнений
Ходьба на носках, руки на поясе – 1 круг.
Ходьба на носках, в полуприсяде – 1 круг.
Ходьба с высоким подниманием колен – 1 круг.
Ходьба по ребристой доске.
Восхождение по наклонной доске.
Лазание по перекладинам.
И.п. – сидя
1. Ноги согнуты в коленях, приподнимание пяток вместе и попеременно – 1 мин.
2. Тыльное сгибание стоп вместе и попеременно – 1 мин.
3. Сгибание пальцев стоп – 1 мин.
4. Перекатывание стопой гимнастическую палку, мяч – 1 мин.
5. Захват пальцами ног карандаша и других мелких предметов
6. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.
7. Ножку положить на ножку, круговые движения стопами в одну и другую стороны (каждой стопой).
И.п. стоя
1. Стопы расположены параллельно друг другу на ширине ступни. Приподнимание на носки двумя ногами вместе и попеременно.
2. Перекаты с пятки на носки и обратно.
3. Приседания на носках.
Дыхательные упражнения
Через стороны руки поднять вверх – вдох, опустить – выдох.