3.4 Коррекционно-развивающая работа.
Один из наиболее сложных и ответственных видов деятельности педагога-психолога – психологическая коррекция.
Психолого-педагогическая коррекция – профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье. Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.
В ходе данной работы:
- разработаны развивающие программы для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявлены психологические особенности ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждены возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Работа по психолого-педагогической коррекции строится на принципах:
единство коррекции и развития, это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
единство возрастного и индивидуального в развитии;
единство диагностики и коррекции развития, которое отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
Коррекция и развитие взаимообусловлены, эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
– деятельностый принцип осуществления коррекции, который определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности;
– подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы;
- принцип коррекции «сверху вниз».
Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л. С. Выготского такими клиентами выступали дети).
принцип системности развития психологической деятельности, который задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.
Психолого-педагогическая коррекция строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности.
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Учебный год | Количество занятий | Индивидуальных | Групповых |
2020-2021 | 64 | 42 | 22 |
2021-2022 | 57 | 37 | 20 |
Таб. № 1 – Коррекционно-развивающая работа.
Работа ведётся с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также в соответствии с учебным планом коррекционного класса для детей VII-VIII вида.
Коррекционно-развивающие занятия для младших школьников проводятся по адаптированным рабочим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности, усвоения сенсорных эталонов.
Групповые занятия в основном, проводятся в игровой форме. В старших классах включаются игровые задания. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.
Занятия строятся по определённой структуре, которая включает в себя:
эмоциональный настрой на работу (упражнения «Барометр настроения», «Эстафета хороших новостей», «Добрый взгляд, добрая улыбка, ласковые руки», «Азбука вежливости» и др.).
разминка, которая может включать элементы психогимнатики, гимнастики мозга, дыхательной, пальчиковой гимнастики, а также артикуляционные упражнения.
Основная часть. В ней содержаться упражнения на развитие и коррекцию тех или иных функций и процессов. Например, упражнение «Муха» (для развития внимания). На большом квадрате 10/10 клеточек в середине рисуется муха. Рассказываю о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».
Для развития произвольности использую упражнение «Да» и «Нет» не говорить!» детям задаются вопросы, требующие однозначного ответа.
Для развития способности к концентрации и слухового восприятия использую, например, упражнение «Индейцы». В течение 1 минуты ребята слушают тишину. Задача – услышать, как можно больше различных звуков (шум ветра, шаги в коридоре, скрип стула и т.д.).
Для развития памяти использую такие упражнения, как «Фотоаппарат», «Запомни и нарисуй», различные варианты для пиктограмм, обучаю приемам осмысленного запоминания при помощи группирования, классификации, ассоциаций.
- рефлексия. Спрашиваю, что понравилось, что не понравилось, что было особенно трудным, что было самым интересным.
- заключение. Упражнения «Доброе тепло», «Скажем «Спасибо!», «Аплодисменты по кругу».
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется индивидуальная программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Помимо групповой работы использую индивидуальные коррекционные занятия. Прежде всего, это занятия по развитию психических процессов у ребят 8 вида в старших классах. Учащиеся 2 класса 7 вида посещают индивидуальные занятия согласно учебному плану (по ФГОС).
В результате такой работы, к концу обучения в начальной школе повышается общий уровень развития ребят. По результатам итоговой консультации на школьном ПМПК, дети получают рекомендации к дальнейшему обучению по программе, наиболее подходящей им по их уровню актуального развития (в классах общеобразовательной школы или специальных (коррекционных) классах иного образовательного вида).
Таб. № 1 – Результаты обследования обучающихся на ПМПК.
Учебный год | 2020-2021 г. | 2021-2022 г. |
Общеобр. программа | 11 | 15 |
VII вид | 8 | 10 |
VIII вид | 5 | 4 |
Всего обследовано | 24 чел. | 29 чел. |
Итогом введения в учебный процесс регулярных коррекционно-развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность является развитие у детей познавательных интересов. Ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство.
Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Эффективность коррекционной работы в школе заключается в создании целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Поэтому тесную связь я поддерживаю со всеми специалистами службы сопровождения и администрацией школы, и, конечно, учителями и классными руководителями. Необходимые советы, практические рекомендации получают и родители.
Результатом коррекционно-развивающей работы является участие обучающихся в городских, областных и региональных конкурсах, активная жизненная позиция, знание своих достоинств.
Моё твёрдое убеждение, что коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение.