СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Психолого-педагогические основы формирования изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
1.2 Методы и приемы формирования навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Изучение уровня сформированности навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с использованием методики констатирующего эксперимента.
2.2. Проверка психолого-педагогических условий формирования навыков изобразительной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии образования и социальной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обучающейся 2 курса
заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.03
Психолого-педагогическое
образование направленности
(профиля)начальное образование
Полянской Анны Николаевны
Руководитель: д.п.н.,
Профессор кафедры ПОиСП
Духова Людмила Ивановна
Допустить к защите
Научный руководитель
__________________/Духова Л.И./
«__»______________20___г.
Курск, 2019
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Психолого-педагогические основы формирования изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
1.2 Методы и приемы формирования навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Изучение уровня сформированности навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с использованием методики констатирующего эксперимента.
2.2. Проверка психолого-педагогических условий формирования навыков изобразительной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. В период школьного возраста изобразительная деятельность способствует развитию у ребенка творческой фантазии, индивидуальности и воображения, активному познанию окружающего мира, а так же формирует навыки изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность, являющаяся художественно-творческой деятельностью позволяет ребёнку передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать чувства, возникшие к изображаемому объекту не только через оттенки цветовой гаммы, ритмичность мазков, но и через другие приемы и изобразительные средства.
Если у ребёнка не сформированы навыки изобразительного искусства , это затрудняет развитие познания и восприятие предметов окружающего мира.
Как следствие происходит замедление развития личности в целом.
В ходе работы с акварельными красками у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. У ребенка формируется зрительная оценка формы, развивается ориентирование в пространстве, чувство цвета. А также специальные умения и навыки координации глаз и рук.
Изучая проблему условий формирования навыков изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте в своей курсовой работе я хотела рассмотреть ее несомненную важность для теории и практики школьного образования.
Цель исследования: теоретически проверить и обосновать эффективность программы формирования навыков изобразительной деятельности на занятиях внеурочной деятельности общекультурного направления по интересам опытно-экспериментальным путем у 2 класса МБОУ «СОШ №2 г.Льгова».
Объект: процесс формирования изобразительных изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста
Предмет: психолого педагогические условия формирования навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить закономерные связи и свойства основ формирования навыков изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста;
2) опытно-экспериментальным путем определить навыки сформированности изобразительной деятельности детей 2 класса МБОУ «СОШ №2 г.Льгова»;
3) разработать программу занятий внеурочной деятельности по акварели объединения для детей младшего школьного возраста по формированию навыков изобразительной деятельности;
4) апробировать и выявить эффективность разработанной программы внеурочной деятельности на занятиях по формированию навыков изобразительной деятельности детей 2 класса МБОУ «СОШ №2 г.Льгова».
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, литературы по истории искусства;
- праксиметрические методы (анализ продуктов творческой деятельности учащихся);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперимент).
Практическая часть курсовой работы представляет собой разработку программы внеурочной деятельности по формированию навыков изобразительной деятельности у детей 2 класса МБОУ «СОШ №2 г.Льгова» и создание работ учащимися с использованием акварельных красок.
Экспериментальная база исследования: объединение по интересам внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 2 класса "Волшебные краски" МБОУ « СОШ№2 г.Льгова».
1.Особенности формирования навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы формирования навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста
В анализах по психолого педагогической литературы, специалисты этой области не дают однозначного разьяснения пoнятия "навыков". Анализ литературы и имеющихся определений понятия "навыков" сводится к тому, чтo это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всё указывает на то, что это в первую очередь спoсoбность человека oснoванное на знании, опытности, навыке.
В частности в энциклопедии по педагогике (Бoльшoй сoвременной) умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется умение путем многократных упражнений и дает возможность выполнения действия в изменившихся условиях. Обычно умения соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.
Если посмотреть в словарь по педагогике Г.М. Коджаспировой, тот там отмечается, что умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Так же отмечается, что умения всегда реализуются под контролем сознания.
По мере овладения навыки совершенствуются. Приобретённые челoвеком навыки могут стать показателем уровня его общего умственногo развития и качеств ума. Уровень навыков считается высоким, если у ребёнка прослеживается вoзмoжность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. А при высокоразвитых навыках действие может выполняться в разных вариантах. У детей младшего шкoльного возраста формирование изобразительных навыков проходит на занятиях по изобразительной и внеурочной деятельности.
Поскольку формирование навыков изoбразительной деятельности заключаются в спoсобности передавать форму предмета, егo строение, цвет и многие другие качества. С этими умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении. Поэтому изобразительная задача сводится к умению - как передать форму предмета посредством этих линий.
Основной задачей обучения навыков изобразительной деятельности детей Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова определяли формирование навыков правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольник не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков и поэтому ему трудно передать все характерные признаки предмета [Комарова 1998: 63]
С их точки зрения, важной задачей обучения является развитие навыков составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Данная задача в полной мере осуществляется на занятиях декоративного рисования.Одной из важных задач обучения изобразительному искусству Т.С. Комарова определяет - овладение техническими приемами работы с различными материалами.
Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изoбразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка [Комарова 1998 : 69].
Под техникой в изoбразительном искусстве понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.
Т.С. Комарова пoд изобразительными навыками выделяла сoвокупность следующих навыков.
· использовать прoстой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисoвании сложных предметов, например, животных, человека, транспорта);
· делать переход от движения по одной дуге к движению по другoй дуге); изменить направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот;
· подчинять движения сoразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);
· подчинить движения сoразмерению изображений или их частей по величине;
· держать при различных приемах рисования карандаш и кисть по-разному;
· получить разнообразные оттенки цвета.
Деятельность детей младшего школьного возраста приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Оценка рисунков в конце урока приобретает развернутый и обоснованный характер. Ребята понимают, хорошо или плохо выполнена работа. С возрастом эти навыки отрабатываются и во 2 классе ребята выполняют работы более уверенно, чем в 1 классе.
Повышение навыка оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.
У детей 2 класса движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными, чем в 1 классе. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.
Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом в 1 класса способствуют развитию умения пользоваться ими во 2 классе не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете подчеркивала Сакулина Н.П. сделало бы невозможным его изображение. А следовательно, и не будут формироваться графические навыки и умения. Ребёнок сможет регулировать изображение в рисунке только если он имеет полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется не при простом вглядывании, а при внимательном рассматривании и изучении предметов изображения.
Процесс обследования и восприятия предмета перед его изображением контролируется и направляется педагогом так, чтобы дети, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения. К таковым относят: форму, строение, величину, цвет. Такая работа педагога, связанная с организацией и направлением правильного восприятия детьми предмета называется обследованием.
С позиции Г.Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих формированию изобразительных умений [Григорьева 2005: 118].
· создание благоприятной атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений, которая способна вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
· создание психологической безопасности, климата взаимного доверия;
· восхищение каждой идеей детей;
· подготовительная работа перед занятием, когда учитель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память имеет важное значение;
·на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка), оценке продукта деятельности – одной из главных направлений работы педагога заключается в развитии самостоятельных действий детей.
1.2 Методы и приемы формирования изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности
В начальной школе уроки по изобразительной деятельности проводятся во всех классах от 2 до 4 раз в неделю.
Правильно организованные занятия по урочной и внеурочной деятельности играют большую роль в духовном развитии учащихся, в совершенствовании их творческих способностей.
Содержание уроков составляется педагогом в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.
Формирование изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях по внеурочной деятельности осуществляется разными методами и приемами.
Особенности применения разных приемов обучения на занятиях акварельной живописью в младшем школьном возрасте зависит от типа занятия и его содержания. Для формирования изобразительного интереса, изобразительных умений и навыков у детей необходимо определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы.
Метод, лежащий в основе всей системы обучения изобразительному искусству – это метод наблюдения. Развитие творческих способностей ребёнка во многом зависит от того, насколько у него будет развито умение наблюдать окружающую действительность, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное.
В начальной школе на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную роль для детей младшего школьного возраста составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Согласно принятому в педагогике определению метод обучения характеризуется единым подходом в решении данной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и педагога на данном занятии.
Прием обучения - вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, и имеет узкое обучающее значение.
Часто отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определяют направления работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то можно с уверенностью сказать что чтение служило приемом, помогающим учителю в решении узкой задачи - организации начала занятия.
К наглядным методам и приемам обучения относятся рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; репродукции картин, использование натуры, образца и других наглядных пособий; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок) предмет воспринимается только с одной стороны.[Казакова 1980: 67]
Ребенку младшего школьного возраста свойственна способность воспринимать предмет в совокупности его качества, но недостаточно для его изображения с натуры. Что бы изобразить предмет с натуры необходимо:
-уметь анализировать,
-соотносить части предмета,
- рассматривать расположение его в пространстве.
С точки зрения психологии ребенок младшего школьного возраста способен к аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства.
Существуют специфические особенности использования натуры в работе с детьми младшего школьного возраста. Натура – это предмет который, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.
Восприятие предметов объёмной формы, передавая в рисунке ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов.
Ребенку младшего школьного возраста в качестве натуры подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей. Так как для данного возраста передача перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов - эти приемы изображения недоступны.
Размещение натуры должно быть с таким учётом, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Учитель должен детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Процесс анализа требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления.
Использование натуры как метод бучения охватывает весь процесс изображения:
-первоначальный анализ предмета,
-сравнение изображения с натурой по форме,
-положению,
-цвету,
- оценка результатов работы путем сопоставления рисунку и натуры.
Зачастую натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Так например, в процессе рисования по замыслу дети просят помочь в изображении какого-либо предмета.
Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения.
Некоторые ребята во 2 классе уже овладели некоторыми определёнными умениями и тогда я предлагаю им несколько образцов для выбора. Зачастую образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.
Применение образцов с утраченными нужно использовать с осторожностью. Схематичные изображениями не лучшим образом сказывается на развитии творческих способностей обучающихся. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отступают характерные детали, по которым младший школьник узнает предмет. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение постепенной перед детьми задачи.
Для развития индивидуальных особенностей школьника на занятиях уделяется пристальное внимание. Поэтому не следует заменять представление, образовавшиеся на основе конкретного восприятия, плоскостными и схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такие схемы не помогают ребенку выделять главное в предмете, а просто заменяет образ конкретного предмета. Применение подобных образцов учителем говорит о том, что учитель забывает о такой учительной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности.
Ошибочное обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится, в конечном счете, к узкой задаче - выработке умения создавать несложные формы. Отсутствие анализа и шаблонность сводится к тренировке руки в создании формы, изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.д. Это объединяет детский рисунок. Усвоенная схематичная форма способствует тому, что у ребёнка нет необходимости в дальнейших наблюдениях, изобразительная деятельность отрывается от действительности, ребёнок рисует по принципу «принтера». Копирование однотипных схем, неосознанное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет заученные формы не задумываясь. Примером такой формы является - птичка (галочка - крыльями вниз или набок).
Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для образца средств и способов изображения.
Как художественное произведение картина - ярко, эмоционально передает образ, является образцом применения какой-то техники, говорит много о своём авторе.
Картина рассматривается на занятиях в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также является средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Показ картины педагогом нужен для того, чтобы объяснить изображение отдельных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются на плоскости листа выше, близкие - ниже, к краю. Для детей младшего школьного возраста невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованных художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.
Программа младших классов устанавливает объем изобразительных навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Для того чтобы нарисовать машину, например, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, уметь соединить линии под прямым углом.
Данные приемы потребуется для рисования любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания , таких как дом, поезд и.
Показ учителем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
- показ жестом;
- показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым учитель сопровождал при восприятии своего объяснения. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленности вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.
Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки.
Ребенок младшего школьного возраста еще не полностью владеет своими движениями и потому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Известен и такой прием, когда педагог делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку.
Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма расположена (мяч, книга, яблоко) или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали учитель демонстрирует в рисунке.
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит учитель на данном занятии. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, учитель рисует мяч или яблоко, подробно объясняя свои действия.
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык.
Постоянные показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи педагога, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ педагога всегда необходимо при объяснении новых технических приемов.
В младшем школьном возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от учителя одобрения.
В начальной школе учитель в конце занятия делает выставку работ учащихся. Показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа работ учащихся - привлечение внимания детей к результатам их деятельности. Положительная оценка работ способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности, поэтому педагог одобряет работы остальных детей.
Причины ошибки и пути ее устранения нужно проанализировать в индивидуальной беседе с обучающимся. Ни в коем случае нельзя рассматривать ошибки в работе одного ребенка со всеми детьми, так как эти ошибки будет иметь значение лишь для этого ребенка.
К словесным методам и приемам обучения относится всем известная беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Целью беседы является – вызов из памяти детей ранее воспринятых образов и возбуждение интереса к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), без использования наглядных пособий.
Беседа по своей сути должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Главным образом педагог должен обратить внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если все требования к проведению беседы были выполнены, впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы будет достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения педагога в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В начальной школе беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло.
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия.
При обучении детей младшего школьного возраста число словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение учителя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, педагог может не сопровождать наглядный показ действия.
Указания нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Форма указаний не моет быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются.
Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за учителем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: "Это бегает по дорожке мальчик", "Так бабушка мотает клубок" и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в начальной школе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы дети овладевают умением рисовать круги.
При использовании игровых моментов учитель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого
В школе, опираясь на представления детей и используя натуру, учитель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. [Полуянова 2003: 197].
Поскольку мелкие детали ребята этого возраста нарисовать не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в тех случаях, когда ребята впервые изображают предмет. Но следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой. В педагогической литературе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у школьников творческую инициативу в выполнении задания.
Как правило, новые приемы дети осваивают по показу педагога.
И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с предметом использовать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом педагога и его объяснением.
Распределение работы между детьми учитель делает в соответствии с их желаниями.
Для выполнения некоторых заданий школьники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Некоторые композиции (Постройка и фантазия.«Необычные здания») выполняют всей группой.
При анализе натуры учитель должен обращать внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.
В процессе изучения теоретических основ формирования изобразительных умений у детей младшего школьного возраста пришли к следующим выводам. Условием формирования изобразительных умений детей младшего школьного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность.
Изобразительные умения детей младшего школьного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:
а) многообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые в рисунках акварельной живописью;
б) разнообразнее становится используемый материал;
в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенные на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для формирования изобразительных навыков используются следующие методы и приемы: рассматривание картин, репродукций, анализ натуры, показ приемов вырезывания, обыгрывание предметов или игрушек, показ способов действий, образца, иллюстративный, наблюдение, беседа, рассказ.
2. Опытно экспериментальная работа по формированию изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста.
2.1. Изучение уровня сформированности изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста.
Основываясь на изученных теоретических материалах, цели, задачах и гипотезы данного исследования цель поставленного мной эксперимента заключается в выявлении уровень сформированности на занятиях акварелью изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста Получении базовых данных для разработки и организации проводимого эксперимента.
Задачи данного экспериментального проекта:
1.Подбор упражнений для оценки показателей уровня сформированности изобразительных навыков детей младшего школьного возраста.
2. Анализ уровня сформированности изобразительных навыков учащихся 2 класса.
3. Обобщение полученных результатов и подбор упражнений для коррекционной работы с учащимися.
Поставленные мной задачи решались с помощью методом анализа детских работ, целенаправленного наблюдения за педагогическим процессом, в ходе беседы с детьми.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2 г.Льгова» Курской области. В эксперименте участвовало 15 детей младшего школьного возраста, которые занимаются в кружке "Волшебные краски".
Для получения данных об исходном уровне сформированности изобразительных навыков детей на констатирующем этапе эксперимента проведены следующие занятия:
1.Занятие «Три основные краски» (акварель).
Цель: дать представление о использовании трех основных хроматических цветов (желтого, красного и синего) через репродукции картин Ф. Толстого «Букет цветов, бабочек и птички», И. Хруцкий «Цветы и плоды»; учить смешивать цвета, изображать цветы (астры) и посуду (кувшин керамический), без предварительного рисунка; воспитание любви и интереса к предмету.
2. Занятие «Краски осеннего леса»
Цель: знакомство с творчеством И. Левитана; формирование образной памяти, восприятие и передача оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенней листвы; развивать умения работать акварелью в технике «по-сырому»; видеть красоту окружающего мира; воспитание любви, бережного отношения и любви к природе.
3. Занятие " Тёплые и холодные цвета в живописи».
Цель: познакомить учащихся с произведениями живописи (репродукции картин К.Ф. Юона "Мартовское солнце", М.А. Врубеля "Демон поверженный", А.П. Рябушкина "Свадебный поезд в Москве", А.Е. Архипова "Девушка с кувшином", Р. Кента "Ноябрь в северной Гренландии"); дать понятие теплого и холодного цвета; учить составлять гармонии теплого и холодного цвета; ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; развивать навыки работы кистью; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Для анализа уровней сформированности изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста, использован комплекс критериев и показателей, разработанные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и Т.С. Комаровой, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Критерии и пoказатели сфoрмированности изобразительных умений детей младшегo шкoльного вoзраста.
Критерии | Показатели |
Технические умения | · умение пoльзоваться карандашом, кистями; · умение испoльзовать разнообразные способы изображения предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными; · умение осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм. |
Средства выразительности | · умение использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения особенностей объектов; · умение правильно передать форму; · умение правильно передавать пропорции, расположение частей и окраску предметов; · умение ориентироваться в пространстве листа. |
На основе этих критериев и показателей выделила уровни сфoрмированности изoбразительных умений.
Высокий - это когда ребенок сoздает разнooбразные тематические и жанровo-худoжественные образы на основе различных средств выразительности: цвета, фoрмы, линии, расположение на листе бумаги. В целях передачи фoрмы при выпoлнении разметки карандашом регулирует нажим, умеет осуществлять движения всей рукoй при рисовании длинных линий, крупных форм; использует цвета с целью передачи оттенков, умеет соблюдать пропорции между изображаемыми предметами (30 - 36 баллов).
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. Умеет регулировать нажим; умело и правильно пользуется кистью: изoбражает детали и изображения, частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины; ориентирует изображение на одной линии, соотносит цвета с содержанием изображения без передачи оттенков, соблюдает пропорции отдельных предметов, выделяет фигуру и фон (20 - 29баллов).
Низкий - учащийся не может создать художественный образ. Не умеет регулировать нажим, не может осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезает детали и изображения не точно, искажает форму, линии не четкие; отсутствует ориентировка изображения на листе, цвет не соответствует содержанию изображения, пропорции не соблюдает (изображение на плоскости) (12 - 19 баллов).
В ходе исследования была использована система бальных оценок, где выполнение каждого диагностического задания оценивалось следующим образом:
3 балла – это высокий уровень выполнения работы.
2 балла - средний, когда ребенок справляется с заданием по каждому из критериев, но с одной - двумя ошибками или прибегает к помощи взрослого.
1 балл - низкий уровень. Ребенок допускает ошибки. Он не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями, помощь педагога не помогает достичь желаемого результата.
Тля того, что бы более достоверной осуществить оценку овладения изобразительной деятельностью детьми я провела анализ продуктов деятельности - рисунков. Все оценки показателей по каждому критерию у каждого ребенка суммировала. Число баллов напрямую зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок. На основе набранной суммы я дифференцировала детей по уровням сформированности изобразительных умений.
Результаты полученные в констатирующем эксперименте:
Уровни сформированности изобразительных умений у детей младшего школьного возраста группы "Волшебные краски"
В ходе анализа рисунков установила, что высокий уровень сформированности изобразительных умений у детей младшего школьного возраста показали 3 учащихся (20 %). Ребята в своих работах создают композиции и сюжет на основе развитых средств выразительности. В целях передачи изображения кистью регулируют нажим, осуществляют движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, хорошо ориентируются в пространстве листа, соблюдают пропорции между изображаемыми предметами.
8 детей (53%) из группы " Волшебные краски" продемонстрировали средний уровень сформированности изобразительных умений. Эти дети пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; регулируют нажим, их изображения частично имеют искаженную форму, ориентируют изображение на одной линии, соотносят цвета с содержанием изображения без передачи оттенков, соблюдают пропорции отдельных предметов, выделяют фигуру и фон.
4 (27%) детей из группы показали низкий уровень сформированности изобразительных умений. Работы этих детей отличались от остальных, не умением создать художественный образ. Они испытывали трудности в умении регулировать нажим. Им было трудно осуществлять контролируемые движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм. Работая с ножницами вырезали детали и изображения не точно, искажали форму, линии среза не четкие, с зазубринами. Было заметно, что они испытывают затруднения, когда пытаются расположить рисунок по центру листа. Ориентировка изображения на листе, цвет который подбирали дети - не соответствовал содержанию изображения, пропорции изображения на плоскости нарушались, у некоторых не соблюдались вообще.
В ходе проведения занятий мной велось наблюдение за деятельностью детей, фиксировались затруднения при выполнении изображений.
У детей при выполнении задания на тему " Три основные краски ", «Краски осеннего леса», " Тёплые и холодные цвета в живописи " затруднения вызвало наметить форму горшка простым карандашом, отделить холодный и теплый цвет. Несколько учащихся не смогли при рисовании с натуры передать форму и строение предмета. В группе есть дети, которые не смогли использовать цвет соответствующий содержанию изображения
Несколько учащихся неверно передали пропорции предмета, расположение изображений на листе носило случайный характер.
Можно отметить, что именно те дети, у которых технические умения были недостаточно сформированы, не смогли полностью передатьхудожественный образ.
Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности изобразительных навыков у детей показала что, имеется необходимость дальнейшей работы с детьми направленной на формирование их изобразительных умений.
2.2. Проверка психолого-педагогических условий сформированности изобразительных навыков у детей младшего школьного
Для формирования более высокого уровня сформированности изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста мной разработана и проведена серия занятий (3 занятия):
Занятие 1. «Сказочная поляна».
Цель: Закрепить знания обучающихся о трёх основных цветах.
Учить правильной последовательности выполнения работы при создании смешанных цветов с основой на основные три. Обеспечить условия для совместно – индивидуальной и совместно взаимодействующей работы.
Организовать контрольно – оценочную деятельность обучающихся .
Занятие 2. Рисование в технике акварели натюрморта " Фрукты".
Цель: Формирование пространственного мышления, умения создавать композиционное решение в работе с учетом центра листа. Учить передавать правильно форму и цвет предметов (овощей и фруктов) при работе с натурой. Развивать умение воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.
Занятие 3. Постройка и реальность «Подводное царство».
Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся, визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия;
В процессе проводимых мной занятий я старалась быть, с одной стороны, соавтором, а с другой организатором ситуации творчества, помогала детям найти пути и методы реализации творческого замысла.
Основная форма общения в ходе моих занятий был диалог. В области практической творческой деятельности мной была предпринята попытка охватить как можно больший круг материалов, технологий, приёмов для воплощения замыслов.
В ходе занятий старалась каждому ребёнку создать условия таким образом, что бы ему было комфортно на занятиях. Для этого обеспечивала возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятий.
Результаты полученные в повторном эксперименте :
Уровни сформированности изобразительных умений у детей младшего школьного возраста группы "Волшебные краски"
После проведения занятий мной был сделан анализ детских рисунков. Можно отметить, что наблюдается повышение уровня сформированности изобразительных умений. Значение показателей: высокий -5детей (33 %), средний уровень - 7 (47%), а низкий- 3(20%).
По результатам исследования мы наблюдаем улучшения в сформированности изобразительных умений посредствам использования акварели у детей младшего школьного возраста.
Анализируя работы выполненные детьми в ходе эксперимента и проведения второй серии занятий, можно сделать выводы что:
1. Техника, которую используют дети становится сложнее. Ребята мoгут переносить технику работы, усвoенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала.
2. Детские работы становятся выразительными благодаря комбинированию и обогащению цветовой гаммы и композиционных решений.
Рекомендации:
Проведенная мной диагностика уровня сформированности изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста показала что, имеется необходимость дальнейшей работы с детьми направленной на формирование их изобразительных умений.
Работу с данной группой детей нужно направить на развитие художественно-творческих способностей и как следствие, визуального мышления выражающегося в проявлении детьми фантазии в рисунке. В работе на занятиях связанных с изобразительной деятельностью необходимо использовать упражнения направленные на формирование зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения. Учителю в ходе занятий необходимо делать акцент на цветовую композицию рисунка для дальнейшего развития основ цветового восприятия.
Заключение
В начале курсовой работы мной была поставлена цель: проверить и теоретически обосновать эффективность программы формирования изобразительных навыков на занятиях у детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели мной были изучена философская, психолого-педагогическая литература и по истории искусства. Использовала праксиметрический (анализ продуктов творческой деятельности учащихся) и экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент) методы работы.
В ходе выполнения работы мной были изучены закономерные связи и свойства основ формирования изобразительных навыков детей младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальным путем определен уровень сформированности изобразительных навыков детей 2 класса МБОУ «СОШ №2 г.Льгова». Разработана программа занятий внеурочной деятельности по акварели объединения для детей младшего школьного возраста по формированию изобразительных навыков. Апробирована и выявлена эффективность разработанной мной программы внеурочной деятельности на занятиях по формированию изобразительных умений.
Наблюдая за работой учащихся, в ходе занятий я заметила, что рисунки детей являются отражением того, насколько они хорошо знают окружающую их действительность. Создание акварельного рисунка предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме то го что ребёнок осмыслил и понял. Поэтому вопрос о развитии восприятий при работе над акварельным рисунком, являются одной из основных проблем методики обучения детей рисованию. Приступая к работе над рисунком, ребенок должен знать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), уметь определять, какие его признаки являются главными, а какие - второстепенными. Как правило, для ребёнка с низким уровнем сформированности изобразительных навыков вызывает затруднение самостоятельное вычленение этих свойств. Часто такой ребёнок обращает внимание не на существенное, а яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Поэтому я старалась на проводимых мной занятиях научить детей видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Дети с высоким уровнем сформированности изобразительных навыков имеют ясное представление того, что и зачем им надо наблюдать. У них обостряется восприятие. Они могут сосредоточивать мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для таких детей характерна высокая сенсорная культура.
Таким образом, исходя из теоретического анализа проблемы формирования изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста в рисунках акварельной живописью, а также экспериментальных данных, которые были получены в данной работе, можно сделать вывод. Формирование изобразительных навыков школьников осуществляется в рамках целостного, непрерывного процесса. Их изобразительные умения и навыки усложняются и обогащаются, содержание становится полнее и глубже. Работы детей становятся более выразительными за счет разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений при работе с акварелью.
Сравнение результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов показано на диаграммах. На них видно повышение уровня сформированности изобразительных навыков. Высокий уровень в конце эксперимента наблюдается у 5 учащихся (повысился с 20 до 33%), а низкий у 3 (понижение с 27 до 20%). Это хорошая положительная динамика.
Диаграмма итогов экспериментальной работы (по количеству учащихся)
Диаграмма итогов экспериментальной работы (в %).
Таким образом, задачи, сформулированные в курсовой работе, решены. Цель исследования достигнута.
Список использованной литературы
1. Бим-Бад, Б.М. Умение / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия 2002. - 528 с.
2. Вайнерман, С.М., Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. - М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с.
3. Гаврина, С.Е Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В., Щербинина.-Ярославль: Академия развития, 2000.-192 с.
4. Григорьева, Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Учеб.пособ. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
5. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей / Т.Н. Доронова // Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе "Радуга".- М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
6. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
7. Дьяченко, В.Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд / В.Ю. Дьяченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 271 с.
8. Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7лет./ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 142 с.
9. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
10. Коджаспирова, Г.М., Умения / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // Словарь по педагогике. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
11. Козлова, С.А., Школьная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
12. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. - М.: СТОЛЕТИЕ, 1998. - 140 с.
13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
14. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. изд. 2-е, перераб. и доп. / Т.С. Комарова.-М.: Просвещение, 1976. - 178 с.
15. Комарова, Т.С. Обучение школьников технике рисования / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
16. Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой.- 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.-256 с.
17. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
18. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей школьного возраста / С.В. Маланов. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 160 с.
19. На пороге школы: Метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе "Радуга" /Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова и др.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
20. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс / Ю.А. Полуянов. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 224 с.
21. Программа этического воспитания детей 2-7лет. "Красота. Радость. Творчество" / Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина М.Б. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
22. Рапацевич, Е.С., Умения / Е.С. Рапацевич// Педагогика: Большая современная энциклопедия.- М.: Современное слово, 2005. - С.613.
23. Сакулина, Н.П. Методика обучения рисованию, лепки и аппликации в детском саду учебник для дошк. педучилищ / Н.П. Сакулина.- М.: Просвещение, 1966. - С.54.
24. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
26. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и сред.пед. учебн. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998. - 304 с.
27. Ушаков, Д.Н. Умение / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, Том 3 Р-Я. - М.: Вече, 2001. - 672 с.
28. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1986. - 211 с.
29. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 156 с.