СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью. Особенности реализации программ для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью. Особенности реализации программ для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»









Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью. Особенности реализации программ для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.









Подготовила

педагог-психолог:

Сиденко Н.В.















Октябрь, 2023 г.


Система психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации Программы коррекционной работы с ребенком с ОВЗ

Цель коррекционной программы:

Оказание  помощи  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  освоении основной  образовательной  программы  начального  общего  образования,  в коррекции  недостатков  в  физическом  и  психическом  развитии  обучающихся,  в   их  социальной адаптации.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

1.Одним из наиболее важных требований к условиям реализации коррекционной  программы по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.  Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

4. Обеспечение дифференцированных условий образования:

-оптимальный режим учебных нагрузок;

-вариативные формы получения образования и специализированной помощи  в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального либо основного либо среднего общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6.Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе, или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы:

1.Своевременное  выявление  детей  с  трудностями  адаптации,  обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2.Определение  особенностей  организации  образовательного  процесса  для рассматриваемой  категории  детей  в  соответствии  с  индивидуальными  особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание  условий,  способствующих  освоению  детьми  с  ограниченными возможностями  здоровья  основной  образовательной  программы  общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4.Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья.

5.Разработка  и  реализация  индивидуальных  и    групповых  занятий  для  детей  с выраженным нарушением  физического и  психического развития.

6. Обеспечение  возможности  обучения  и  воспитания  по  дополнительным  образовательным  программам  и  получения  дополнительных  образовательных коррекционных услуг.

7.  Реализация  системы  мероприятий  по  социальной  адаптации  детей  с

ограниченными возможностями здоровья.

8.  Оказание  консультативной  и  методической  помощи  родителям    (законным  представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Основные направления психолого–педагогического сопровождения:

- диагностическая  работа  обеспечивает  своевременное  выявление  детей  сограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и  подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в  условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая  работа  обеспечивает  своевременную специализированную  помощь  в  освоении  содержания  образования  и  коррекцию  недостатков  в  физическом  и    психическом  развитии  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях  общеобразовательного  учреждения;  способствует формированию  универсальных  учебных  действийу  обучающихся  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная  работа  обеспечивает  непрерывность  специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации  дифференцированных  психолого-педагогических  условий  обучения,  воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская  работа  направлена  на  разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для  данной  категории  детей,  со  всеми  участниками  образовательного  процесса  — обучающимися  (как  имеющими,  так  и  не  имеющими  недостатки  в  развитии),  их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В соответствии с этими направлениями процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Итоговый этап

По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. Любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов.

Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает в коррекционной работе взаимодействие специалистов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!