Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Майорова Елена Николаевна
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группы детей с ОВЗ:
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие)
Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Дети с задержкой психического развития
Дети с умственной отсталостью
Дети с расстройством аутистического спектра
Недостатки, характерные для детей с ЗПР
- Замедленное и ограниченное восприятие,
- Недостатки развития моторики,
- Недостатки речевого развития,
- Недостатки развития мыслительной деятельности,
- Недостаточная познавательная активность
- Недостатки в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, заниженная и завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением)
Целью психолого-педагогическог о сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция его в социум.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- Игровые ситуации;
- Дидактические игры;
- Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Мышление
Это психический познавательный процесс отражения связей и отношений, предметов и явлений объективного мира.
Мыслительные операции:
1. Классификация
2. Синтез .
3. Анализ
4. Сравнение
5. Конкретизация
6. Обобщение
О. А. Холодова «Юным умникам и умницам»
Фрагмент КРЗ, игра «Угадай кто я?»
Внимание
Психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
РАССЕЯННОСТЬ - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ВНИМАНИЯ - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Упражнения для лучшего запоминания учебного материала, концентрации внимания, снятии усталости после занятий.
Громоотвод – расслабление ЦНС, увеличение концентрации внимания, стимулирование при напряженном состоянии
Думающая шапочка – стимуляция понимания и восприятия на слух, повышение внимания, улучшение слуха и речи, активизация памяти.
Рисование двумя руками – активизирует координацию глаз и рук, развивает ориентацию в понятии правое, левое, расширяет периферийное зрение.
Упражнение «Саперы»
Найдите и подчеркните в тексте букву «е», а букву «а» зачеркните.
Упражнение «Дети-шпионы»
Упражнение «Спасательная операция»
Найдите и спасите домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Упражнение «Театральное чтение»