Психосоциальное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу
Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками.
Его влияние простирается и на отношения в семье
Возможные трудности в адаптации у первоклассников
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма
могут нарушаться сон, аппетит повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость.
Признаки успешной адаптации у первоклассника:
-психологическая готовность
-физическое развитие
-интеллектуальное развитие
Условия адаптации младшего школьника:
Психологическое | Психологический климат в семье Самооценка ребенка Самоценность ребенка для родителей Формирование интереса к школе Предоставление самостоятельности Организация контроля за учебой Учет темперамента ребенка Поощрение за успехи и достижения Недопустимость физического воздействия. Дружеское общение с одноклассниками Моральное стимулирование Развитие самоконтроля и самооценки |
Физическое | Необходимость игры Изменение режима дня Правильная посадка Организация правильного питания Развитие двигательной активности Воспитание самостоятельности и ответственности |
Рекомендации родителям и педагогам
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу
Необходимо развивать внимание и память ребёнка
Благоприятно действует на ребёнка ситуация успеха – хвалить его
Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Школьник, не задающий вопросов - это повод для родительской тревоги.
Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них. Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления.
Школьная жизнь насыщает новым социальным опытом
Негативный опыт: страхи социальные, инстинктивные
Позитивный опыт: интерес, радость.
Особенности и сложности личностного развития
В младшем школьном возрасте очень активно начинает развиваться мотивационно-потребностная система. Другими словами - начинают появляться новые мотивы, которые, в первую очередь, связаны с учебной деятельностью. Но, так или иначе, к концу учебного года у многих детей учебная мотивация значительно снижается. Конечно же, мотивационно потребностная сфера учащихся младших классов не ограничивается исключительно мотивами, касающимися учебы. В этом возрасте дети обладают огромным количеством желаний и устремлений, которые очень часто выходят далеко за пределы школы и охватывают огромное количество сфер жизни.
Чтобы определить мотивационно-потребностную сферу конкретного ребенка, можно использовать замечательную технику «Цветик-семицветик».
Данная техника заключается в следующем: ребенку необходимо представить, что у него есть волшебный цветок с семью лепестками, которые могут выполнить 7 любых его желаний, и загадать их.
При выполнении данной техники младшие школьники могут загадывать желания, связанные с самыми разными сферами жизни, где реальность у них переплетается с вымыслом, фантазией и сказкой.
Например, дети, которые учатся в начальных классах, могут загадывать следующее:
- Чтобы родители никогда не умирали;
- Чтобы у них был какой-нибудь волшебный предмет, исполняющий
желания, например, волшебная палочка;
- Чтобы они могли есть на обед мороженое;
- Чтобы бабушка переехала к ним из соседнего города;
И так далее.
Кроме того, что касается личностного развития младшего школьника, то здесь необходимо понять, что данный возраст является отличным сензитивным периодом для усвоения моральных норм и правил.
У младших школьников активно развивается:
- Стремление следовать указанным нормам и правилам, быть «настоящим школьником»;
- У них может появиться интерес к самому содержанию моральных правил, интерес к тому, как надо поступать правильно;
- У них появляется стремление давать нравственную оценку тому или иному поступку;
- У младших школьников проявляется стремление брать на себя роль проводника взрослого.
Именно поэтому в начальных классах так распространены жалобы школьников друг на друга. Таким образом ребенок как бы пытается дать понять взрослому или учителю, что он хорошо усвоил необходимые нормы и правила.
Что же касается эмоционального состояния младших школьников, то тут необходимо отметить, что эмоциональное развитие в большей степени, чем в дошкольном возрасте, зависит от приобретенного ребенком опыта в семье.
Что же касается эмоциональных проявлений, то в младшем школьном возрасте происходит развитие эмоциональной саморегуляции. Ребенок учится сдерживать свои эмоции, контролировать их. Если и в начале учебной деятельности ребенок активно, ярко и бурно проявлял свои эмоции, то теперь подобные проявления понемногу сменяются сдержанностью. Особенно это касается негативных чувств, то есть, ребенок пытается сдержать слезы, скрывать свои страхи, ребенок делает вид, что он не обижается, когда его обзывают сверстники и так далее.
Можно сказать, что ребенок младшего школьного возраста становится более требовательным к себе. Его самооценка начинает приобретать более адекватные формы и размеры. Если в дошкольном возрасте ребенок при нормальном развитии и в благополучной семейной обстановке считает себя очень хорошим, очень умным и так далее, то появление учителя, школьных оценок и одноклассников способствует становлению более реалистичной самооценки.
Подводя итог, мы можем сказать, что самым главным новообразованием младшего школьного возраста можно считать новый уровень произвольности поведения и познавательных процессов.