СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Птицы наши друзья

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Покормите птиц зимой...» - писал поэт А. Яшин, призывая нас позаботиться о пернатых друзьях, помочь им перезимовать и встретить песнями весну.

Очень приятно, что современным школьникам не безразлична судьба окружающей нас природы и ее обитателей, что их дела перекликаются со словами поэта. Учащиеся нашей Корочанской  школы-интернат,  круглогодично заботятся о птицах, но особенно активна их деятельность в период Всероссийской акции «Птицы-наши друзья»:в школьном саду и на территории школьного двора развешены яркие, с любовью сделанные своими руками кормушки для птиц, в количестве 50 штук, ремонтируются старые и изготавливаются новые домики – скворечники в школьной мастерской, чтобы в них с удовольствием заселились пернатые; традиционными в период акции стали конкурсы рисунков, слоганов и плакатов о птицах и в защиту птиц.

Викторины, кроссворды, видеорепортажи, театрализованные спектакли о роли птиц в жизни человека и природы, сочинения, чтение стихов и книг, создание буклетов - это далеко не все добрые и полезные дела ребят в защиту природы и ее жителей.

Каждый ученик нашей школы прекрасно понимает, что птицы - наши соседи по планете, наши друзья, а друзей в беде не оставляют.

Просмотр содержимого документа
«Птицы наши друзья»





Вид проекта: информационно – творческий.

1. Актуальность.


« Покормите птиц зимой...» - писал поэт А. Яшин, призывая нас позаботиться о пернатых друзьях, помочь им перезимовать и встретить песнями весну.

Очень приятно, что современным школьникам не безразлична судьба окружающей нас природы и ее обитателей, что их дела перекликаются со словами поэта.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Прочитав об этом в энциклопедии «Птицы мира», мы задумалась, а какие птицы живут у нас? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Старой, доброй традицией было изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подрастающие поколение (дети, школьники) вместе с папами и дедушками мастерили кормушки. Вместе с мамами и бабушками подкармливая птиц, учились наблюдать за их повадками.

Сопереживая и ухаживая за птицами, человек начинают осознавать значимость заботы о ближних людях.



Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:



  • возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;

  • станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;

  • и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее прекраснее, и радостнее.



Проблема проекта.

  • Кто такие птицы?

  • Почему некоторые птицы улетают зимой?

  • Какие птицы остаются зимовать?

  • Какая роль человека в жизни птиц зимой?

  • Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?

  • Какие виды птиц занесены в Красную книгу?



Цель проекта.

-изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.



Задачи.

 Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).

 Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.

 Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

 Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.

 Повысить уровень экологической культуры личности учащихся и родителей.

 Привлечь обучающихся к международной экологической проблеме – охрана природы;

 Способствовать формированию опыта социальной принадлежности и значимости в обществе.



Участники проекта: учащиеся 1-8 классов, учителя биологии, технологии, родители учащихся, классные руководители, воспитатели.



Сроки реализации:

1 этап- 01.12-10.12

2 этап- 11.01-15.02

3 этап-16.03- 29.03



Методы и приёмы:

1.Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа





План реализации проекта



Задачи проекта

Мероприятия

Классы

Сроки исполнения

Предполагаемый результат

1.

Привлечь внимание учащихся к проблемам птиц.

Беседа «Что наша жизнь без птиц?»


1-4

ноябрь

Повышение мотивации учащихся к изучению жизни птиц. Определить значение птиц в природе и жизни человека.

Информационное сообщение «Новости крылатых»

5-7

ноябрь

Информационные листовки размещены во всех классах школы

2.

Вовлечь учащихся в практическую деятельность.

Проведение занятий познавательного

цикла. Книжная выставка «Наши пернатые друзья»

1-8

ноябрь

Организовать книжную выставку.

Проведение мероприятия "Что мы знаем о птицах» Слушание птичьих голосов в записи.

1-4

декабрь

Интерес к прослушиванию произведений о птицах, возникновение у детей положительных эмоций.

Театрализованное представление.

3-4

декабрь

Умение детьми проигрывать сценки по предложенным и придуманным ситуациям, расширение представления о том, как заботиться о птицах.

Акция «Кормушка»

5-8

декабрь

Изготовить кормушки и разместить их на территории школы

Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах.

1-7

Декабрь-январь

Изучить сезонные изменения в жизни птиц, особенности поведения.

3.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность Исследование «Кто, чем питается»

Экскурсии: «Особенности поведения птиц осенью» «Изменения в жизни птиц зимой»

 1-7

 ноябрь - февраль

Знакомство с видовым составом птиц родного края

Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок.

1-5

март

Максимальная активность всех участников проекта по изготовлению книжек – малышек о любимых птицах, поделки – игрушки «Птицы», кормушек и корма для пернатых друзей.

Деловая игра «Знатоки природы».

7-8

март

Понимание детьми ключевых понятий – любовь, забота, надежный друг, внимание, воспитание доброты, защиты к меньшим братьям своим.

Активизация словаря.

Викторина

«Что мы знаем о птицах?».

6-7

март

Организовать для учащихся школы викторину и видео лекторий о птицах.



Конкурс творческих работ «Птицы – наши друзья»

1-4

март

Провести среди учащихся всей начальной школы.

4.




















5.

Подготовить отчёт и обобщить опыт работы над проектом

Создание презентаций, докладов об удивительных птицах.

Видеорепортаж.

5-8

декабрь- январь

Поиск дополнительной информации и энциклопедических данных о птицах. Проведение интегрированных уроков, классных часов, викторин.

Обобщение результатов, обсуждение перспектив.

5-8

март

Определить победителей в номинациях: Самый интересный кроссворд. Самый «хитрый» кроссворд. Самый «загадочный» кроссворд.


Награждение

1-8

март

Оформить портфолио и разместить в электронных и местных СМИ «Ясный ключ», на сайте школы.



Результаты:

В ходе реализации проекта у учащихся систематизировались знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение), сформировались представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц, навыки эстетического отношения к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

В творческих мероприятиях: конкурс «В гостях у птиц», конкурс творческих работ «Птицы – наши друзья» приняли участие 70 % учащихся. Учащиеся нашей школы, круглогодично заботятся о птицах, но особенно активна их деятельность в период Всероссийской акции «Птицы-наши друзья»: в школьном саду и на территории школьного двора развешены яркие, с любовью сделанные своими руками кормушки для птиц, в количестве 50 штук, ремонтируются старые и изготавливаются новые домики – скворечники в школьной мастерской, чтобы в них с удовольствием заселились пернатые; традиционными в период акции стали конкурсы рисунков, слоганов и плакатов о птицах и в защиту птиц.

Викторины, кроссворды, видеорепортажи, театрализованные спектакли о роли птиц в жизни человека и природы, сочинения, чтение стихов и книг, создание буклетов - это далеко не все добрые и полезные дела ребят в защиту природы и ее жителей.

Каждый ученик нашей школы прекрасно понимает, что птицы - наши соседи по планете, наши друзья, а друзей в беде не оставляют.

С интересом изготавливали вместе с родителями кормушки и домики для птиц, развешивали их на территории школы, а затем заботливо подкармливали птиц зимой. Повысился уровень экологической культуры личности учащихся и родителей, сформировался опыт социальной принадлежности и значимости в обществе. Информация о проведении акции опубликована в местных СМИ «Ясный ключ». Мы составили памятку “Как подкармливать птиц”, листовки «Птицы-наши друзья» и раздали ребятам начальных классов и жителям нашего города.

Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм под снегом и тем самым мы сохраняем их численность.

Программно-методическое обеспечение.

  1. Полный определитель птиц. Европейской части России.

  2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.

  3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.

  4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.

  5. «Редкие птицы России». По страницам Красной книге.

  6. Птицы. Книга с окошками.Владимир Бабенко, 2014 год.

  7. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.

  8. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.

  9. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.

  10. «Птицы в стихах и загадках» Софья Буланова, 2014 год.

  11. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.

  12. «Про птиц. Моя первая книга о животных»Александр Тихонов, 2015 год

  13. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

  14. Сайт "Энциклопедия Белгородской области" в разделе "Красная книга Белгородской области"



































Приложение 1





































Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.





























«Покормите птиц зимой!»









«Мы кормушку смастерили и столовую открыли»!





Классный час в 5 классе на тему: «Зимующие птицы»







Народные поговорки и пословицы о птицах.

  • Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

  • Синичка - воробью сестричка.

  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.

  • Невелика синица, голосок востер.

  • Увидел скворца - весна у крыльца.

  • Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

  • Одна ласточка весны не делает.

  • Без первой ласточки весна не обходится.

  • Курица пьет, а на небо смотрит.

  • Всякая птица к своей стае летит.

  • Всякая птица своим пером гордится.

  • Всякая птица своим клювом сыта.

  • Сорока весть на хвосте принесла.

  • Кукушка кукует – по дому горюет.

  • У каждой пташки - свои замашки.

  • Вороне соколом не быть.

  • Мала синичка, да коготок остер.





Викторина «Знатоки птиц!»




Народные приметы

предсказания погоды по поведению птиц.


  • Если синицы долго остаются у человеческого жилья — весна будет холодной.

  • После прилета дроздов морозы случаются очень редко.

  • Жаворонок летит к теплу, зяблик — к стуже.

  • Перелетная птица «течет» стаями — к дружной весне.

  • Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.

  • Если береговые ласточки свои гнезда устраивают высоко над водой, а пауки плетут свою паутину выше обычного, то весна будет влажной и нередки наводнения, появление молодых паучков — к теплой весне.

  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

  • Воробьи купаются ранней весной — к теплу.

  • Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

  • Вороны под тучи взвиваются — к ненастью. Вороны хохлятся — к непогоде.

  • Ласточки летают то вверх, то вниз — перед бурей.

  • Воробьи летают стайками — к сухой ясной погоде.

  • Птицы поют весело — к хорошей погоде.

  • Птица на крышу садится — к непогоде.

  • Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

  • Воробьи прячутся «в хвост» — на мороз или метель.

  • Ворона купается — к ненастью.

  • Воробьи кричат — к метели.

  • Ворона клюв под крыло прячет — к холоду.

  • Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на вершины деревьев — к морозу.









Театрализованное представление (4-й класс)

«Покормите птиц зимой!»









































Экскурсия в школьный сад





Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.





Мы составили памятку “Как подкармливать птиц”, листовки «Птицы-наши друзья» и раздали ребятам начальных классов и жителям нашего города.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!