Вид проекта: информационно – творческий.
1. Актуальность.
| « Покормите птиц зимой...» - писал поэт А. Яшин, призывая нас позаботиться о пернатых друзьях, помочь им перезимовать и встретить песнями весну. Очень приятно, что современным школьникам не безразлична судьба окружающей нас природы и ее обитателей, что их дела перекликаются со словами поэта. |
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Прочитав об этом в энциклопедии «Птицы мира», мы задумалась, а какие птицы живут у нас? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Старой, доброй традицией было изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подрастающие поколение (дети, школьники) вместе с папами и дедушками мастерили кормушки. Вместе с мамами и бабушками подкармливая птиц, учились наблюдать за их повадками.
Сопереживая и ухаживая за птицами, человек начинают осознавать значимость заботы о ближних людях.
Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее прекраснее, и радостнее.
Проблема проекта.
Кто такие птицы?
Почему некоторые птицы улетают зимой?
Какие птицы остаются зимовать?
Какая роль человека в жизни птиц зимой?
Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?
Какие виды птиц занесены в Красную книгу?
Цель проекта.
-изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.
Задачи.
Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
Повысить уровень экологической культуры личности учащихся и родителей.
Привлечь обучающихся к международной экологической проблеме – охрана природы;
Способствовать формированию опыта социальной принадлежности и значимости в обществе.
Участники проекта: учащиеся 1-8 классов, учителя биологии, технологии, родители учащихся, классные руководители, воспитатели.
Сроки реализации:
1 этап- 01.12-10.12
2 этап- 11.01-15.02
3 этап-16.03- 29.03
Методы и приёмы:
1.Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа
План реализации проекта
№ | Задачи проекта | Мероприятия | Классы | Сроки исполнения | Предполагаемый результат |
1. | Привлечь внимание учащихся к проблемам птиц. | Беседа «Что наша жизнь без птиц?» | 1-4 | ноябрь | Повышение мотивации учащихся к изучению жизни птиц. Определить значение птиц в природе и жизни человека. |
Информационное сообщение «Новости крылатых» | 5-7 | ноябрь | Информационные листовки размещены во всех классах школы |
2. | Вовлечь учащихся в практическую деятельность. | Проведение занятий познавательного цикла. Книжная выставка «Наши пернатые друзья» | 1-8 | ноябрь | Организовать книжную выставку. |
Проведение мероприятия "Что мы знаем о птицах» Слушание птичьих голосов в записи. | 1-4 | декабрь | Интерес к прослушиванию произведений о птицах, возникновение у детей положительных эмоций. |
Театрализованное представление. | 3-4 | декабрь | Умение детьми проигрывать сценки по предложенным и придуманным ситуациям, расширение представления о том, как заботиться о птицах. |
Акция «Кормушка» | 5-8 | декабрь | Изготовить кормушки и разместить их на территории школы |
Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. | 1-7 | Декабрь-январь | Изучить сезонные изменения в жизни птиц, особенности поведения. |
3. | Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность Исследование «Кто, чем питается» | Экскурсии: «Особенности поведения птиц осенью» «Изменения в жизни птиц зимой» | 1-7 | ноябрь - февраль | Знакомство с видовым составом птиц родного края |
Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. | 1-5 | март | Максимальная активность всех участников проекта по изготовлению книжек – малышек о любимых птицах, поделки – игрушки «Птицы», кормушек и корма для пернатых друзей. |
Деловая игра «Знатоки природы». | 7-8 | март | Понимание детьми ключевых понятий – любовь, забота, надежный друг, внимание, воспитание доброты, защиты к меньшим братьям своим. Активизация словаря. |
Викторина «Что мы знаем о птицах?». | 6-7 | март | Организовать для учащихся школы викторину и видео лекторий о птицах. |
| | Конкурс творческих работ «Птицы – наши друзья» | 1-4 | март | Провести среди учащихся всей начальной школы. |
4. 5. | Подготовить отчёт и обобщить опыт работы над проектом | Создание презентаций, докладов об удивительных птицах. Видеорепортаж. | 5-8 | декабрь- январь | Поиск дополнительной информации и энциклопедических данных о птицах. Проведение интегрированных уроков, классных часов, викторин. |
Обобщение результатов, обсуждение перспектив. | 5-8 | март | Определить победителей в номинациях: Самый интересный кроссворд. Самый «хитрый» кроссворд. Самый «загадочный» кроссворд. |
| Награждение | 1-8 | март | Оформить портфолио и разместить в электронных и местных СМИ «Ясный ключ», на сайте школы. |
Результаты:
В ходе реализации проекта у учащихся систематизировались знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение), сформировались представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц, навыки эстетического отношения к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
В творческих мероприятиях: конкурс «В гостях у птиц», конкурс творческих работ «Птицы – наши друзья» приняли участие 70 % учащихся. Учащиеся нашей школы, круглогодично заботятся о птицах, но особенно активна их деятельность в период Всероссийской акции «Птицы-наши друзья»: в школьном саду и на территории школьного двора развешены яркие, с любовью сделанные своими руками кормушки для птиц, в количестве 50 штук, ремонтируются старые и изготавливаются новые домики – скворечники в школьной мастерской, чтобы в них с удовольствием заселились пернатые; традиционными в период акции стали конкурсы рисунков, слоганов и плакатов о птицах и в защиту птиц.
Викторины, кроссворды, видеорепортажи, театрализованные спектакли о роли птиц в жизни человека и природы, сочинения, чтение стихов и книг, создание буклетов - это далеко не все добрые и полезные дела ребят в защиту природы и ее жителей.
Каждый ученик нашей школы прекрасно понимает, что птицы - наши соседи по планете, наши друзья, а друзей в беде не оставляют.
С интересом изготавливали вместе с родителями кормушки и домики для птиц, развешивали их на территории школы, а затем заботливо подкармливали птиц зимой. Повысился уровень экологической культуры личности учащихся и родителей, сформировался опыт социальной принадлежности и значимости в обществе. Информация о проведении акции опубликована в местных СМИ «Ясный ключ». Мы составили памятку “Как подкармливать птиц”, листовки «Птицы-наши друзья» и раздали ребятам начальных классов и жителям нашего города.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм под снегом и тем самым мы сохраняем их численность.
Программно-методическое обеспечение.
Полный определитель птиц. Европейской части России.
«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
«Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
«Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
«Редкие птицы России». По страницам Красной книге.
Птицы. Книга с окошками.Владимир Бабенко, 2014 год.
«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
«Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
«Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
«Птицы в стихах и загадках» Софья Буланова, 2014 год.
«Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
«Про птиц. Моя первая книга о животных»Александр Тихонов, 2015 год
Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Сайт "Энциклопедия Белгородской области" в разделе "Красная книга Белгородской области"
Приложение 1
Дорогие ребята!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
«Покормите птиц зимой!»
«Мы кормушку смастерили и столовую открыли»!
Классный час в 5 классе на тему: «Зимующие птицы»
Народные поговорки и пословицы о птицах.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Синичка - воробью сестричка.
Хвалилась синица хвостом море зажечь.
Невелика синица, голосок востер.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
Одна ласточка весны не делает.
Без первой ласточки весна не обходится.
Курица пьет, а на небо смотрит.
Всякая птица к своей стае летит.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Сорока весть на хвосте принесла.
Кукушка кукует – по дому горюет.
У каждой пташки - свои замашки.
Вороне соколом не быть.
Мала синичка, да коготок остер.
Викторина «Знатоки птиц!»
Народные приметы
предсказания погоды по поведению птиц.
Если синицы долго остаются у человеческого жилья — весна будет холодной.
После прилета дроздов морозы случаются очень редко.
Жаворонок летит к теплу, зяблик — к стуже.
Перелетная птица «течет» стаями — к дружной весне.
Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.
Если береговые ласточки свои гнезда устраивают высоко над водой, а пауки плетут свою паутину выше обычного, то весна будет влажной и нередки наводнения, появление молодых паучков — к теплой весне.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Воробьи купаются ранней весной — к теплу.
Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
Вороны под тучи взвиваются — к ненастью. Вороны хохлятся — к непогоде.
Ласточки летают то вверх, то вниз — перед бурей.
Воробьи летают стайками — к сухой ясной погоде.
Птицы поют весело — к хорошей погоде.
Птица на крышу садится — к непогоде.
Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
Воробьи прячутся «в хвост» — на мороз или метель.
Ворона купается — к ненастью.
Воробьи кричат — к метели.
Ворона клюв под крыло прячет — к холоду.
Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на вершины деревьев — к морозу.
Театрализованное представление (4-й класс)
«Покормите птиц зимой!»
Экскурсия в школьный сад
Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Мы составили памятку “Как подкармливать птиц”, листовки «Птицы-наши друзья» и раздали ребятам начальных классов и жителям нашего города.