СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Птицы - наши друзья

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Птицы - наши друзья»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 ГОРОДА ТОРЕЗА»






Сценарий

школьного мероприятия

«Птицы - наши друзья»

Подготовила:

Учитель русского языка

и литературы

Удод Елена Анатольевна



Торез, 2022



Цели: обобщить знания учащихся о значении птиц в природе, их роли в хозяйственной деятельности человека; раскрыть систему мероприятий по охране птиц. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.



Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить представления детей о птицах. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Развивающие: Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших"

Воспитательные: Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.



Тип мероприятия: закрепление полученных знаний.



Педагогическая технология: коллективно – творческая деятельность.

Актуальность мероприятия: привитие любви к птицам и уважительного отношения к ним прививается с детского возраста родителями и продолжается в школе. При проведении мероприятий в школе у детей формируется представление о зимующих птицах их жизнедеятельности, значение в жизни человека и в природе

Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентация « Интересно о птицах», песня Наутилус Помпилиус «Одинокая птица»

Место проведения: класс



Ход мероприя



Учитель: Люди всегда с уважением и заботой относились к своим пернатым друзьям. Птицы украшают нашу Землю, их веселые звонкие трели и красивая окраска оживляет нашу природу. Птиц можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Есть птицы, которые боятся холодов и улетают в теплые края мы их называем перелетными, а есть и такие птицы, которым холод ни почем, они круглый год находят на родине подходящие условия для жизни. И в зимнее время можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки.



Учитель: Мне кажется, мы должны познакомиться с птичками по ближе, чтобы знать друг о друге по больше.



Сегодня наше мероприятие будет проходить поэтапно. Перед нами разные полянки с птичками. Птицы будут вам рассказывать интересные моменты о жизни птиц, о себе, а также задавать вам вопросы. Давайте отправимся в наше путешествие и пойдем к первой полянке.



1 полянка. Воробей.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)



Здравствуйте ребята! Молодцы, вы угадали кто я такой, вы все меня встречаете каждый день. Мы маленькие и сильные певчие птицы с буроватой окраской. Всего на Земле существует 30 различных видов. Из них только я - домовой воробей распространен по всему миру. Обычно воробьи летают стайками. Мы держимся возле человеческого жилья и прекрасно чувствуем себя даже в центре огромного города. Полевой воробей немного мельче домового. Воробьи - птицы открытых пространств. Питаемся в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливаем птенцов. В мой рацион входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые мы подбираем в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки.



Воробей: Ребята, а что вы знаете о птицах, сейчас я проверю:

Задает ребятам вопросы:



Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

С какими проблемами сталкиваются птицы в зимнее холодное время?



Каких птиц мы встречаем зимой? (Дятел, синица, щегол, воробей, снегирь)

Зимой птицы держатся поближе к жилью человека почему? (Птицам зимой холодно и голодно. Они ослабли. Они ждут нашей помощи)



Как ведут себя птицы в морозное время ?

Воробей: Молодцы ребята, а теперь доставайте по очереди карточки с вопросом и найдите соответствующее фото птицы.



Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

Какая птица имеет очень длинный хвост и белое брюшко? (сорока)

Что птицам страшнее: голод или холод? (голод)

Назовите птиц, зимующих в нашей местности.

Какие домики делают люди зимой птицам? (кормушки)

Птица, которая прилетает к нам с первым снегом?(Снегирь)

Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)



ЗИМУЮЩИЕ И КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ



Воробей: Молодцы ребята, я очень доволен, что вы знаете так много о птицах, и я не исключение.



Учитель: Давайте подойдем к следующей полянке и узнаем птичку.



2 полянка. Синица.



Учитель: ребята, а вы знаете стихотворение о синице?



Ученик:

Ей на месте не сидится;

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То весёлая …(синица)



Я очень бойкая, подвижная птица беспрестанно нахожусь в движении, перемещаюсь с дерева на дерево, с ветки на ветку. Могу перебираться даже по самым тонким веточкам, часто при этом повисая вниз головой. Поздней весной и летом я собираю пищу исключительно на лиственных деревьях. Осенью и зимой посещаю хвойные насаждения, Я всеядная птичка. Летом и осенью питаюсь различными насекомыми, гусеницами, а также пауками. Осенью в пище появляются семена, ягоды и плоды различных растений. Зимой охотно поедаю кусочки мяса и сала, выложенные для нас на кормушку. Веду оседлый, или кочующий образ жизни.



3 полянка. Дятел . Добрый день ребятки! Что я за птица?



Целый день все тук, да тук –

Раздается странный звук.

Мастер Дятел так стучит,

Сойке домик мастерит.

Приходи на новоселье,

То-то будет здесь веселье!

Пестрый Дятел всем вокруг

Славный доктор, добрый друг.

Всех вредителей он съест,

От врагов очистит лес.

Может, ты и нас устроишь,

Всем по домику построишь?



Дятел: Я большой пестрый дятел — полезная птица. Выдалбливая дупла, мы повторно их не используем, и тем самым создаем жилье для многих других очень полезных птиц, устраивающих гнезда в готовых дуплах. Кроме того, мы способны извлекать и уничтожать таких опасных для леса вредителей, как насекомые, которые не имеют других, кроме дятлов, врагов среди пернатых. Долбим мы только зараженные вредителями деревья. Осенью и зимой мы питаемся семенами хвойных деревьев, весной и летом — животной пищей. В значительном количестве я поедаю муравьев. Довольно часто дятлы поедают различных жуков, особенно живущих под корой, короедов и усачей, а также долгоносиков.



А сейчас посмотрим, какие вы знаете приметы о птицах:



1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8. Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Воробьи прячутся в хворост (на мороз или перед метелью) .

11. Куры стоят на одной ноге (к стуже).

12. Поздний отлёт птиц(к тёплой зиме).



4 полянка. Снегирь



Ученик:



Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек”.



Снегирь: верх головы, крылья и хвост у меня черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто - белые. Нижняя часть тела красная. Правда, я очень красивая птица? Во время кочевок мы появляемся в садах и парках сел и городов. Питаемся мы преимущественно растительной пищей — семенами различных хвойных или лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами. Птенцов выкармливаем в основном также растительными кормами. Снегирь часто содержится в клетках как красивая певчая птица.



Ребята, я хочу узнать у вас знаете ли вы, чем можно кормить птиц зимой?

Ученик: Птиц можно кормить семенами подсолнечника, ольхи, берёзы, тыквы, арбуза, дыни, конопли, лебеды, репейника, крошками белого хлеба, творогом, сливочным маргарином, несолёным жиром и мясом. Для птиц вреден чёрный хлеб, жареные семечки, солёное сало.



Ученик:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

К. Мухаммади



Игра "Узнай птицу"



Здесь зашифрованы названия зимующих птиц. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы.



НИЦАСИ

Синица



БЕЙРОВО

воробей



КАРОСО

Сорока



НАВОРО

Ворона





ЗЕНЬПОЛПО

поползень



СЛЁКТ

Клёст





Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?



Ответы детей.(Птицам страшнее -голод)

Просмотр презентации «Интересно о птицах»





Конкурс «Поэтический»

Учитель:

Назовите басню и его автора:

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

   «А ты, Кукушечка, мой свет,

   Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

      (  «Кукушка и петух» Иван Крылов)

Учитель:        

- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва,
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

(Самуил Маршак)



Учитель:

На шесте – дворец,

А во дворце певец!

(скворец)

Учитель:

Я хожу по полю вскачь, называют меня… (грач)

Учитель:

Где хмель развился дикий

Поет артист великий.

Он серенький на вид,

Но пеньем - знаменит!

(соловей)

Учитель:

Назовите самую крупную птицу, обитающую в России. (дрофа)

Учитель:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая!

(сорока)



Учитель:

О птицах в народе слагали не только пословицы, песни, стихи, но и легенды, которые всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите два повествования о пернатых, постарайтесь угадать о какой птице идет речь?



Прослушивание песни Наутилус Помпилиус «Одинокая птица»









Литература



А.А. Чернова Наши пернатые друзья. /2010. №3.

В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Зимние праздники игры и забавы.

Т.В. Уварова Птицы наши друзья. 2008. №12.

Журнал « Биология» №8, №13

Экологическое воспитание в школе

Интернет- -ресурсы



http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html

http://imgfoto.ru/images/2378-.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!