1.Наличие у учителя собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе http://donskaya-shkola.ru/metodiceskaya-kopilka
1. Авторская характеристика актуальности, инновационного характера и высокой психолого-педагогической результативности реализации методической разработки по преподаваемому предмету
Тема моего инновационного педагогического опыта – «Анализ текста как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы» и «Анализ текста и компетентностные задания на основе текста как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы и реализации ФГОС». Главная цель опыта-целостное развитие личности ученика. Основная идея опыта- гармоничное сочетание педагогического управления и самостоятельности, инициативы, активности ученика, что особенно актуально в свете внедрения новых ФГОС. С обобщением опыта по проблеме «Анализ текста как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы» я выступала на заседании МО школы, обобщение опыта по теме «Анализ текста и компетентностные задания на основе текста как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы и реализации ФГОС» проведено на заседании РМО. Приложение №1 В рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы с целью обмена опытом по проблеме «Анализ текста как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы» мною проведён открытый урок «Погружение в поэтический текст. Стихотворение И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги». Ведущие технологии, использованные на уроке (развивающая; технология проблемного обучения; технология исследова-тельской направленности; личностно-ориентированная) способствовали решению образовательных задач. Урок, в основе которого был анализ художественного текста, показал активную работу учеников, свободное выражение ими чувств, эмоциональное восприятие материала. В процессе урока дети говорили о важнейших составляющих духовного мира человека: о любви к природе, бережном отношении к ней, доброте, умении видеть прекрасное как в окружающем нас мире природы, так и в искусстве. Эффективным сделало урок выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и В.Набокова учениками. ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка, поэтому в течение всего урока шла активная познавательно-развивающая, исследовательская деятельность по тексту стихотворения наряду с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, учащиеся вместе с учителем продолжили овладение предметными знаниями: знакомство с некоторыми основами филоло гического анализа текста: определяли роль тропов в создании словесной картины; расширяли знания о средствах выразительности. Анализ текста, тем более поэтического, дает ребятам больше свободы в его интерпретации, будит фантазию, делает более комфортным климат на уроке. Формы и методы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, которые чередовались на разных этапах, работа в группах, постановка проблемного вопроса и пути его решения, использование ИКТ способствовали достижению целей урока. Формы, методы урока литературы соответствовали психофизическим и индивидуальным особенностям учащихся. На уроке было много индивидуальных творческих заданий: дети нарисовали рисунки, приготовили презентацию, сообщения, читали стихи Набокова, сочиняли синквейн. Я уверенна, что этот урок показал достоинства моего опыта: методически правильно организованная работа по анализу текста направлена на целостное развитие личности ученика, достижение предметных результатов, формирование метапредметных умений и личностных качеств ребёнка, заложенных в ФГОС. С целью распространения опыта по вышеуказанной теме конспект открытого урока выставлен на моей странице в сети Интернет, сайт «Социальная сеть работников образования»https://nsportal.ru/petrenko-lianaestatevna.;https://multiurok.ru/mgelil01/. Приложение №2 С 2011 по 2016 год я апробировала новый учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина ( 5-8класс) и С.А.Зинина(9класс), который соответствует ФГОС ООО и входит в систему учебников «Инновационная школа». Приложение № 3 Одна из рубрик учебника, «В художественном мире писателя», отводится для анализа текста изучаемого произведения, что, несомненно, свидетельствует о важности анализа текста в процессе осмысления учеником художественного произведения. Дети постигают секреты стиля великих писателей, учатся читать между строк, понимать суть произведения, повышая качество знаний. Я отсылаю ребят к этой рубрике только после того, как они на уроке самостоятельно произведут исследова тельскую работу, с целью дополнить исследование и оценить свой результат. Качество знаний в моих классах по русскому языку выше 54% , а по литературе выше 63% при100% уровне обученности.
Актуальность методической темы. Актуальность моего опыта по данной теме обусловлена социальным заказом общества. Как было сказано, приоритетной целью образования является развитие личности ученика, его способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения. Достижение этой цели возможно только в условиях компетентностного подхода к образованию, на что ориентирован ФГОС. Компетентностные задания обеспечивают условия для применения предметных ЗУНов и УУД в новых незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях. Компетентностные задания помогают конструировать мета-предметное содержание образования на уроках русского языка. С 2015 года я работаю по учебнику русского языка, который входит в переработанную в соответствии с ФГОС ООО, линию УМК под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. В них есть задания компетентностного типа, что позволяет ученикам применять свои знания для учебных задач. В основе этих заданий лежит работа с текстом: создание текстов разного назначения (письмо-впечатление, инструкция, сравнительная характеристика, резюме, отзыв, реклама, заметка, научный доклад и т.д.), их интерпретация, анализ, применение текста в разных жизненных ситуациях. Работы учащихся намоём сайте Мультиурок. Я уверена, что разноаспектный анализ текста и компетентностные задания на основе текстов для различных сфер жизни – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные и метапредметные связи. Работа с текстом формирует как предметные, так и метапредметные умения, развивает у учащихся: языковое чутье; способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок; значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы; позволяет сформировать навыки аргументации – умение вступать в корректный, доказательный диалог с автором текста, убедительно мотивировать свою позицию. Инновационность методической темы – в исследовательской деятельности обучающихся, в применении компетентностных заданий, анализе живой речи и литературного материала как программного, так и дополнительного характера, использовании ИКТ в обучении ( я приветствую выполнение заданий в формате ppt: ярко, наглядно, привлекает внимание ребят, вызывает интерес); метод проектов применяю, метода критического мышления, проблемно-диалоговое обучение, обучение в сотрудничестве. Психолого-педагогическая результативность обеспечив ается содержанием учебного материала (текста), который опирается на жизненный опыт детей, состоит из задач эвристического и практического характера. Это способствует формированию самостоятельности, умению работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание атмосферы доброжелательности считаю залогом успешности в достижении целей урока. Если ребёнок закрыт, скован, ему некомфортно, то у него снижена, а порой отсутствует активность на уроке. Обращение к языковому материалу Дона позволяет мне на различных этапах урока знакомить учащихся с культурой, историей родного края. Культуроведческий подход к отбору содержания текстов является ориентиром целостного, системного видения взаимодействия языка, культуры и языковой личности ученика, отражает мою гуманистическую позицию учителя: я стремлюсь через предмет представить учащимся ценности культуры род-ного края и воспитать их созидателями и хранителями основных ценностей национального и общечеловеческого. Как видно из моей работы, главная цель опыта-целостное развитие личности ученика может быть успешно достигнута посредством работы над анализом текста. Разработанная мною авторская инновационная программа по курсу «Речеведение» для 10-11 классов в основе своей представляет работу с текстами разных жанров и создание учениками собственных текстов на их основе. Более подробно эту методическую разработку я представлю в части 5.1
2. Размещение информации о методической разработке на сайте образовательной организации – места работы учителя, а также в открытом доступе в сети Интернет, в т.ч. на платформах предметных сетевых сообществ.
Информация о методических разработках размещенна на сайте образовательной организации http://donskaya-shkola.ru/metodiceskaya-kopilka:
1)конспект урока литературы «Погружение в поэтический текст. Стихотворение И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»; 2)внеурочно занятие по произведению В.Закруткина «Кавказские записки» и методические рекомендации, опубликовано в сети Интернет, представляет опыт моей работы; Приложение №4 4-3) программа курса «Литература Дона» 5 класс и программа курса «Речеведение» 11класс для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ с экспертными заключениями профильной кафедры вуза. Приложения № 5-6; 5) рабочие адаптированные программы по русскому языку и по литературе, 5-6 класс для детей с ЗПР; 6) рабочие программы внеурочной деятельности по курсу «Литературная гостиная» для 5-6 классов, «Юный корреспондент» для 7-9 классов и другие.
3. Подтвержденные документально положительные оценки профессиональным сообществом методической разработки, наличие свидетельств (фактов), подтверждающих внедрение в педагогическую практику инновационного опыта педагога.
С целью повышения качества знаний обучающихся по русскому языку в 10-11классе мною проводятся элективные курсы: «Речеведение» и курс по платным образовательным услугам с углублённым изучением «Синтаксис. Пунктуация» для 10-11классов. Высокая оценка моей работы администрацией МБОУ Донская СОШ в связи с высокими учебными результатами ЕГЭ по русскому языку дана в ежегодных публичных отчётах МБОУ Донская СОШ за 2016, 2018 г.г. Приложение №7 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ г. Зернограда Оганесян Ирина Валентиновна и учитель МБОУ Донская СОШ Куропятник Наталья Геннадиевна в течение двух лет применяли в своей работе разработанные мною рабочие программы по русскому языку и литературе по новым стандартам ФГОС. Отзывы о моих рабочих программах по русскому языку и литературе в Приложении №8. В рамках работы РМО по теме: «Современные средства оценивания результатов ООО» мною был дан открытый урок литературы в 5 классе на тему «Погружение в поэтический текст». Он заслужил высокую оценку методиста ОО и педагогов района. Рецензия на урок руководителя РМО. Все материалы урока опубликованы в сети Интернет. Приложение №9 В рамках муниципального этапа фестиваля учительских проектов по урочной и внеурочной деятельности, посвященных литературному наследию В.А. Закруткина, мною разработан семинар и методическое сопровождение к нему на тему: «Битва за Кавказ. Казаки в битве за Кавказ». (По произведению В. Закруткина «Кавказские записки»), где используются инновационные подходы к подготовке и проведению урока: исследование, работа в группах, парах, использование ИКТ.(Прилагается три презентации обучающихся.) Методическая разработка и презентации к уроку опубликованы на сайте Мультиурок, и, судя по количеству просмотров, интересены словесникам. На муниципальном уровне урок и методические рекомендации оценены членами муниципальной комиссии по проверке конкурсных проектов как Победитель муниципального этапа фестиваля учительских проектов. Победу в муниципальном этапе конкурса присудило компетентное жюри. Приложение № 11
4. Представление содержания методической разработки в форме публикации: методические рекомендации, учебно-методическое пособие, методическое пособие, учебное пособие, учебник, монография и др. (с указанием выходных данных печатного издания)
В методическом журнале «Практические советы учителю» Ростов-на-Дону 2017год №3 издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО опубликовано моё внеурочное мероприятие «Путешествие в страну живого великорусского языка», проведённое в рамках «Недели русского языка» в школе. Приложение №12 Цели внеурочного мероприятия: прививать любовь к великому русскому языку; продолжить знакомство с биографиями выдающихся русских лингвистов и их вкладом в изучение и сохранение русского языка; повысить общую языковую культуру, развивать интерес к языку как учебному предмету; воспитывать бережное отношение и интерес к языку, культуре, этнографии родного края; обогащать словарный запас учащихся за счет местной лексики и фразеологии. Задачи: углубить языковые знания, совершенствовать умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; прививать любовь к языку и книге как источнику знания.; развивать творческие способности учащихся. Оборудование к уроку: Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка в 4-хтомах»; проектор; презентация ppt. Форма проведения - путешествие –игра. Текстовый материал Донского края, культуроведческий подход к отбору содержания конкурсного материала позволяет мне посредством конкурса расширить представление детей о самобытности языка нашего региона, осознать важность сохранения исторического языка (донского диалекта), прочувствовать его роль и художе ственную ценность в тексте произведения. Формы и методы работы способствуют развитию личности ребёнка, позволяют достигнуть запланиро-ванных результатов, обозначенных в целях и задачах к внеурочному мероприятию.
5. Участие учителя в мероприятиях по обмену педагогическим опытом (открытые уроки, мастер-классы, педагогические мастерские), в ходе которых осуществляется работа по презентации, продвижению и оценке результативности методической разработки профессиональным сообществом
Одним из способов повышения мастерства учителя является работа в заседании РМО, где можно поделиться опытом работы, узнать о новых эффективных методах в образовании, посетить открытые уроки. В рамках работы РМО по теме: «Современные средства оценивания результатов ООО» мною был дан открытый урок литературы на тему «Погружение в поэтический текст». Все материалы урока опубликованы в сети Интернет на сайте Мультиурок. сайт «Социальная сеть работников образо-вания»https://nsportal.ru/petrenko-lianaestatevna.;https://multiurok.ru/mgelil01/. Приложения № 2 В 2017-2018 уч. году я приняла участие в школьном этапе конкурса «Учитель года 2018». В номинации «Мастер-класс» показала мастер-класс «Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка и литературы». Об эффективности его применения на уроках русского языка и литературы рассказали мои ученики, представив постерную презентацию, над которой работали в процессе подготовки к итоговому сочинению по литературе за курс основной школы. Эссе и мастер-класс опубликованы в сети Интернет на моей странице Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/petrenko-lianaestatevna. В рамках обмена методическим опытом мною был проведён мастер-класс по теме «Углублённое изучение синтаксиса и пунктуации в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ» в МБОУ школа №105 г.Ростова-на-Дону. В рамках обмена методическим опытом на совместном заседании предметно- цикловых объединений начальной школы и учителей русского языка и литературы я представила свою работу по теме «Системно-деятельностный подход при организации внеурочной деятельности по курсу «Детская риторика» в 1-4 классах в МБОУ школа №105 г.Ростова-на-Дону. Приложения №14 Представила буклет по курсу «Риторика», где обозначила цели, задачи, нравственно-риторические идеи внеурочных занятий. На методическом объединении учителей начальных классов в МБОУ Донская СОШ поделилась опытом работы по теме «Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования метапредметных УУД в контексте ФГОС». Приложение №15 На педагогическом совете МБОУ Донская СОШ я представила выступление на тему: «Современные педагогические технологии как эффективное средство для реализации требований ФГОС, ознакомив присутствующих с теоретической стороной вопроса, и обменялась своим опытом работы по использованию на уроках педтехнологий аксиологического и деятельностного типа. Протокол №13 заседания педагогического совета МБОУ Донская СОШ от 31.08.2016г. В 2018 году в рамках муниципального этапа фестиваля учительских проектов по урочной и внеурочной деятельности, мною разработан семинар и методическое сопровождение к нему, где используются инновационные подходы к подготовке и проведению урока: исследование, работа в группах, парах, использование ИКТ. Эта работа стала победителем муниципального этапа конкурса. Приложение № 11 На районной августовской конференции педагогических работников в 2017г в разделе «Внеурочная деятельность учителей МБОУ Донская СОШ» в целях обмена педагогическим опытом представлен мой буклет «От детской риторики к сочинению», ранее с той же целью был представлен буклет, знакомящий с системно-деятельностным подходом при организации внеурочной деятельности по курсу «Детская риторика» в 1-4 классах.
6. Наличие научных и учебно-методических публикаций (доклады и тезисы научно-практических конференций, статьи в профессиональных журналах с указанием выходных данных печатного издания), отражающих особенности методической разработки учителя: – на региональном уровне; – на федеральном уровне
Для «Недели русского языка и литературы» я разработала и провела внеурочные мероприятия в своих классах. Опубликовав их в сети Интернет и в методическом журнале «Практические советы учителю» 2017г. №3, я поделилась с учителями-словесниками своими наработками. Внеклассное мероприятие для старших классов «Дискуссия о культуре речи» опубликовано на сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru https: //nsportal.ru/petrenko-lianaestatevna. Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну живого великорусского языка»( методический журнал ГБУ ДПО РО РИПК и ПРО «Практические советы учителю» №3 2017г и на сайте Мультиурок). Приложение№12 В моей статье «Дети должны жить в мире творчества»( районная газета «Донской маяк» №29(1786) 20 июля 2018г) я представила опыт внеурочной работы с детьми, обладающими различными интеллектуальными способностями. Рассказала о положительном влиянии на достижение качественных результатов урочной и внеурочной деятельности и самореализации ребёнка в таких формах работы, как конкурсы, олимпиады, викторины, что является актуальным в условиях реализации ФГОС. Приложение №13
1