4. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)
1.Система работы учителя по созданию комфортной образовательной среды для адресной работы с различными категориями обучающихся, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого ребенка
В моей педагогической практике приходилось работать с учениками, разными по социальному статусу, по уровню развития. В 10 класс поступила девочка из Иловайска Донецкой области, ей предстоял сложный адаптационный период в школе. Я проводила с Юлей дополнительные занятия или просто беседовала, старалась отвлечь от печальных мыслей. Приходилось работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ученица 9 класса К. Анастасия после долгой болезни была переведена на домашнее обучение. Я как классный руководитель оказала всестороннюю поддержку девочке6 организация занятий, планирование, применение наиболее продуктивных методов освоения учебного материала помогли Насте наверстать программный материал, успешно сдать экзамены в рамках ГВЭ и получить аттестат с хорошими и отличными оценками. Через год в 2017 году Анастасия Кривик стала победительницей муниципального этапа областного конкурса сочинений «Край родной, навек любимый». Приложение №16 В вебинаре о новых профстандартах педагога, организованном онлайн-школой Фоксфорд. Один из разработчиков профстандарта педагога, академик Ям-бург Е.А. озвучил такие цифры: практически здоровых детей не более 13%, остальные 87% в той или иной мере нуждаются в педагогическом сопровождении, и это реалии нашего времени. У детей с ООВ снижена мотивация учебной деятельности, что в значительной степени тормозит их познавательную активность и снижает интеллектуальную продуктивность, что обязывает меня вносить корректировки как в ходе урока, так и в методику изучения того или иного материала. В 2016г я взяла 5-й класс, в нём 3 детей с ООВ: двое с задержкой психического развития, один соматически нездоров (в 7 классе переведён на домашнее обучение после консультаций с специалистами ПМПК), обучающихся в условиях инклюзивного образования, поэтому я сразу обратилась к школьному психологу за консультацией и к логопеду с целью совместной работы. В системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООВ и ОВЗ в нашей школе (составлена специальная программа), где определёны функции всех участников образовательного процесса и виды помощи (коррекции) ребёнку, даются рекомендации психо лога, логопеда по формам и методам работы учителя с каждым таким ребёнком. Я стараюсь вовлечь детей во внеурочную деятельность, в участие в школьных мероприятиях, участие в различных конкурсах, проявляю интерес к их личности, к достижениям по другим предметам. Главное для меня в работе с такими детьми - быть внимательной, неравнодушной.
Работа с одарёнными детьми требует от педагога мастерства особенного, потому что и дети особенные, талантливые. Во внеурочное время мы готовимся к конкурсам, олимпиадам, проводим репетиции, консультации. Сегодня дети очень загружены в школе, поэтому часто использую для консультаций режим онлайн. Приложение№ На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Проект для одарённых детей «Алые паруса» размещены сочинения учащихся, ставшие победителями и призёрами муниципального этапа всероссийского конкурса сочинений. О проектах, в которых участвуют одарённые дети, я или кружковцы размещаем информацию в районной газете «Донской маяк»: «Этнографический диктант на Дону», «Новые сказки Тихого Дона», «Путешествие по Армении», «Праздник дружбы и единения» и др. Эти публикации радуют и детей, и их родителей, и служат средством мотивации других детей для развития их творческих способностей. Своими опытом работы с одарёнными детьми я поделилась в статье «Дети должны жить в мире творчества», опубликованной в районной газете «Донской маяк» за 20.07.2018год Приложение№13 Участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширять кругозор, даёт отличный толчок для развития в той или иной области знаний. Ученица Хмеленко Д. по моим предметам звёзд с неба не хватает ( перспективы роста качества знаний есть), зато у девочки прекрасный талант художественного чтения, она проникновенно декламирует стихи и прозу, поэтому я всегда привлекаю её к участию в конкурсах чтецов, в которых она не раз становилась призёром. В нынешнем году она стала победителем классного и школьного туров всероссийского проекта «Живая классика» участница муниципального этапа. Такие победы окрыляют детей. Опыт показывает, что применение данных форм работы с обучающимися оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов урочной и внеурочной деятельности, способствует самореализации ребёнка, что является актуальным в условиях реализации ФГОС. Дети с невысоким уровнем интеллекта не достигают высоких результатов, зато приобретают бесценный опыт участия и конкуренции с другими ребятами, дают оценку своему труду и стремятся улучшить результат. Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, причастность к интеллектуальному сообществу.
2. Разработка и реализация индивидуальных программ развития различных категорий обучающихся с учетом личностных особенностей, включая рекомендации психолога, социального педагога, медицинских работников и других специалистов
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Разработка индивидуальных адаптированных программ, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности в сотрудничестве с психологом- всё это способствует успешной реализации ФГОС. Для более глубокого овладения данной проблемой я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Реализация в общеобразовательном учреждении инклюзивного образования с ОВЗ». Приложение №39 Ежегодно я составляю специальные рабочие программы по предметам «Русский язык» и «Литература» для классов, где есть дети с ООВ и ОВЗ. Рабочая адаптированная программа содержит пояснительную записку с указанием целей, задач курса, планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные), содержание программы учебного курса КТП курса, виды коррекции. Рабочая программма по русскому языку для 5 класса «Адаптированная для детей с задержкой психического развития» размещена на сайте образовательного учреждения. С целью коррекции знаний и поддержки детей с ОВЗ мною составляется специальный план работы, рассчитанный на 35 часов, т.е. 1час в неделю дополнительных занятий по согласованию с родителями обучающихся. Задачи преподавания предметов русский язык и литература для обучающихся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. В своей работе с детьми с ОВЗ использую специальные техно- логии: дифференцированного обучения, коррекции нарушений пись- ма, развития связной речи, информационно – коммуникационные, игро- вые, здоровьесберегающие, арттерапевтические технологии, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в зависимости от формы задержки психического развития. С родителями (законными представите лями) этих детей организую индивидуальные беседы, на которых даю методические рекомендации по оказанию коррекционной помощи ребёнку в семье в виде памяток, оказываю помощь по вопросам воспитания, развития и обучения учащихся, приглашаю на уроки Для этой цели у меня составлен график консультаций. Только совместными усилиями мы можем помочь детям с особенностями в развитии.
Для работы с одарёнными детьми в школе создан банк одарённых детей. В сентябре я составляю план работы с одарёнными детьми, где определяю основные направления работы, цели: создание условий для оптимального развития детей; задачи: выявление одарённых детей, использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельност; организация разнообразной внеурочной деятельности; развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях; социальная и психологическая поддержка одаренных детей. Такая целенаправленная работа даёт хорошие результаты: среди моих воспитанников много призёров и победителей творческих конкурсов.
3. Проведение консультаций для различных категорий обучающихся на личном сайте учителя (личной странице на сайте образовательной организации)
С целью консультирования детей и их родителей по учебным и внеурочным вопросам использую различные электронные и дистанционные средства связи: телефон, электронную почту, скайп, соцсети («ВКонтакте», «Одноклассники»). Рассылаю учебный материал, приглашения для участия в олимпиадах и конкурсах, приложения к конкурсам, даю консультации по предмету. Переписываюсь и в видеорежиме консультирую детей, которые по состоянию здоровья отсутствуют долгое время. Приложение№32
4. Разработка программы партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения образовательных задач с использованием методов и средств психолого-педагогического просвещения.
От качества работы школы во многом зависит уровень педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания детей, поэтому сегодня на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями. Программа сотрудничества с семьёй-это целенаправленная система работы для формирования подрастающей личности ребёнка. В МБОУ Донская СОШ есть программа партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся. Приказ №232 от 01.09.2018 г. «Об утверждении программ по реализации стратегии воспитания детей до 2020г. Приложение№3». Одно из направлений программы- «Поддержка семейного воспитания». Цель программы- создание условий для развития системы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и образования детей, используя психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, посещающих школу, посредством психолого-педагогического просвещения родителей. Главное направлением сотрудниче ства- просвещение по вопросам психологии и педагогики: информирование, диагностирование, коррекционная работа. В нашей школе педагог-психолог тесно взаимодействует с учителями-предметниками и классными руководителями, совместно с ними проводит различную диагностику и ведёт просветительскую работу среди педагогов, детей, родителей. По окончании 1 четверти проводится педсовет на тему: «Адаптация обучающихся 5 класса в средней школе», на котором педагог-психолог после специальной диагностики учащихся даёт оценку степени адаптации ребёнка к учебному процессу в среднем звене. Такая работа психолога совместно с учителями даёт возможность лучше узнать психотип обучающихся Психолог просвещает родителей в вопросах, связанных с детской и подростковой психологией, проводит различные диагностики.
Постоянная профилактическая работа ведётся мною совместно с социальным педагогом с семьями группы риска: посещение на дому, беседы, приглашение на КДН. Проводится информирование родителей и обучающихся 9-х и 11-х классов о процедуре проведения ОГЭ и ЕГЭ, а психолог даёт советы родителям, как снять психоэмоциональное напряжение в экзаменационный период; в присутствии родителей проходит процедура подачи письменного заявление на участие ОГЭ и ЕГЭ. Родителей привлекают к участию в Всероссийских акциях « Единый день сдачи ЕГЭ, ОГЭ для родителей». Все вышеперечисленные мероприятия помогут успешной сдаче моими учениками ОГЭ и ЕГЭ. В целях ознакомления родителей обучающихся и общественности с работой образовательной организации по окончании учебного года делается «Публичный доклад» и выкладывается в сети Интернет на сайте школы. Прозрачность информации способствует созданию доверительных отношений школы и родителей.
5. Участие педагога в деятельности общественно-профессиональных сообществ (родительская общественность, представители медицинских организаций и правоохранительных органов)
С 1993г - 2018г в период работы в МБОУ Донская СОШ я сделала три выпуска, т.е. была классным руководителем 21 год, и моя работа тесно связана с деятельностью общественно-профессиональных сообществ. Как классный руководитель я тесно взаимодействовала с представителями медицинских организаций посёлка и района. Ежегодно принимала участие в вакцинации против гриппа: опрос родителей обучающихся и сбор письменных согласий. Каждый год до 1 сентября в поселковой больнице подтверждала группу здоровья ребят для участия в уроках физической культуры, получала консультацию врача о здоровье каждого ребёнка. Для диспансеризации детей я предоставлла в ЦРБ требуемые данные о ребёнке. Врач местной поселковой больницы каждый год выступает на общешкольном родительском собрании с профильными темами, связанными с организацией питания, режимом школьника и отвечает на вопросы родителей. С целью повышения уровня знаний и приобретения навыков по оказанию первой помощи я получила дополнительное образование по программе: «Оказание первой помощи гражданам РФ или иным лицам, находящимся на её территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и др. состояниях и заболеваниях, угрожающих их состоянию и здоровью» в объёме базового 8 часов. Предоставляла характеристики на обучающихся, состоящих на учёте в КДН, присутствовала на заседаниях КДН, т.к. приходилось работать с детьми с дивиантным (общественно опасным) поведением, с семьями группы риска. Представители правоохранительных органов участвовали в классных часах, проводили беседы об ответственности за правонарушения несовершеннолетних.
6 Положительные отзывы администрации образовательной организации, общественных организаций, родителей (законных представителей) о создании учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся.
Отзывы родителей: Кривик Н.А., Шевченко А.Н. Отзыв об одарённых – завуч по воспитательной работе Задорожнева Приложение№29
7. Создание условий для привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, нуждающихся в социально педагогической поддержке (при наличии таких детей), к различным формам внеурочной деятельности.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную и внеурочную деятельность. В моих классах есть дети, нуждающиеся в социально педагогическое подддержке: дети-сироты, потерявшие одного из родителей ( 5класс), опекаемые дети ( 5, 9класс), дети с ОВЗ ( 5, 7 класс). К этим детям стараюсь проявить максимум внимания: приглашаю для участия в конкурсах, на внеурочные занятия «Литературной гостиной», чтобы участвовать в сценках или посмотреть мультфильм и послушать сказку, нарисовать иллюстрацию к произведению; на занятие «Кружка юный корреспондент»; беседую на темы, которые интересны самим детям, а также стараюсь побольше узнать о том, чем живут, с кем живут дети в семье. Разговор по душам отогревает их, появляется больше доверия к учителю.
1