СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикации (методика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публикации (методика)»

Районный семинар учителей истории и обществознания

МБОУ «СОШ №1 с.п. Надтеречное»

17.12.2019.

Обухова О.Ю.,

учитель истории и обществознания

высшей категории



Использование правовых задач при изучении Конституции РФ на уроках обществознания.























Методика. Из опыта работы.



Еще несколько лет назад актуальность разработки различных методик использования правовых источников на уроках обществознания в российских школах рассматривалась несколько в ином измерении. Так главной задачей ставилась личностная значимость усвоения правовых норм обучающимися с целью дальнейшего их практического применения в жизни:

- осознание учащимися значимости нормативных актов в жизни общества;

- выявление смысла юридических норм, содержащихся в текстах нормативных актов;

- перенесение смысла правовых норм в реальные жизненные условия.

Сегодня ситуация в изучении правового модуля на уроках другая.

В погоне за результатом на ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) мы педагоги сделав несколько больших шагов вперед, начали движение назад, используя преимущественно методы «натаскивания на тесты».

Однако, без мотивационного компонента изучение именно этого модуля (модуля «Право») не приносит желаемых результатов. Многие из педагогов, исходя из опыта собственной деятельности констатируют факт наиболее низких результатов при выполнении КИМов именно по правовому блоку. При чем, качество выполнения заданий бывает низким как в тестовой части КИМов, так и в заданиях, требующих творческого подхода.

Одним из в способов преодоления данной проблемы, на мой взгляд, является возвращение к пониманию необходимости актуализации правовых знаний для последующего использования в реальной жизни.

Самым доступным для практического применения на уроках обществознания источником является Конституция РФ. Содержание основного закона государства наиболее востребовано и в формате ГИА.

Разумеется – это неслучайно. Знание, понимание, толкование и практическое применение других нормативных актов в действительности требует профессиональной юридической подготовки, тогда как знание конституционных положений доступно и простому обывателю. Об этом свидетельствует и опыт различных стран мира. В ряде государств, например, в США Конституция государства изучается с начальной школы. Мэтью Орр, исследователь из США, занимающийся изучением российского образования сказал: «В России в школе учат стихи Пушкина, в США – Конституцию».

Изучение Конституции несет в себе прежде всего воспитывающий характер, связанный с формированием гражданственности, чувства патриотизма, принципиально новых требований для человека демократического общества и гражданина правового государства.

Остановимся подробнее на классических методических приемах работы с нормативно-правовыми актами.

Методика работы с нормативно-правовыми актами предполагает целенаправленную работу учителя и обучающихся по развитию умений получения знаний из юридических актов.

В качестве умений работы с нормативно-правовыми актами можно выделить следующие:

1) умение давать общую характеристику нормативно-правового акта (реквизиты, структура, регулируемые отношения, субъекты; понятия, приведенные в качестве нормативных и др.);

2) умение определять место нормативно-правового акта в системе права (систематизация);

3) умение читать нормативно-правовой акт и извлекать из него требуемые правовые знания;

4) умение анализировать содержание текста нормативного акта, которое включает в себя:

- умение объяснять смысл юридической нормы, давать ее комментарий;

- умение выявлять сущностные признаки юридических понятий, содержащихся в тексте нормативного акта;

5) умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов;

6) умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений;

7) умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции;

8) умение определять вид юридической нормы;

9) умение применять знания для решения правовой задачи.

Не стоит сегодня убеждать себя, что чтение любого нормативного акта, в том числе и Конституции для современного ребенка будет интересным чтивом. Мы все прекрасно понимаем, что имеем дело с детьми уже совершенно иной культуры, где буквенное неиллюстрированное чтение совершенно неприемлемо.

Что можно предпринять в данной ситуации?

На мой взгляд, нужно применять игровые методики. Сделать изучение Конституции РФ - игрой. Для игры можно использовать задачи (подобные использованным на уроке), кроссворды, ребусы и другие старые верные классические приемы. Можно использовать формат игры «Брейн-ринг», «Своя игра», методы «Лото» и т.д.

Возможно, при исключительно творческом подходе и наличии временных ресурсов использование и сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры можно применять и при изучении разных отраслей права. Например, при изучении уголовного, трудового или семейного права и, соответственно, при работе с источниками права по этим отраслям.

В старшем звене сейчас широко применяются кейс-методы и методы ведения дискуссий.

Именно эти игровые методики способны обеспечить формирование названных выше умений у учащихся.

Особое внимание стоит уделить использованию правовых задач на уроках обществознания .

Само по себе понятие «задача» имеет для ребенка почти «математический смысл». При предъявлении правовой задачи проявляются иные мыслительные операции, активизирующиеся, как правило, при решении математических задач. Появляется стремление к точности, конкретности определений, стремление знать (выучить) этот «точный показатель».

Представлю несколько собственных рекомендаций по использованию задач по праву на уроках обществознания:

1. Наряду с готовыми задачами из различных методических разработок, олимпиадных заданий и заданий КИМов ГИА широко использовать задачи «собственного сочинения».

[Позволяет поддерживать свой образовательный уровень, расширять и углублять собственные знания, ориентироваться в динамичной системе российского права].

2. Излагать условия задачи простым, доступным для понимания обучающимися языком, но с «вкраплением» отдельных новых юридических терминов.

[Мотивирует учащихся, упрощает задачу. Внесение «нового» термина решает обучающие образовательные задачи].

3. В условии задачи использовать реальные жизненные ситуации. Например, при решении задач по Конституции РФ использовать ситуации реальные для РФ.

[Также мотивирует учащихся, упрощает запоминание материала].

4. Составлять задачу, опираясь на правовой источник. Такое же требование предъявлять и учащимся. Систематически предлагать учащимся задания по самостоятельному составлению задач.

[Само по себе обеспечивает необходимость работы с правовым источником, формирует навыки самостоятельной работы. Делает полученные знания практически значимыми].

5. Не злоупотреблять использованием на уроках при решении правовых задач групповой формы работы. Решение правовой задачи, как метода работы с правовым источником, должно быть индивидуальным.

[Обеспечивает работу с правовым источником каждого учащегося. Исключает все другие недостатки групповой работы].

6. Применять для составления задач зрительно-иллюстративный материал (формат работы с «картинкой»).

[Привычный формат для современных школьников. Развивает творческое воображение. Способствует запоминанию. Работает на развитие общеучебных компетентностей].




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!