СЛЕСАРЕВА Т. А.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(МБОУ СШ № 6 Г. ДИМИТРОВГРАДА)
В новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности , познавательных и созидательных способностей. Главной целью изучения иностранного языка на сегодняшний день является «формирование и развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции».[1,c. 16]Иноязычная коммуникативная компетенция понимается как «формирование у школьников способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка». [1, c. 16]
В состав иноязычной коммуникативной компетенции входят 5 компонентов:
1) Языковая компетенция (отвечает за развитие лексических, грамматических и фонетических навыков);
2) Речевая компетенция ( формирование и развитие речевых умений в 4-х видах речевой деятельности : говорении, аудировании, чтении, письме);
3) Социокультурная компетенция (знание культурных реалий , социокультурных норм, норм речевого этикета, общения);
4) Компенсаторная компетенция ( умение при недостатке языковых средств выйти из сложных ситуаций при коммуникативном сбое, т. е. использование синонимов, антонимов, перифраз, невербальных средств);
5) Учебно-познавательная ( умение учиться , например, уметь найти слово в словаре, прочитать транскрипцию незнакомого слова).
В соответствии с концепией модернизации российского образования коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком , а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Требования к формированию коммуникативной компетенции могут быть представлены в следующем виде:
- адекватно воспринимать устную речь и быть способным представлять содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения;
- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
- владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения;
- владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
- создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;
- составлять план, тезисы, конспект;
- владеть иностранным языком на уровне функциональной грамотности.
Исходным моментом любой деятельности является мотив, который попуждает к деятельности и направляет её. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат, доверительные отношения между учителем иучащимися, а также между самими учащимися.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Она представляет собой условное воспроизведение её участниками практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Игра помогает усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивать необходимые компетенции.
Очень эффективен метод проектов. Проект предполагает самостоятельную работу учащихся, умение презентовать свой продукт, защитить его. Использование проектной методики помогает поддержать стремление учеников к творчеству , выводя их на креативный уровень, подталкивает учащихся к выражению своих мнений, чувств, используя не только речевой этикет, но и соответствующую мимику и жесты.
На всех ступенях обучения также эффективна парная или групповая работа, меняются только темы, ситуации с учётом возрастных особенностей учщихся, уровня их подготовленности.
Формированию коммуникативной компетенции способствубт такие задания, как:
- составить план текста, высказать основные мысли по плану;
- выделить основную мысль текста, выразить своё отношение к тексту и отражённой в нём проблеме;
- дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
- составить собственное высказывание, исходя из прочитанного или услышанного.
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке , не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроках иностранного языка с использованием различных приёмов работы.
Библиографический список:
1. Серия «Стандарты второго поколения». Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е издание- М.: Просвещение, 2011.79 с.
2.Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные пдходы к многоуровневому описанию в методических целях.-Еврошкола Москва, 2004.236 с.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-М.: Просвещение, 1991.223 с.