Организационный момент (1-2 мин) | - Запишите число, классная работа. Четвертое апреля. Говорим орфограммы (Четвертое – безударное гласное е – четверть, четверо) | -Отвечай громко. Работай дружно. Помогай товарищу. Умей выслушать другого. - Это значит, что мы хорошо должны знать правила, грамотно писать, находить знакомые нам орфограммы.
| |
Актуализация знаний (8 мин) | - Напишите пятую строчную букву алфавита (д), запишите букву, которая стоит в алфавите между буквами П и С (р), запишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой Ф (у), букву, обозначающую парный согласный звук К (г). – Что мы повторили? (алфавит) - Какое слово у вас получилось? (друг) - Что можете сказать об этом слове? (сущ., одуш., нариц., ед. ч., 2 скл., обозн. предмет) - Что обозначает слово «друг»? - Какое задание вы можете предложить с этим словом? - Подберите синоним (товарищ), антоним (враг). Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга. Что прочитали? (лексическое значение слова «друг») - Выпишите глаголы в столбик. - Что о них можете сказать? ( н. в., ед.ч.) -Почему настоящего времени? Докажите, что 3 лица. - А почему тревожится. волнуется, радуется пишется без ь? - Измените эти глаголы в форме будущего времени с помощью приставок и запишите их в столбик. На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? (затревожится, заволнуется, запереживает, обрадуется) - Укажите грамматические признаки. (б.в., ед. ч.) Проверка. | Друг Выполняют морфологический разбор. Товарищ, враг | |
Мотивация обучающихся (2 мин ) | - Определите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Откройте стр.74 и прочитайте тему. А как может быть связано слово спряжение с изменением глаголов по лицам и числам? Найдем на уроке и на этот вопрос ответ. | О глаголах наст.и прош.вр. | |
Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений. (10 мин.) Физкультминутка.
| - Я называю глаголы, если глагол настоящего времени 1 л - встаёте. 2л-поворачиваетесь в стороны. 3- хлопаете в ладоши. - Упр.423. Таблица. - Наст.время. Будущее время. Что дано в таблицах? Изменение глаголов по лицам и числам. - Что заметили? (Одни и те же глаголы меняют форму в зависимости от того с каким он местоимением употреблен) - Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам? (окончание) Читаем правило. - Упр.424 (письменно) - А как определить лицо и число глагола? (по местоимению или окончанию). Читаем правило. | -Дети пишут в тетради, 1 ученик у доски с комментированием, выделяют окончания. -Настоящего -По лицам и числам -Окончание | |
Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний (8 мин.)
| - Упр.425. (у доски) - 1 предложение разбираем. Синтаксический разбор. Новое – морфологический разбор. Находим слово к схеме - Задание на карточках (в парах) Обсудите: какой из данных глаголов не изменяются по лицам и числам (не спрягается): Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю. - А для этого вы как будете действовать? (устно проспрягать каждый глагол и понаблюдать окончания). - У всех ли могли определить лицо? (глагол рассказал не спрягается) - Какого он времени? Значит, у глаголов прошедшего времени мы не определяем лицо. | Работа в парах. | |
Контроль результатов (12 мин.) | Задание. В пословицах найдите глаголы (По вариантам). - Смысл пословиц понятен? 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь. 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь. - Определите у глаголов время, лицо и число. Сейчас поменялись парами вариантами проверяем. Фразеологические обороты (Соедини с глаголами) зарубить на носу повесить нос взять себя в руки бить баклуши тянуть кота за хвост медлить загрустить запомнить бездельничать успокоиться - А что можно сказать о глаголах 2 столбика? (глаголы в неопределенной форме) А глагол успокоиться как его можно еще назвать? -Поставь глаголы в форму наст. вр.,2л., ед. Используя таблицу. -Что надо помнить о глаголах 2 лица единственного числа? | Фронтальная работа -Выходят к доске по цепочке, пишут в тетрадях -Окончания глаголов 2 лица ед.ч. –это орфограмма, после шипящей пишется ь знак Работа в группах, соединяют. -Выходят к доске по цепочке, пишут в тетрадях -Окончания глаголов 2 лица ед.ч. –это орфограмма, после шипящей пишется ь знак | |
Домашнее задание | - Д/з стр. 74-75 правила, выучить окончания глаголов, упр. 427. -Откройте дневники , запишите -Оценивание за работу на уроке (письменно, устно) | Самооценка | |