СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация на тему "Профессиональная подготовка учителя в условиях ФГОС"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публикация на тему "Профессиональная подготовка учителя в условиях ФГОС"»



«Профессиональная готовность педагога к реализации

ФГОС нового поколения»-

учитель географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки Ставропольского края

Козина Любовь Александровна


Действительно, в современном быстро развивающемся и изменяющемся мире передача обучающимся знаний по традиционной форме не является основой для его успешной интеграции в жизни. Чтобы обучающиеся стали не только образованными, но и творческими людьми, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в любых ситуациях, необходимо на уроках выработать навыки и умения быстро ориентироваться в море информации.

Учебный материал можно разнообразить различными формами работы с классом. Обучающимся после объяснения темы можно предложить составить географические диктанты, тесты, лото, ребусы, кроссворды, «круговые» примеры и многое другое. Куда должен входить материал во взаимодействии с другими науками и предметами как физика, история, биология и другие. Это не только расширит кругозор обучающихся, но и научит их применять полученные знания в различных областях, в частности, связь географии с реальными жизненными ситуациями. Начиная с решения простых задач, обучающиеся составляют задачи на смекалку, логические задачи, игры, которые повысят интерес к предмету и помогают создать проблемную ситуацию на уроке. При такой работе обучающийся сам формулирует условие, определяет алгоритм решения и оценивает полученный результат , что способствует формированию и развитию способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, быстро реагировать на поставленный вопрос, быть эрудированным и компетентным, принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день. Занимаясь тщательным планированием процесса обучения, а затем осуществляя задуманное на практике, у каждого из нас внутри сидит главный вопрос – а совпадает ли реальность с планами? Особенно в тех случаях, когда успех реализации плана зависит, в том числе, от других людей. Можно ли обеспечить эффективный контроль и оценку происходящего? Отвечаем – «Да!», и для этого не требуются проводить каких-то сложных мероприятий
Притча. Мудрец и мельник Мудрец-философ пришёл на мельницу, чтобы купить немного муки. Мельник попросил его подождать немного, пока зерно перемелется, и вышел. Мудрец стал наблюдать за процессом: бык с колокольчиком на шее, чьё ярмо было присоединено к жерновам, ходил по кругу, чем приводил их в движение — и зёрна перемалывались.
Через некоторое время мельник вернулся и подал мудрецу мешок с мукой.
— Я хочу задать тебе вопрос, — сказал мудрец. — Скажи, ты слывёшь человеком очень практичным и экономным, зачем ты потратил деньги на такую бессмыслицу, как колокольчик на шее у этого быка?
— О, это очень просто: бык ходит по кругу, а если он останавливается — колокольчик замолкает, я тогда выхожу, даю ему пинка, и он продолжает ходить по кругу. Таким образом, я могу заниматься другими делами, пока мелется зерно.
— Интересно! А если бык остановится и будет просто махать головой, колокольчик будет звенеть, а ты будешь думать, что он работает. Это станет проблемой.
— О, вряд ли возникнет такая проблема. Этот бык не такой умный, как ты.

Проблема современной школы – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а как воспитать личностные компетенции учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь учитель должен работать с такими технологиями, как критическое мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения.


Для реализации ФГОС необходимо быть профессионально подготовленным к изменениям. Но как? И чтобы ответить на это вопрос нам, педагогам необходимо понять: Что же такое ФГОС? Структура ФГОС? Ресурсы реализации стандартов? Каков алгоритм введения ФГОС?
И вообще, какие ресурсы задействованы при реализации ФГОС? Это один из сложных вопросов. Наверное, все-таки надо в первую очередь рассматривать ресурсы ученика (знаю- могу - умею – хочу), ресурсы педагога. Но главным ресурсом обучения становится компетентность учителя. Компетентность учителя определяется
- Умением учителя переводить внешние ресурсы ученика во внутренние ресурсы ученика.
Таким образом, получается, что в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, а не только не контроля, что позволило бы снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, повлияло бы на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Для того, чтобы учитель овладел системой обозначенных компетентностей и был готов реализовать требования ФГОС нового поколения, ему необходимо пройти курсы повышения квалификации, ответственность за которую несет методическая служба школы.
На сегодняшний день на нашей кафедре разработаны следующие модули, которые реализуются на курсах повышения квалификации учителей :
1. Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС основного образования;
2. Технология разработки рабочей программы ;
3. Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в основной школе
( на стадии разработки).
4. Научно – методическое обеспечение образовательной области «География». 
5. Современные концептуальные подходы к построению математического образования в школе.
Каждый учитель должен задуматься серьезно о самообразовании, полнее используя на уроках современные информационные технологии. Необходимо подготовить и провести лицензирование дополнительных образовательных программ, направленных на повышение интеллектуального потенциала учащихся. Разработать планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов.
Хотелось бы послушать авторов проекта, как они видят переход на новый ФГОС. Конечно, пройти курсовую подготовку, мастер-классы с учителями, которые уже начали апробирование, на что обратить большее внимание. Пока теорию не соединишь с практикой, ничего не получится. Сейчас у школьников другое мышление, знания другие. Необходимо пересматривать подходы в обучении и воспитании подрастающего поколения. Но не всё в силах учителя, для успешной реализации ФГОС необходимы укомплектованные классы по всем требованиям СанПина и стандартам второго поколения.



Что влияет на готовность или на способность учителя к профессиональной деятельности по реализации ФГОС нового поколения? Любая подготовка к новой ситуации требует сначала четкого ответа на вопрос «А что же изменилось?» На мой взгляд, принципиально изменилась задача системы образования: от передачи объема знаний к задаче научить учиться. 
Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие обучаемого. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». 
Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую.
Существующие в настоящее время общедидактические технологии (около 50 по подсчетам Г. Селевко отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения. Как и традиционная дидактика не ставила задачи научить школьников учиться и использовала элементы деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и технологии обучения сохраняют этот недостаток.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования. В условиях деятельностного подхода в обучении предстоит организовать учебный процесс, направленный на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т. е. поискового типа. Это исключает из арсенала методических средств учителя показ такого способа. Лишается смысла и объяснение способа действия: пока он не найден, объяснять еще нечего; когда же способ найден, , объяснять его уже незачем. Наконец, существенно изменяется и смысл воспроизведения найденного способа действия при выполнении упражнений: каждое из них требует от обучаемого не столько точного повторения найденного способа, сколько решения вопроса о его применимости в данных условиях. 
Но если показ, объяснение и прямой контроль непригодны для организации поисково-исследовательской учебной деятельности, то какими же методами учитель может ее организовать? Прежде всего, ему придется позаботиться о том, чтобы перед школьниками возникла необходимость осуществления такого поиска, начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка учебной задачи, требующей от учащихся нового анализа ситуации действия, нового ее понимания. 
Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности школьника, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение школьника выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 
Две традиционные задачи педагогики, заключающиеся в передаче знаний и в формировании умений по их применению и решающиеся последовательно, заменяются одной задачей. Знания и умения, или действия обучаемого, в которых эти умения реализуются, рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве. Это обусловлено тем, что усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними. Знать — значит не просто помнить определенные знания, а осуществлять определенную деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, действовать, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции.

Выводы:

Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС нового поколения

в общем заключается:

- Предметно-методологическая компетентность.

Содержание компетентности: 

-Знания в области преподаваемого предмета;

- ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.
-Психолого-педагогическая компетентность.

Содержание компетентности: 

-Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.
-Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.
-Компетентность в области валеологии образовательного процесса. Содержание компетентности:

-Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).
Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Содержание компетентности: 
-Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Содержание компетентности:

-Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.
-Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.
-Владение методиками и технологиями медиаобразования.
-Коммуникативная компетентность.

Содержание компетентности:

- Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»
-Компетентность в области управления системой «учитель-ученик». Содержание компетентности:

- Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).
Исследовательская компетентность.

Содержание компетентности:

-Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
-Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Содержание компетентности: 

-Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
-Акмеологическая компетентность.

Содержание компетентности:

-Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.



Идея развивающего обучения, для осуществления которой ранее было положено много сил. Без уважения к образованности не может быть завтра собственных перспективных технологий и экономического благополучия.

Проблемно-развивающие задания активизируют мыслительную деятельность учащихся на уроках. На каждом этапе урока применимы различные подходы в обучении учащихся решению задач - с целью развития мыслительной деятельности. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для этого подходят активные методы обучения, о которых я узнала из курса «Активные методы обучения». Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект. Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять.

Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом. Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, без исключения, целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни.
Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.
!Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация. технология интерактивного обучения применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения школьников.

Нужно постоянно действовать... и совершенствоваться...

Что ценнее всего для человека? «Здоровье»,- не задумываясь, скажет каждый и хочется добавить: «и Мысль». Вот почему ведущая идея в педагоге и практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений знаний, основная задача – передать свою увлеченность предметом воспитанникам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!