Конспект урока по развитию речи в 7 классе
Тема урока: Публицистический стиль речи: стилевые и языковые особенности, сфера употребления, жанры
Тип урока: комбинированный
Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; развивать навыки анализа, сопоставления и сравнения; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле; воспитывать любовь к родному языку, русской литературе
Средства обучения: словарики, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, отрывки текста «Поучения Владимира Мономаха», фрагмент статьи А.Н. Толстого «Москве угрожает враг» (у каждого ученика)
Ход урока
I Организационный момент
II Речевая разминка
- Прочитайте текст про себя
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...
(Из «Поучения Владимира Мономаха»)
- Какова цель автора «Поучения...»? Как она влияет на интонацию?
- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?
- Как лексика влияет на тон текста?
-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию (2 ученика читают, остальные рецензируют)
III Работа по теме урока
-
Актуализация знаний о стилях речи
- Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему (Фронтальный опрос. По ходу опроса таблица заполняется учителем на доске)
-
Введение нового понятия
- Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.
- Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.
- Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика, публичный
- Какой общий корень имеют слова? (публик, к//ц//ч)
- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.
Объясним коротко значение остальных слов (словарь Ожегова, устно)
Публицистика – род произведений, посвященный актуальным проблемам текущей жизни общества
Публицистический – относящийся к публицистике
Публицист – автор публицистических произведений
Публичный– осуществляемый в присутствии публики, открытый
Опубликовать – напечатать, объявить, предать гласности в печатном органе
- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор образцами публицистического стиля являются речи ораторов Древней Греции и Рима.
- Кого называют ораторами? Определим лексическое значение слова по толковому словарю. (Оратор- тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия и владеющий ораторским искусством)
-
Анализ текста
- Понаблюдаем на конкретном тексте, фрагменте статьи А.Н. Толстого «Москве угрожает враг» за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу. Тексты у вас перед глазами. Внимательно следим.
Учитель читает текст:
Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней… Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.
- Беседа
- Давайте подумаем, когда и по какому поводу мог быть написан этот текст? (В годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами)
- Каким предстает автор текста перед читателями? (Настоящим патриотом. В каждом слове ощущается переживание автора за судьбу любимой родины, народа)
- Какую цель преследовал автор, создавая данный текст? (Рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу Отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы)
-Какова авторская позиция? («Ни шагу назад!»)
-Кому предназначена статья? (Читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведется от 1 л. мн. ч. – встанем, наша задача)
- Найдем и подчеркнем изобразительно-выразительные средства статьи:
Сравнения (встанем стеной)
Олицетворение (мир внимает)
Эпитеты (смертельный враг, трус малодушный)
Фразеологизм (биться насмерть)
Экспрессивные повторы (дороже, родина)
-С чем сравнивает наступление фашистов Толстой и что он этим подчеркивает? (С варварским походом гуннов, уничтожающих все на своем пути. Подчеркивается бесчеловечность, жестокость врага. Советским солдатам предстоит тяжелое испытание)
- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Бороться за свободу своей родины)
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)
- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.
- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.
- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
- Найдите в тексте:
Обращения;
побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
повторы;
однородные члены;
параллелизмы (сходное построение предложений текста)
-
Жанры публицистического стиля
- Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
- Запишем их и дадим толкование:
Заметка - краткое сообщение в печати.
Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж - сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).
Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.
- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.
(Отзыв, рецензия).
- А к какому жанру относится проанализированный нами текст А.Н. Толстого «Москве угрожает враг» (Статья)
IV Закрепление
Мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?
Групповая работа
Разделимся на группы и обсудим признаки публицистического стиля (ПС):
1 гр. Цель высказывания в ПС
2 гр. Основные черты ПС
3 гр. Языковые средства ПС
4 гр. Синтаксические средства ПС
5 гр. Сфера употребления ПС
Коротко запишем основные признаки публицистического стиля в таблицу (можно использовать примеры из текста Толстого):
Цель высказывания | Стилевые черты | Языковые средства | Сфера употребления |
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей | Эмоциональность, страстность. Призывность. Актуальность. Доходчивость. | · общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс); · заимствования (спикер, маркетинг); · устойчивые обороты (биться насмерть); · эпитеты (смертельный враг, трус малодушный, голоден и жаден); · сравнения (встанем стеной); · метафоры (болезнь государства, сердце родины); · разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку). Синтаксические: · обращения (друзья, граждане); · вводные сочетания слов (по утверждению); · риторические вопросы, восклицания; · неполные предложения (Дорогу – молодым!); · изложение мыслей в форме вопроса - ответа | В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ; в письменной речи: статьи в газетах, журналах. |
- Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
- Запишем их и дадим толкование:
Заметка - краткое сообщение в печати.
Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж - сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).
Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.
(Отзыв, рецензия).
- А к какому жанру относится проанализированный нами текст А.Н. Толстого «Москве угрожает враг»? (Статья)
V Итоги урока
Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?
-
Определить, реализована ли задача информирования, воздействия
-
Выяснить сферу предназначения излагаемого материала
-
Выявить основные стилевые черты публицистической речи
-
Найти языковые средства, присущие данному стилю
VI Задание на дом
1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь
таблицей.
2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем
или героем прочитанного литературного произведения