СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публицистический стиль речи. Стилевые и языковые особенности, сфера употребления, жанры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль речи. Стилевые и языковые особенности, сфера употребления, жанры»

Конспект  урока по развитию речи в 7 классе


Тема урока:   Публицистический стиль речи: стилевые и языковые особенности, сфера употребления, жанры


Тип урокакомбинированный


Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; развивать навыки анализа, сопоставления и сравнения; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле; воспитывать любовь к родному языку, русской литературе

Средства обучения: словарики, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, отрывки текста «Поучения Владимира Мономаха», фрагмент статьи А.Н. Толстого «Москве угрожает враг» (у каждого ученика)


Ход урока

 I Организационный момент


II Речевая разминка

- Прочитайте текст про себя

   Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

   Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

   В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

                                                                         (Из «Поучения Владимира Мономаха»)

- Какова цель автора «Поучения...»? Как она влияет на интонацию?

- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

- Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию (2 ученика читают, остальные рецензируют)


III Работа по теме урока


  1. Актуализация знаний о стилях речи


- Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему (Фронтальный опрос. По ходу опроса таблица заполняется учителем на доске)


                                         

  1. Введение нового понятия


- Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

   - Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

   - Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика, публичный

   - Какой общий корень имеют слова? (публик, к//ц//ч)

   - Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Объясним коротко значение остальных слов (словарь Ожегова, устно)

Публицистика – род произведений, посвященный актуальным проблемам текущей жизни общества

Публицистический – относящийся к публицистике

Публицист – автор публицистических произведений

Публичный– осуществляемый в присутствии публики, открытый

Опубликовать – напечатать, объявить, предать гласности в печатном органе


   - Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

   Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных   стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор образцами публицистического стиля являются речи ораторов Древней Греции и Рима.

- Кого называют ораторами? Определим лексическое значение слова по толковому словарю. (Оратор- тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия и владеющий ораторским искусством)




  1. Анализ текста


- Понаблюдаем на конкретном тексте, фрагменте статьи А.Н. Толстого «Москве угрожает враг» за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу. Тексты у вас перед глазами. Внимательно следим.

Учитель читает текст:



Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней… Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.


- Беседа

 - Давайте подумаем, когда и по какому поводу мог быть написан этот текст? (В годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами)

- Каким предстает автор текста перед читателями? (Настоящим патриотом. В каждом слове ощущается переживание автора за судьбу любимой родины, народа)

 - Какую цель преследовал автор, создавая данный текст? (Рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу Отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы)

-Какова авторская позиция? («Ни шагу назад!»)

-Кому предназначена статья? (Читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведется от 1 л. мн. ч. – встанем, наша задача)

- Найдем и подчеркнем изобразительно-выразительные средства статьи:

Сравнения (встанем стеной)

Олицетворение (мир внимает)

Эпитеты (смертельный враг, трус малодушный)

Фразеологизм (биться насмерть)

Экспрессивные повторы (дороже, родина)

-С чем сравнивает наступление фашистов Толстой и что он этим подчеркивает? (С варварским походом гуннов, уничтожающих все на своем пути. Подчеркивается бесчеловечность, жестокость врага. Советским солдатам предстоит тяжелое испытание)

   - К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Бороться за свободу своей родины)


   - Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

   

   - Призывность - отличительная черта публицистического стиля.


   - Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.  

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.


   - Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

   - Найдите в тексте:

Обращения;

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста)


  1. Жанры публицистического стиля

- Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

   - Запишем их и дадим толкование:

   Заметка - краткое сообщение в печати.  

   Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

   Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

   Репортаж - сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).

   Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

   Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

   Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

   Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

   - Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

(Отзыв, рецензия).

   

   - А к какому жанру относится проанализированный нами текст А.Н. Толстого «Москве угрожает враг» (Статья)



   IV Закрепление


Мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

   - Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

Групповая работа

Разделимся на группы и обсудим признаки публицистического стиля (ПС):

1 гр. Цель высказывания в ПС

2 гр. Основные черты ПС

3 гр. Языковые средства ПС

4 гр. Синтаксические средства ПС

5 гр. Сфера употребления ПС

   Коротко запишем основные признаки публицистического стиля в таблицу (можно использовать примеры из текста Толстого):


Цель высказывания

Стилевые черты

  Языковые средства

Сфера употребления

   Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей

Эмоциональность, страстность.

Призывность.

Актуальность.

Доходчивость.

·         общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс); ·         заимствования (спикер, маркетинг); ·         устойчивые обороты (биться насмерть);

·         эпитеты (смертельный враг, трус малодушный, голоден и жаден); ·         сравнения (встанем стеной); ·         метафоры (болезнь государства, сердце родины); ·         разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).


Синтаксические:

·         обращения (друзья, граждане); ·         вводные сочетания слов (по утверждению); ·         риторические вопросы, восклицания; ·         неполные предложения (Дорогу – молодым!); ·         изложение мыслей в форме вопроса - ответа



В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ;

в письменной речи: статьи в газетах, журналах.


    - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

   - Запишем их и дадим толкование:

   Заметка - краткое сообщение в печати.  

   Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

   Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

   Репортаж - сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).

   Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

   Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

   Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

    - Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

(Отзыв, рецензия).

   

   - А к какому жанру относится проанализированный нами текст А.Н. Толстого «Москве угрожает враг»? (Статья)


V Итоги урока


Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?


  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия

  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала

  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи

  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю


VI Задание на дом


  1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь

              таблицей.

    2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем

        или героем прочитанного литературного произведения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!