СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуационный практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пунктуационный практикум»

Урок - практикум в 9 классе

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Пунктуационный практикум.

Класс: 9-В,9-Г

Дата: 02.12.2020

Учитель: Сейтусманова Д.С.

Тема: Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Пунктуационный практикум

Цель урока: обобщение и закрепление по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» при подготовке к ОГЭ.

Задачи:

1. Образовательные:

-Закрепить знания о сложносочинённых предложениях (ССП).

-Формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП.

-Отработать навык постановки знаков препинания в ССП.

-Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания с целью подготовки к

ОГЭ

2. Развивающие:

- Развивать навыки самостоятельного анализа текста.

- Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение.

3. Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство слова.

- Воспитание сплочённости, доброжелательности.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная работа .

Использованная литература: учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

Оборудование:

Таблицы: «Группы сложносочинённых предложений», «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»; компьютер, на столах учащихся карточки с заданием расставить знаки препинания,карточки с дифференцированным заданием.



Ход урока.

I. Организационный этап.

Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

Слово старосте класса (приветствие, выявление отсутствующих в классе, информирование о домашнем задании)

II. Орфоэпическая разминка

  1. намЕрение 10. пОручни,

  2. нарОст 11.придАное

  3. нЕдруг 12. срЕдства (им.п.мн.ч.)

  4. недУг,

  5. нЕнависть,

  6. нОготь, нОгтя,

  7. Отрочество,

  8. партЕр,

  9. портфЕль,

III.Мотивация учебной деятельности.

Предложения на доске

Посмотрите на предложения, написанные на доске.

Мы простились, но Иван Иванович оставил мне свой адрес и велел зайти».

Я бегу туда со всех ног — а там уже все собрались.

Руководитель группы предложил пуститься в обратный пути : гроза прошла, река уже не казалась такой бурной, и мы стали собирать палатки

Актуализация опорных знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?- О ССП

Чем отличаются простые предложения от сложных?- Количеством грамматических основ

ССП от СПП?- в ССП части равноправны

Чем связываются части сложносочиненного предложения?- - Союзами сочинительными

Какие виды союзов вы знаете?- Разделительные, соединительные, противительные

Объясняют расстановку знаков препинания.

Молодцы, записываем тему урока:

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Пунктуационный практикум.

Учитель: Сегодня мы будем работать над подготовкой к ОГЭ задание 3
Работать будем самостоятельно, у доски , в парах, будьте внимательны.

Задание 1. Работа у доски

1.Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

Однажды,(1) возвращаясь из Петровского,(2) я заблудился в лесных оврагах,(3) где под корнями дубов,(4) вязов и клёнов бормотали неугомонные ручьи,(6) а на дне самых больших оврагов можно было угодить и в маленькие озёрца.

1) и 2) запятые выделяют деепричастный оборот.

3) запятая на границе частей в сложноподчинённом предложении.

4) запятая между однородными дополнениями (возможно: определениями).

6) запятая между основами, связанными сочинительным союзом А. 

Ответ: 12346.

2.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

1*Вода на мелководье была прозрачной (1), 2* и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)

Обоснование ответа

  1. - запятая разделяет две части сложносочинённого предложения (связь сочинительная).

  2. - запятая отделяет обособленное обстоятельство во второй части ССП. Ответ:1

Задание 2 ( работа в парах)Учащимся раздаются карточки с заданием: расставьте знаки препинания

1.Не то дождь пошёл , не то воробьи пробежали по крыше.

2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

3.Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

4.Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

5.В кустах раздался шорох, однако вскоре он затих.

Задание 3

Дифференцированная самостоятельная работа в тетрадях. (по карточкам ). Взаимопроверка.

1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Со..нце то по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь.

Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало.

Ключ

В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру опять пошёл дождь.

Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало.

V.Физминутка.

Мы работали, устали,

Из-за парты дружно встали.

Потоптались мы на месте,

Потянулись дружно вместе.

Повернулись мы налево,

Повернулись мы направо,

Посмотрели дружно прямо.

Мы руками провертели

И за парты тихо сели.

4. Тест.

Какая из указанных схем соответствует данному предложению ? Самопроверка.

1.[---- ===== ], да [==== -----].

2.[=== -----], или [------ ====].

3.[------- ====], и [------- =====].

4.[====], и [-------- =====].

5.[===== ------- да =====].

6.[===== --------], либо [===== -------].

7.[ --------- ======], и [=======].

8.[===== ---------- и =======].

9.[ ====== или =====]

1.Черемуха душистая, развесившись, стоит, и зелень золотистая на солнышке горит.

2.А потом позвонил медведь да как начал реветь.

3. Чуть слышно по земле прошелся ветер и разбудил камыш на берегу.

4. Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

5. Я сидел у костра, и мне было тепло.

6. Останься до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле.

7. На струях воды мерцали отражения звезд, или волна бежала к ним.

8. Лишь составы идут за составами, да кого-то скликают гудки.

9.Раздавался громкий смех, либо гремела веселая песня.

Учащиеся указывают цифры схем и цифры соответствующих предложений. Ключ и требования к оцениванию вывешиваются на доску.

Ключ: 1-8, 2-7, 3-1, 4-4, 5-2, 6-6, 7-5, 8-3, 9-6.

Правильно 9-«5», 7-8- «4», 5-6- «3», меньше –«2».

Подготовка к ОГЭ

Прочтите текст, расставьте недостающие знаки препинания и выполните задания.

(1)Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами но с отсутствием всякой определённой идеи всякой сосредоточенности в чертах лица. (2)Мысль гуляла вольной птицей по лицу порхала в глазах садилась на полуотворённые губы пряталась в складках лба потом совсем пропадала и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

1. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)простое

2)сложносочинённое

3)сложное бессоюзное

4)сложноподчинённое

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия во втором (2) предложении:

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. К какому типу речи относится приведённый выше текст?

1)описание

2)рассуждение и описание

3)повествование и рассуждение

4)повествование и описание

4. Из предложения 1 выпишите местоимения.

5. Из предложения 2 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Критерии оценки: 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», 5 – «2»













Ключ.

1

2

2

2

3

4

4

Это, всякой

5

Совсем пропадала,

Пропадала потом,

Теплица тогда















VI.Рефлексия Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

  1. Славу свою добываю в бою.

  2. Бог-то бог, а не будь сам плох.

  3. Святой Боже пахать не поможет.

  4. Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

  5. У врача лечись, у умного учись.

  6. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

  7. Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

  8. Добрый разум наживёшь не сразу.

  9. На свой ум надейся, а за чужой держись.

  10. Пчела мала и та работает.

VII. Выставление оценок. Поощрение учащихся , получивших оценку 5 «ДЖОКЕР»

VIII. Задание на дом

Повторить материал

Текст для изложения № 9

































































МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА



Задание 1.Перепишите, расставьте знаки препинания

1.Не то дождь пошёл не то воробьи пробежали по крыше.

2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

3.Было уже часов десять и над садом светила полная луна.

4.Гроза была там сзади них над лесом а тут сияло солнце.

5.В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Задание 2.Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Со..нце то по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь.

Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало.

Задание 3. Тест.

Какая из указанных схем соответствует данному предложению ? Самопроверка.

1.[---- ===== ], да [==== -----].

2.[=== -----], или [------ ====].

3.[------- ====], и [------- =====].

4.[====], и [-------- =====].

5.[===== ------- да =====].

6.[===== --------], либо [===== -------].

7.[ --------- ======], и [=======].

8.[===== ---------- и =======].

9.[ ====== или =====]

1.Черемуха душистая, развесившись, стоит, и зелень золотистая на солнышке горит.

2.А потом позвонил медведь да как начал реветь.

3. Чуть слышно по земле прошелся ветер и разбудил камыш на берегу.

4. Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

5. Я сидел у костра, и мне было тепло.

6. Останься до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле.

7. На струях воды мерцали отражения звезд, или волна бежала к ним.

8. Лишь составы идут за составами, да кого-то скликают гудки.

9.Раздавался громкий смех, либо гремела веселая песня.

Задание 4.Подготовка к ОГЭ

Прочтите текст, расставьте недостающие знаки препинания и выполните задания.

(1)Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами но с отсутствием всякой определённой идеи всякой сосредоточенности в чертах лица. (2)Мысль гуляла вольной птицей по лицу порхала в глазах садилась на полуотворённые губы пряталась в складках лба потом совсем пропадала и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

1. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)простое

2)сложносочинённое

3)сложное бессоюзное

4)сложноподчинённое

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия во втором (2) предложении:

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. К какому типу речи относится приведённый выше текст?

1)описание

2)рассуждение и описание

3)повествование и рассуждение

4)повествование и описание

4. Из предложения 1 выпишите местоимения.

5. Из предложения 2 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ





Ключи к заданиям

Задание 1

1.Не то дождь пошёл , не то воробьи пробежали по крыше.

2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

3.Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

4.Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

5.В кустах раздался шорох, однако вскоре он затих.

Задание 2

В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру опять пошёл дождь.

Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало.

Задание 3

Ключ: 1-8, 2-7, 3-1, 4-4, 5-2, 6-6, 7-5, 8-3, 9-6.

Правильно 9-«5», 7-8- «4», 5-6- «3», меньше –«2».

Задание 4

1

2

2

2

3

4

4

Это, всякой

5

Совсем пропадала,

Пропадала потом,

Теплица тогда













Ключи к заданиям

Задание 1

1.Не то дождь пошёл , не то воробьи пробежали по крыше.

2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

3.Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

4.Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

5.В кустах раздался шорох, однако вскоре он затих.

Задание 2

В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру опять пошёл дождь.

Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало.

Задание 3

Ключ: 1-8, 2-7, 3-1, 4-4, 5-2, 6-6, 7-5, 8-3, 9-6.

Правильно 9-«5», 7-8- «4», 5-6- «3», меньше –«2».

Задание 4

1

2

2

2

3

4

4

Это, всякой

5

Совсем пропадала,

Пропадала потом,

Теплица тогда





















Текст 17

          В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок – существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

          А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.

          Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой». (183 слова)

Текст 18

          Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

          Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет  свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

          Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной. (155 слов)

Текст 19 и

          Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.

          Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

          Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.(192 слова) 

Текст 20

           В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

           Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

           Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному.

Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.(179 слов)

 



Текст 21

           Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

          Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

          Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

 Текст 22

          Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

          Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

          Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

Текст 23

          В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

           Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

          Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (168 слов) 

Текст 24

          Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

          Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

          Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (174 слова)

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!