Лицейские годы Пушкина. Стихотворение «И.И. Пущину»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА
pedsovet.su
Эпиграф к уроку
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. А.Ахматова, 1911.
С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни этого замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой «В Царском Селе». Эти стихи написаны почти сто лет назад. Рискнем заменить одну букву в этом стихотворении - ведь оно и о нашем времени: «И столети я мы лелеем...».
Задача урока
- - Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь? Что вы знаете о Пушкине? Какие его произведения читали, слышали?
- Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину».
Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года (ему тогда исполнилось 12 лет) вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии Лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в своё время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства.
Самостоятельная работа по учебнику (в группах).
1 гр. - Откуда Лицей получил такое название? 2 гр. – Как А. Пушкин поступил в Лицей?
3 гр. – Расскажите об открытии Лицея.
4 гр. - Каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим?
5 гр. - Какова была программа Лицея? Расскажите о лицейских профессорах.
6 гр.– Каков был первый выпуск?
1 гр. - Откуда Лицей получил такое название?
Аристотель
2 гр. – Как А. Пушкин поступил в Лицей?
Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Учебное заведение располагалось во флигеле императорского дворца в Царском Селе
3 гр. – Расскажите об открытии Лицея.
4 гр. - Каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим?
«В каждой комнате:
железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания… На конторке чернильница и подсвечник со щипцами».
Из воспоминаний
Ивана Пущина
Комнаты лицеистов
Рабочее место в классе
Класс
Читальный зал
Распорядок дня лицеистов
6.00 – подъём и утренняя молитва.
От 7-ми до 9-ти часов – класс.
В 9-ть – чай; прогулка – до 10-ти.
От 10-ти до 12-ти – класс.
От 12-ти до часу – прогулка.
В час обед.
От 2-х до 3-х – или чистописанье, или рисованье.
От 3-х до 5-ти – класс.
В 5-ть часов – чай; до 6-ти – прогулка; потом
повторение уроков или вспомогательный класс.
По средам и субботам танцеванье или фехтованье.
В половине 9-ого часа – звонок к ужину.
После ужина до 10-ти часов – рекреация. В 10-ть вечерняя
молитва, сон.
5 гр. - Какова была программа Лицея? Расскажите о лицейских профессорах.
6 гр.– Каков был первый выпуск?
Дружба в жизни А.С. Пушкина.
- - Каких лицейских друзей А.С.Пушкина вы знаете?
- Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.
И.И. Пущин Ф. Верне. 1817г.
А.Дельвиг. Портрет неизвестного художника
В.КЮХЕЛЬБЕКЕР
Портрет неизвестного художника
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Все лицейские друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. Так называемое Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось. Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми профессорами.
Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.
Дружба с Пущиным
Встретились и подружились некогда в Царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.
Анализ стихотворения
Иван Иванович ПУЩИН
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А.С.Пушкин, Псков, 30 декабря 1826 г.
Что вы представили, читая это послание?
Что вы почувствовали? Почему?
История создания стихотворения
11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще... Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано!
История создания стихотворения
МИХАЙЛОВСКОЕ
ВСТРЕЧА
В январе 1825 года Пущин посетил опального поэта в Михайловском. «Он, как дитя, был рад нашему свиданию»,— вспоминал Пущин позднее.
- На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.
- Возможно, что именно этот момент встречи на своей картине изобразил художник Ге:
Художник Н.Ге « Пушкин в селе Михайловском »
Пушкин, жестикулируя, читает рукопись. Он изображен в центре картины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она даже прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.
В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: "Прощай, друг!"»
Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.
ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
.
Карл Кольман .
Восстание декабристов
Декабрист И.Пущин
ИСТОРИЯ
Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов.
16 января 1827 года через жену декабриста Муравьёву Пушкин послал своему другу стихотворение. Пущин получил его 5 января 1828 года в первый день своего приезда в Читинский острог. «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина» , - вспоминал об этом Пущин .
Н.М.Муравьёв
А.Г.Муравьёва
- ПОСЛАНИЕ
- Послание в стихах (фр. épître , Epistel ) — литературная форма, поэтический жанр, распространенный ещё в первой половине XIX века: письмо в стихах.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ ЖАНР
Небольшое лирическое стихотворение.
Стихотворное послание.
По своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину.
ПРИЗНАКИ
1. Формальным жанровым признаком
послания является то, что оно
в большей или в меньшей
степени имитирует письмо.
2. Обращение к конкретному лицу. («Мой первый друг!» // Мой друг бесценный!»);
3.Упоминания о событиях из жизни (посещении Пущиным Пушкина, когда тот находился в ссылке в Михайловском «Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил»);
4. Наличие таких элементов, как пожелания, просьба, благодарность, утешение («И я судьбу благословил…», «Да голос мой душе твоей дарует тоже утешенье»)
5. Цель создания - обретение единомышленника и союзника
ПОСЛАНИЕ КАК ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра
Т. Райта
Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. Попробуем доказать.
- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
Наверное, задушевно, грустно, светло.
- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?
Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.
- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
Благодарностью и нежностью.
- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?
Слова «то же утешенье» - ответ на те давние события; невозможно увидеться с друзьями, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.
- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?
Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.
А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.
- Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?
Детская дружба с Пущиным лирическим героем называется «лучом», дни рядом с другом – «ясные дни». Посещение Пущиным опального поэта сравнивается с бесценным даром судьбы. Лирический герой надеется, что его любовь к другу, горячее участие в его трагической судьбе поможет Пущину, утешит в «заточенье».
- Как нужно читать это стихотворение?
ТЕМА. ИДЕЯ.
Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение .
Идея - переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то (светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни.
Образы
Нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.
Пущин Иван Иванович, 1837. ХудожникН.А. Бестужев
Пущин Ф. Берне.1817 г.
И.Е.Репин.
Портрет Пушкина .
Художественные средства
друг, благословил, судьба, уединенье, печальным, утешенье, озарит, заточенье, лучом, ясных.
2. эпитеты :
друг бесценный, двор уединенный , печальный снег;
3. метафоры :
«голос мой душе твоей дарует тоже утешенье», «да озарит он заточенье», «луч лицейских дней».
4. Лексика: возвышенная « огласил», «дарует», «благословил», «святое провиденье», «озарит» .
5. Поэтическая фонетика : анафора Да голос…
Да озарит…
«СИНКВЕЙН»
ДРУГ
ПЕРВЫЙ
БЕСЦЕННЫЙ
ПРИЕХАЛ
РАССТАЛИСЬ
СОСЛАЛИ
НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЕ НЕ СТРАШНЫ ИСПЫТАНИЯ
ПАМЯТЬ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «ВСТАВЬ СЛОВО»
- Виды стихотворений-посланий
Подруга думы
Чернильница моя,
Мой век
Тобой украсил я.
праздной
разнообразный
Под сенью хаты , В часы печали томной, Была ты предо мной С лампадой и . В минуты вдохновенья К тебе я прибегал И музу На пир .
скромной
мечтой
призывал
воображенья
Чернильница Пушкина
Домашнее задание
- Выразительное чтение стихотворения «Пущину».
- Выучить наизусть