Конспект урока
Предмет:литература
Класс:9-А
Дата:16.11.2020
Учитель: Кандымова Н.Р.
Тема: Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Цели: обобщить и углубить знания о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности; показать широту изображения русской действительности в романе; найти лирические отступления, выяснить, как они связаны с изображаемыми событиями и героями произведения.
Задачи урока:
Предметные:
*познакомить с понятием «реализм»;
*представить общую характеристику романа;
*провести обзор содержания романа;
*найти лирические отступления.
Метапредметные:
*осуществление системно - деятельностного подхода:развитие умений и навыков проектной деятельности;
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности.
развитие интереса учащихся к предмету
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные:развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в диалоге;
умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;
формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;
развитие умения формулировать проблему.
Коммуникативные:
*создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
*воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;
*воспитание ценностного отношения к слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная работа
Оборудование: учебник, тексты произведения, проектор, презентации
Ход урока
Эпиграф к уроку:
…Первый русский реалистический роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг.
А. М. Горький
I. Организационный момент
II .Актуализация знаний
Сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-Слово учителя об истории написании романа.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — очень сильное стихотворное произведение, повествующее о любви, характере, эгоизме и, в целом, о России и жизни ее людей. Он создавался почти 7,5 лет (с 9 мая 1823 по 25 сентября 1830 г), став для поэта настоящим подвигом в литературном творчестве. Изначально предполагалось, что роман будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина». В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.
Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей особенности жизни той эпохи.
Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Беседа по содержанию романа
- Как автор представляет нам своего героя?(Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами, бессмысленным прожиганием жизни. Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Мы может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.Отношение автора к герою романа Евгению Онегину довольно трепетное. Он с нежностью описывает его образ, прощает ошибки, ставит перед лицом трудных ситуаций).
- Какие еще герои встречаются на страницах романа?
- Какое перед нами предстает столичное и провинциальное дворянство?(Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость, бессодержательность жизни.Быт семьи Лариных - классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. )
- Какова картина народной жизни? ( Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней.В рассказе “Филипьевны седой” мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить. Душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, “собирая ягоду в кустах”, в сказках, обычаях, обрядах. )
- Какова роль описания природы?(Пейзаж всегда реалистичен. Огромное значение имеет пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы проникнуты чувством любви к родине.)
III. Постановка целей и задач.
-Если вернемся к словам В.Белинского, то "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Почему критик так сказал?
(Из романа, как из энциклопедии, можно узнать практически все об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, о чем люди разговаривали, какими интересами жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил среду, в которой живут герои его романа- Татьяна Ларина и Евгений Онегин.)
- Тема урока: Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
- Исходя из темы урока, попробуем сформулировать его цель. С чем нам сегодня предстоит познакомиться?
- Итак, в ходе урока мы должны познакомиться с понятием «русский реалистический роман» или «реализм», а также увидеть исторические факты, запечатленные в романе «Евгений Онегин».
IV. Усвоение новых знаний.
1. Реализм
Реализм – литературное направление, появившееся в Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного периода. Основные черты реализма:
- объективизм в изображении жизни (авторское видение действительности);
- нравственный идеал автора.
Вопрос учителя:
- Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» русским реалистическим романом. Почему?
2. Историзм романа.
Евгений Онегин» — родоначальник русского реалистического романа, первый общественно-бытовой и психологический роман в России.
Реалистический фон романа — широкая картина жизни России 20-х годов XIX века. Со страниц романа встаёт более пятидесяти образов, воплощающих дух и настроения эпохи — то ярких и волнующих глубиной своих переживаний (Онегин, Татьяна, Ленский), то мелькающих перед нами, как силуэты, иногда непосредственно связанных с развитием интриги (мать Татьяны, муж Татьяны, её няня, Зарецкий и др.), иногда появляющихся только в отдельных эпизодах романа (гости на именинах Татьяны, представители московского и петербургского света и др.), а иногда просто упоминаемых в романе (отец и дядя Онегина, отец Татьяны, писатели Державин, Баратынский, Языков, Богданович и др.
Сюжет романа раскрывается реалистически плавно. Действие продолжается около 3 1/2 лет. Композиция романа всюду обнаруживает следы упорной борьбы автора с романтическими традициями и с погоней за занимательностью сюжета. Узел интриги отодвинут : в романе к третьей главе («Пора пришла — она влюбилась»), и вместо внезапной и эффектной завязки мы находим в двух первых главах бытовой фон и характеристики героев.
В развитии интриги — три кульминационных момента: отповедь Онегина Татьяне в саду, именины Татьяны с трагическим финалом — дуэлью Онегина с Ленским — и последнее объяснение Татьяны с Онегиным. Все три момента — в том числе и сцена дуэли — раскрываются в романе в чисто реалистическом плане. Отсутствует в романе и эффективный конец. Герои разошлись, затаив в душе горе, и роман на этом кончается.
Лирические отступления.
-Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.
Работа с текстом
-Четвертую часть романа занимают лирические отступления. О чем они?Какую роль они играют?
1) Характеристика творческого пути Пушкина (строфы 1–5 из главы 8).
2) О значении любви в жизни поэта (строфы 55–59 из главы 1).
3) Прощание автора с юностью (строфы 43–46 из главы 6).
4) Прощание с читателями и своим романом (строфы 49–51 из главы 8).
В этих лирических отступлениях поэт вводит нас в свой душевный мир. В щедро разбросанных в романе строках отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.
5) О театре, драматургах и артистах в строфах 18–19 из главы 1.
6) О писателях и поэтах – современниках Пушкина в строфе 30 из главы 3, в строфе 3 из главы 5, в строфе 22 из главы 7.
7) О литературных направлениях в строфе 55 из главы 7, в строфе 26 из главы 1.
-Пушкин нарисовал идейные течения той эпохи, деятелей декабристского движения, состояние литературы и искусства, различные экономические теории и др. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».
V.Закрепление изученного материала
Слово учителя: - Перед тем, как перейти к обсуждению следующей темы, предлагаю вспомнить картины жизни в романе. На примере каких героев автор нам показывает панораму русской жизни? ( Семья Лариных, Онегин, его дядя, Ленский)
Правильно, в романе автор рассказывает и о столичных кругах, и о провинции . Предлагаю вашему вниманию презентации по теме «Столичное и провинциальное дворянство», где на примерах системы образов главных героев будет рассказано о картинах жизни.
5. «Столичное и провинциальное дворянство» ( Караманов Эмир) СЛАЙД
6.Следующий проект «Картины народной жизни в романе»(Марцен Эвелина) СЛАЙД
7.Слово учителя: Чтоб еще глубже окунуться в атмосферу эпохи 19 века представляем вам моду и кулинарный фон в романе.
«Мода 19 века»( Зекиряева Алиде) СЛАЙД
8. « Герои произведения.Их характеристики» (Таку Али) СЛАЙД
9. «Кулинарный фон в романе» ( Шаяхметов Рустем) СЛАЙД
10. «Лирические отступления»( Якубова Мавиле) СЛАЙД
VI. Рефлексия деятельности.
Продолжите текст
Онегин – это герой времени или _______________________________________________
_______________________________________________
VII. Домашнее задание..
1. Читать статью о романе «Евгений Онегин»,стр.240-245, отвечать на вопросы,стр.257
2.Задание творческого характера. Написать небольшое сочинение «Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский (по желанию)