Демьяненко Елена Александровна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоазовская школа №3»
администрации Новоазовского района
«Пусть добрым ваше сердце будет»
(ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ)
Аннотация
Данная разработка представляет собой сценарий воспитательного мероприятия, которое углубит знания учащихся о добре, способствует развитию мотивации к добрым и гуманным поступкам на основе произведений В.Сухомлинского.
Методическая разработка развивает представление о том, что добрый и отзывчивый человек всегда помогает другим, уважает, заботится о тех, кто нуждается в помощи; воспитывает желание творить добро. Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 1-4 классов.
Тема: Пусть добрым ваше сердце будет.
Цель: углубить знания учащихся о добре, способствовать развитию мотивации к добрым и гуманным поступкам;
развивать представление о том, что добрый и отзывчивый человек всегда помогает другим, уважает, заботится о тех, кто нуждается в помощи; воспитывать желание творить добро.
Оборудование: повествование В. Сухомлинского; плакаты «пословицы», краски.
Ход занятия:
Учитель: Дети, сегодня мы с вами будем общаться на тему, которую я предлагаю вам самим определить, прослушав стихотворение
Спасет мир красота
Всегда так говорили.
Теперь спасет мир лишь доброта,
Потому что одной уже красоты слишком мало,
Потому что столько везде зла – человек уже не тот…
Поэтому люди на земле!
Спешите творить добро, чтобы нам не сгинуть в море зла,
чтобы каждый мог среди красоты прожить
в царстве справедливости и добра.
Итак, дети, поняли ли вы, о чем мы будем вести разговор?
Ответы детей: - О доброте
- О добрых делах
- О том, что человек должен творить добро.
Учитель: Верно! Тема нашего часа общения – "Пусть ваше сердце будет добрым"
Дети, прочитайте внимательно слова, записанные на доске: милосердие, боль, уважение, тревога, нежность, война, болезнь, согласие, безразличие, справедливость, жестокость, ласка, сочувствие.
Найдите среди них те, которые ассоциируются с добром.
А теперь подумайте и попробуйте ответить на вопрос, что же такое добро?
Ответы детей:
- Добро - это радость.
- Добро – это добрые поступки.
- Добро – это помощь другу.
- Добро – это когда ты рядом с тем, кто нуждается в твоей помощи.
- Добро – это улыбка мамы.
- Добро – это когда ты умеешь прощать.
- Добро – это, когда ты помогаешь тому, кому плохо.
- Добро – это, когда ты спасаешь выброшенных щенков и котят.
- Добро – это, когда от твоих поступков всем кто рядом приятно и радостно.
Учитель: Итак, у каждого из вас есть свое понимание добра и доброты. Но все эти высказывания, мысли объединяет одна мысль: человек пришел в этот мир творить добро для тех, кто ее окружает. А теперь, дети, давайте пофантазируем. Как бы добро можно было изобразить в цвете, каким краскам вы предпочли бы?
Ответ детей:
- желтый
- розоватый
- золотой
- салатный
- можно смешать самые светлые цвета.
Учитель: Вы выбрали самые яркие, светлые цвета. И это верно, потому что добро-это яркие и светлые ваши поступки. Следовательно, продолжаем фантазировать с цветами. Возьмите кисточки и нарисуйте добро так, как вы себе его представляете.
(дети рисуют)
Работа закончена. Ваши рисунки нам еще понадобятся, а мы продолжаем разговор. Издавна известно, что быть добрым полезно. Добрые люди дольше живут и хорошо себя чувствуют. В народе говорят: "С добрым хорошо". А знаете ли вы народные высказывания о добре?
Дети:
- Мир не без добрых людей.
- Делай людям добро, и оно к тебе вернется.
- Жизнь дается человеку на добрые дела.
- Человек красивый не словами, а добрыми делами.
- Кто людям добра желает, тот и сам должен.
- Победа всегда за добром.
- Все хорошо перенимай, а злого-избегай.
- За добро добром платят.
Учитель: Дети! Как вы понимаете пословицы "За добро добром платят".
Ответы детей: - Я думаю, что когда тебе делают добро, то нужно быть благодарным.
- Мне кажется, что на добрые дела тоже надо отвечать добрыми делами.
- Я считаю, что когда к тебе с добром, то и ты должен быть добрым.
Учитель: Послушайте, дети, рассказы В.А. Сухомлинского "Наелись, встали и ушли" и подумайте, можно ли сказать, что герои этого рассказа на добро ответили добром.
У старенькой бабушки возле дома растет большая яблоня. Обильно она уродила в этом году. Аж ветки гнутся.
Пришла осень. Поспели яблоки. Идут из школы трое веселых ребят – Петр, Николай и Иван. Видят, на дереве яблоки висят – пахучие краснобокие. Петр и говорит:
- Давайте попросим у бабушки яблок.
Попросили. Бабушка и приглашает:
- Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.
Нарвали ребята полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки возле дома бросают.
Наелись, встали и пошли себе домой. И поблагодарить забыли, а про огрызки уже и говорить нечего: лежат.
Устала старушка, вздохнула и ушла огрызки собирать. Собрала и козе отдала.
- О – О, неблагодарность за добро – то безобразно.
Учитель:
- Согласны ли вы с поведением ребят?
- Какой совет вы дали бы Петру, Николаю и Ивану.
Ответы детей:
Володя Б. – Ребята были неблагодарны. Вместо того, чтобы поблагодарить, они намусорили. Я бы советовал им сказать спасибо бабушке и убрать мусор.
Ангелина С. – Мой совет ребятам – спасибо за яблоки, за гостеприимство и спросить, нужна ли бабушки их помощь, ведь она старенькая и ей тяжело.
Аня П. – Я бы посоветовала ребятам, чтобы они помогли бабушки оборвать все яблоки и сложить в ящики, потому что за добро нужно платить добром.
Учитель: Дети, вы дали дельные советы героям рассказа. И я думаю, что если бы ребята прислушались к ним, то все бы остались довольны.
А теперь дети вспомните о своих поступках, которые оставили добрый след.
Иван Ф.: Я вспомнил случай, когда заболел мой дедушка. Я весь день был с ним - давал ему лекарства, приготовил бутерброд и чай. Дедушка сказал потом, что я помог ему выздороветь.
Володя С.: У меня есть бабушка. Ей 91 год. Она уже плохо видит, и я с ней хожу на прогулку. Бабушка благодарит меня за это.
Юля К.: Нам в школе рассказали о том, что двух парней сбила машина и им нужна помощь. Я пришла домой и рассказала родителям об этом. Моя семья выделила средства на их лечение.
Оля П.: Со мной был такой случай. Я шла со школы и увидела, что собаки набросились на котенка. Он был испуганный. Я отогнала собак и забрала котенка. Он теперь живет у нас и уже подрос.
Даниил В.: У нас в классе проходила акция "Найди хозяина заброшенной собачке". Я попросил маму и бабушку взять ее. Они мне разрешили. Теперь он живет у нас, зовут его Атас.
Диана М. Мы с подругой шли со школы домой и увидели, что две старшие девочки сняли шапку с первоклассницы, оскорбляют ее. Мы забрали шапку и защитили девочку. Нам угрожали, но мы не испугались потому, что были правы.
Владик С.: Я ехал в автобусе на занятия кружка. В автобус зашел инвалид, у него не было ноги. Я ему уступил место. Он сел и поблагодарил меня.
Маргарита К.: Мне в классе рассказали, что возле старого дома живут 9 брошенных щенков. Я пошла и взяла двух. Одного отдала бабушке, а второго соседке.
Надежда П. Я тоже с Ритой ходила к тем щенкам и уговорила папу взять одного домой.
Назар Б.: У меня есть двое маленьких братиков. Одному 2 года, второму полгода. Когда они заболели, мама меня попросила пойти в аптеку. Я пошел и купил нужные лекарства.
Учитель: Дети, приятно ли вам рассказывать о своих добрых поступках
Итак, когда делаешь добро, то и сам получаешь удовольствие, когда радость даришь другому, радуешься и сам.
А теперь, ребята, возьмите свои рисунки и прикрепите их на доске. Посмотрите, какие яркие ваши рисунки! Мне кажется, что в классе стало светлее, уютнее потому, что ваши работы излучают доброту. А вы это чувствуете?
(Высказывания детей:
- в классе стало красивее
- кажется, что загорелись яркие огоньки.)
А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за ручки и улыбнемся друг другу.
Говорят добрым быть просто и непросто. На мой взгляд, совсем нетрудно сказать друг другу приятные слова.
Мне в руки попала ласка. Она меня согревает, улучшает мое настроение. Я хочу поделиться ею с вами. Я передам ее тому, кто стоит со мной рядом вместе с ласковыми, приятными словами. Ласка будет переходить из рук в руки согревая ваши сердца.
(дети передают условную "ласку" из рук в руки смотря друг другу в глаза, выражая комплименты)
Юлечка, ты умница.
Дмитрий, ты опрятный мальчик.
Назар, ты хороший друг.
Дашуля, у тебя красивая коса.
Диана, ты красавица.
Владик, ты добрый и надежный.
Ванечка, ты хороший футболист и тому подобное.
Учитель: приятно ли вам слышать ласковые слова?
Итак, дарите чаще друг другу, своим близким и родным такие ласки, это совсем не трудно.
Прошу занять свои места. Что же нам осталось подвести итог часа нашего общения. Поможет нам это сделать упражнение "Закончи предложение"
Прошу подумать и закончить предложение: "Пусть добрым ваше сердце будет для того чтобы…"
Ответы детей:
- чтобы мир стал лучше.
- чтобы побеждало добро.
- чтобы все были счастливыми.
- чтобы помочь тем, кому это нужно.
- чтобы помочь природе.
- чтобы помочь инвалидам.
Учитель: Спасибо вам, дети, за ваши искренние слова. Я верю в то, что вы будете расти добрыми, милосердными и справедливыми.
А закончить нашу беседу мне хочется так, как и начинали - стихотворением
Дорогие детки! Открывайте
Сердце для добра.
Всем, кто рядом, подарите
Крошечку тепла,
Сильными будьте! Не бойтесь
Борьбы со злом.
Помните: победа
Всегда за добром.