МБОУ «Коноваловская ООШ имени Горячева А.А.» Мензелинского муниципального района РТ
Классный час
«Путь к доброму здоровью»
Класс: 3
Разработала:
Гатауллина Люция Тимеряновна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.
Я - учитель начальных классов, и от меня в первую очередь зависит здоровье ребёнка, его семьи, общества и всей планеты.
Анализируя состояние здоровья детей, приходящих в первый класс школы, я обратила внимание на то, что из года в год уже в дошкольный период растёт количество детей с нарушениями здоровья. Следовательно, процесс обучения в школе ни в коем случае не должен влиять на ресурсы здоровья ребёнка, а должен быть направлен на сохранение его и помощь тем детям, которые уже имеют те или иные нарушения в состоянии здоровья. Поэтому я стараюсь весь образовательный процесс направить на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни.
Моя главная задача – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье. Я стремлюсь к тому, чтобы школа стала центром здоровья ребёнка, семьи и общества. Своим собственным примером стараюсь убеждать моих коллег в том, что каждый из них должен заботиться о здоровье детей, доверенных нам на воспитание. Все мои усилия направлены на формирование нового человека - человека здорового!
В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Проводимая мною работа по формированию здорового образа жизни, даёт хорошие результаты: занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь " - Гиппократ.
Тема: «Путь к доброму здоровью».
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи: формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни; учить использовать изученный материал в жизни; развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
формирование у учащихся активной жизненной позиции по данной проблеме, желание приобретать новые знания.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные УУД: учить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни.
Коммуникативные УУД:
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе.
Планируемые результаты: умение сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред; применять полученные знания в повседневной жизни.
Оборудование: таблицы, сигнальные карточки, продукты для исследования, плакаты.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (ответы детей)
Наверное, потому, что здоровье для человека - это самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! А как известно его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, мы не сможем полностью реализоваться в современном мире.
Поэтому девизом сегодняшнего мероприятия возьмем народную поговорку «Здоров будешь - все добудешь».
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
II. Актуализация знаний.
1. Беседа «Факторы здоровья».
- Ребята, от чего зависит здоровье человека? (ответы детей)
- Итак, ребята, настала пора нам всем вместе отправиться в прекрасную страну под названием “Здоровье”. У входа в эту страну растет «Дерево предположений». Оно с ветвями – гигиена, питание, движение, привычки, образ жизни – это главные факторы здоровья. Наше дерево без листьев. Листьями будут наши предположения, какого человека можно назвать здоровым.
2. Работа в группах.
(Учащиеся на «листьях» пишут свои предположения. Затем по очереди выходят к доске и прикрепляют « листья» с комментированием).
III. Работа над раскрытием темы классного часа.
Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Сейчас мы поговорим о главных факторах здоровья. Первый фактор – гигиена.
Работа в группах. Работа с пословицами о гигиене.
Каждой группе раздаются разрезанные карточки с пословицами о гигиене, задача - собрать их из 2-х половинок и объяснить значение.( Приложение 1)
- Ребята, в пословицах содержится очень много советов, как сохранить своё здоровье. Постарайтесь прислушаться к добрым советам и делать так, как советуют вам пословицы и поговорки!
Исследование продуктов питания. Работа в группах.
- Мудрые философы говорят: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей». - Как вы это понимаете? (ответы детей)
Вывод: человеку необходимо регулярно питаться.
- «Прежде чем сесть за стол, я подумаю, что съесть» - почему так говорят? (ответы детей)
(Учащиеся в группах исследуют один продукт на наличие полезных и вредных веществ).
Ответы детей:
1 группа: Мы исследовали пакет молока. В нём нет пищевых добавок, срок годности не истёк. Это полезный продукт.
2 группа: Крабовое мясо. В нём мы обнаружили вредные красители Е120, Е160с, ароматизаторы Е621, Е631. Они вредны для кожи и вызывают расстройство кишечника. Это опасный продукт.
3 группа: Сухарики «Кириешки». Обнаружены усилители вкуса Е627, Е631. Вызывают расстройство кишечника. Опасный продукт, хотя многие ребята часто употребляют их в пищу. Стоит задуматься.
4 группа: Газированный напиток «Тархун». Это наиболее опасный из всех продукт. В нём есть опасный антиокислитель Е330, подсластители Е954 – опасный, Е952 – запрещённый, краситель Е102 – опасный. Такой продукт нельзя в пищу употреблять!
Вывод: не все продукты полезны для здоровья.
Мини - лекция «Вредная пятерка»
- Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных для человека продуктов.
1. Сладкие газированные напитки: «Кока-кола», «Спрайт» и другие.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре.
3. Сладкие шоколадные батончики.
4. Сосиски, сардельки, колбаса.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Если есть много такой пищи, организм постепенно привыкает к яду и уже не посылает тревожных сигналов в виде высыпаний на коже, тошноты или головокружений. Постепенно ядовитые вещества накапливаются, и вспыхивает болезнь.
Игра «Полезная десятка»
- Врачи-диетологи определили не только самые вредные продукты, но и самые полезные. Эти продукты всем нам известны. Что же это за продукты? Предлагаю вам игру. Отгадывание загадок. (Приложение 2)
- Вот вы и угадали всю «полезную десятку». Вот она перед вами. Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что нужно питаться только ими. В употреблении любого продукта нужно знать меру, учитывать свой возраст. Нужно также обращать внимание на качество продукта, степень его свежести. Ведь даже самым полезным продуктом можно отравиться.
5. Мини – лекция «Дефицит движений»
- Организму важно не только поступление энергии с пищей. Но и ее расход. А это значит – необходима физическая нагрузка. Но исследования утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Современный человек двигается немало.
- Как вы думаете, почему такое происходит? (ответы детей)
Современная жизнь школьника – занятия в школе, приготовление уроков, чтение, компьютер, телевизор – предполагает малоподвижный образ жизни. Около 19 часов в сутки школьник находится в полной или относительной неподвижности. Как же ликвидировать дефицит движений?
Меры предупреждения развития этих проблем. Работа в группах.
Задание: за 4-5 минуты предложить способы, пути увеличения двигательной активности школьников. Результат зафиксировать на листе бумаги. Представить результат остальным группам.
Ответы детей: зарядка, занятие в спортивных секциях, бег, активные выходные с семьей, отказ от транспорта, отказ от лифта, прогулки на свежем воздухе, активные игры, езда на велосипеде, лыжи, занятие танцами, чередование умственной и физической деятельности, катание на роликах, плавание.
Коллективная работа над пословицей.
- Как вы понимаете пословицу: «Бедность - от лени, а болезнь - от невоздержанности»? (Ответы детей)
– Какие вредные привычки вредят здоровью?
Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.
Чтобы сохранить здоровье никогда не начинайте курить, не пробуйте спиртное, не употребляйте наркотики!
Творческая работа. Работа в группах.
Составьте антирекламу курению в стихах. Вот подсказки для рифмы:
группа 1: зря - нельзя - бросай - меняй,
группа 2: вред - совет - табак - враг,
группа 3: курить - вредить - береги - беги,
группа 4: сигареты - конфеты - будешь - позабудешь.
Ответы детей:
Группа 1. Дяди, тети курят зря. Им курить совсем нельзя! Вы курить скорей бросайте И привычки поменяйте. | Группа 2. Куренье - это вред! Мы даем совет: Не курите вы табак – Это самый страшный враг! |
Группа 3. Если будешь ты курить, Будешь ты себе вредить. Ты здоровье сбереги. От сигареты прочь беги. | Группа 4. Не кури ты сигареты, А иди купи конфеты. Ты тогда здоровым будешь, О болезнях позабудешь. |
IV. Рефлексия.
- Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым! Задумайтесь о своём отношении к своему здоровью.
- Какой же мы путь должны выбрать, чтобы наше здоровье было крепкое и доброе?
Красный – Я буду стараться вести здоровый образ жизни.
Зелёный – Я не уверен в своём выборе.
Голубой – Я также равнодушен к своему здоровью.
- Мы с вами сегодня хорошо поработали. Надеюсь, что здоровый образ жизни войдёт у вас в привычку. А начинать надо каждый день с улыбки, тогда он будет, как праздник. Будьте все здоровы!
Список использованной литературы:
Галеева С.Г., Кашуркина С.С., Харисов Ф.Ф. – Образование и здоровье. Дидактические материалы и методические рекомендации для проведения уроков здоровья в школе. – Казань, РИЦ «Школа», 2013
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2013
http://festival.1september.ru/articles/212921/
http://festival.1september.ru/articles/501539/
http://festival.1september.ru/articles/512140/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ЧИСТОТА - ЛУЧШАЯ КРАСОТА
ЧИСТО ЖИТЬ -ЗДОРОВЫМ БЫТЬ
КТО АККУРАТЕН -ТОТ ПРИЯТЕН
НЕ ДУМАЙ БЫТЬ НАРЯДНЫМ, А ДУМАЙ БЫТЬ ОПРЯТНЫМ
Приложение 2
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки. (яблоко) | Он лука брат, он тоже злой, И он полезный нам сырой. В его дольках ценный сок... Как зовут его…(чеснок) |
Очень горький - но полезный! Защищает от болезней! И микробам он не друг - Потому что это - ... (лук) | На гряде она царица И никто с ней не сравнится, Кобальт, йод и каротины, Очень много витаминов. Не нужна сноровка Чтобы съесть …(морковку) |
Круглый, зрелый, загорелый, Попадался на зубок, Расколоться всё не мог, А попал под молоток, Хрустнул раз - и треснул бок. (орех) | В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит.(рыба) |
От него — здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (молоко) | Загадаю вам загадку. Вкусный он и очень сладкий Быть здоровым помогает Его пчелы собирают…(мёд) |
С виду жёлтый он и гладкий. Привезён из южных стран Для детишек сладкий, сладкий, Вкусный, лакомый...(банан) | На морозе мы гуляли – И замёрзли, и устали. Чтоб согреться, наливай Ароматный крепкий... !(зелёный чай) |