Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ»
Внеклассное мероприятие
«Путешествие по экологическому острову »
Учитель начальных классов
Елисеева И.Э.
Ведущий:
«Лечит болезни врач, но излечивает природа»
Гиппократ (род. около 460 года до н. э) – древнегреческий врач
Как вы понимаете его слова?
Сегодня мы поговорим об экологии. Что это за наука?
Начнём наше мероприятие рассказом о муравьях.
ученик: Мирмекология - это наука, изучающая жизнь Муравьёв. Среди них есть карлики и великаны. Самые крупные - бразильские муравьи, их длина 40 мм., а муравьи-лилипуты достигают всего лишь 2-3 мм. в длину. В одной и той же муравьиной семье живут разные особи. Бескрылая матка, или «царица», - родоначальница всей семьи - живёт в безопасном месте. Мелкие муравьи - «няньки» - ухаживают за царицей. Самое многочисленное население - рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи - «солдаты» или «воины». Их обязанность - защищать гнёзда от врагов.
ученик: Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах. Бывают муравьи - цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около муравейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прорастают. Есть хищные виды Муравьёв, например, амазонки.
ученик: Бывают случаи нападения одного вида Муравьёв на колонии другого. Напав на них, они уводят с собой «в рабство» часть населения.
Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие - челюсти. Есть и ядовитые муравьи, которые жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота, она обжигает кожу.
Найден муравейник - гигант в Мурманской области, за полярным кругом. Высота его 132 см.
Ведущий: К нам в гости пришли муравьи и принесли карту
« Путешествие по экологическому острову ». ( выбрать 3 команды )
I. Экологическая станция.
Как называется воздушная оболочка земли? ( атмосфера )
Назовите источники загрязнения атмосферы. ( топливо, транспорт, предприятия, теплостанции, вулканы ).
Из каких веществ состоит воздух? ( кислород, азот, углекислый газ)
Какие вещества являются загрязнителями воздуха? (сажа, выхлопные газы)
Какие микроорганизмы могут находиться в воздухе? {бактерии, вирусы, микробы )
Какие болезни могут переносить микроорганизмы? (грипп, ангина )
Что такое почва? (верхний слой земли )
Сколько материков? ( 6)
Чего больше на планете - суши или воды? ( воды )
II. Познавательные вопросы.
Какая птица выводит птенцов зимой? ( клёст )
Кто из членистоногих слышит ногами? ( кузнечик )
Какая из бабочек самая маленькая? (моль )
Назовите самый ядовитый гриб. (бледная поганка)
Какое дерево является долгожителем? ( дуб)
Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь )
Что надо делать, чтобы предупредить образование оврагов? (посадить деревья, кусты )
Сколько ног у паука? (8 )
Что ест зимой жаба? ( ничего, она зимой спит )
III. Болото. ( сценка )
Ведущий: Изменения в природе
Происходят гот от года
С виду всё нормально, вроде,
Даже если непогода.
Только присмотритесь лучше:
Гибнут травы, гибнет лес!
А назвать как это можно?
Идёт « технический прогресс »!
Вас приветствует агитбригада:
Болото!
Бойтесь
Очень
Люди
Остаться
Только
Одни!
Проводится перекличка:
Водяной: Итак, начинаем наш Большой болотный совет. У кого какие предложения?
Лягушка-путешественница: Облетела много стран,
Видела я стыд и срам.
Все болота осушают
Без разбора тут и там.
Если дальше так пойдёт,
Все живое перемрёт.
я лягушка-обывательница: Раньше были мошки,
А теперь ни крошки!
я лягушка-обывательница: Раньше были комарики,
А теперь снятся кошмарики!
Водяной: Будут жалобы ещё?
Леший: Правда, правда, то Яга,
Старая мудрит карга.
Получает из болот
Свой нетрудовой доход.
Запасёт лягушек гору
И сдаёт в заготконтору!
Баба-Яга: Слушай, Леший, ты дурак
По субботам или как?
Я - фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отсюда
Улететь в любой момент.
За болезни, за пургу
Все бронят меня, Ягу!
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
Иван-царевич: Я бродил по белу свету
И любовь свою искал.
Я её, лягушку эту,
В сновиденьях видеть стал.
Все болота обошёл,
А Лягушки не нашёл.
Говорят, для медицины
Лучше не найдёшь вакцины.
Правда это или нет?
Дайте мне ответ скорей!
Водяной: Без всяких унижений
Жду ваших предложений.
Все: Чтобы нам болото от гибели спасти
Надо его книгу Красную внести!
Леший: Ну-ка, брось, народ,
Хандру и лень!
В дорогу собирайтесь каждый день!
Лягушка-путешественница: Заболел ты, не беда:
Съешь лягушку из пруда.
Нет надёжней медицины,
Чем болотная среда.
я лягушка-обывательница: Знают все,
В болоте малом,
Ручеёк берёт начало.
А потом из ручейка,
Начинается река.
я лягушка-обывательница: И ещё такой разрез
Представляет интерес:
Изменяет ли болото
Климатический процесс?
Здесь всего один ответ:
Без болота жизни нет!
Бойтесь, люди, остаться, одни!
(Команды выбирают букву, и по букве называют водоёмы).
IV. Вопросы-загадки.
1. Гриб я не белый, немного попроще. Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик).
Я не привыкла нравиться, кто съест меня - отравится. ( поганка )
И под старою сосною, где склонился пень-старик, окружён своей семьёю первый найден... ( боровик)
Мальчик-с-пальчик в шапке красной (сыроежка )
Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята )
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотые... (лисички).
V. Вопрос - ответ.
Назовите 4 цветных моря. ( Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое )
Что встречается в человеческом теле 32 раза? (зубы )
Чего больше на свете: кустарников или растений? (растений )
Дерево - символ России. ( берёза)
Перед какой погодой птицы перестают петь? ( перед дождём )
Какой орган человека называют командным пунктом? (мозг).
VI. Итог внеклассного занятия.
1 ученик: Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным пологом,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю!
2 ученик: Берегите чудо песен,
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Небо в звёздах, океан и сушу,
И в бессмертье верящую душу –
Всех судеб связующие нити!
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы.
Берегите Землю!
3 ученик: Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения земли и неба,
Сладость жизни и
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.