Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Волшебная сказка» корпус №4
Методическая разработка экскурсии
Тема:
«Путешествие по родному городу» для детей старшего дошкольного возраста
Работу выполнили:
воспитатели МАДОУ
«Детский сад «Волшебная сказка»
корпус №4
Маркова Е.В., Маслова Е.В.,
Попова Г.А., Зубова Т.В.,
г. Краснокамск 2021г.
Методическая разработка экскурсии «Путешествие по родному городу»
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
Цель: приобщение дошкольников к историческому и культурному наследию малой Родины.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления о родном крае, городе, достопримечательностях и известных людях города;
Знакомить с растительным миром родного края:
Познакомить с прикамскими художниками и их работами:
Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой, в частности печатная графика (линогравюра).
Развивающие:
Развивать интерес к изучению родного края, к истории Урала, художественному наследию:
Развитие творческих способностей, внимания, памяти, эстетического вкуса:
Обогащение словаря: линогравюра, печатная графика, паспарту
Воспитательные:
Воспитывать любовь к большой и малой родине, чувство патриотизма и гордости за родной город;
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и работать сообща.
Материал:
Карта Пермского края, карта безопасного маршрута экскурсии, ноутбук, экран, проектор, доска.
Картинная галерея им. И.И. Морозова:
Зал №1. Экспозиция из трех работ - 1. Юрий Афанасьев «Чусовая. Камни», 2. Любовь Малышева «Уральские хребты. Вид на Басеги», 3. Иван Сосунов «Травы скошены». Набор разных камней – уральских самоцветов. Телевизор для просмотра презентации «Растительность Урала»
Зал №5 Бумага, паспарту, краска, валик, скалка, шаблоны для создания линогравюры
Предварительная работа:
Экскурсии с родителями по улицам города, в городской парк, на стадион, оформление фотовыставки «Мой любимый город», рассматривание альбомов, фотографий о родном городе, чтение и разучивание стихов о родном городе.
План образовательной деятельности:
- Приветствие, сообщение темы занятия.
- Беседа и просмотр презентации «Достопримечательности нашего города»;
- Знакомство с картой безопасного маршрута экскурсии, правила безопасного поведения на улице;
- Экскурсия в картинную галерею.
- Знакомство с новым материалом с использованием презентации – знакомство с растительным миром Урала. Знакомство с основными видами изобразительного искусства.
- Практическая часть - практическое изготовление линогравюры с оформлением в паспарту. Подарок для родных.
- Экскурсия «В гости к известному человеку города»
- Знакомство с Храмушкиной Т.В., историей возникновения «Чудо дворика», знакомство с растительным миром двора.
- Подведение итогов.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Воспитатель вносит в группу карту Пермского края, дети заинтересовываются
картой, рассматривают.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о Родине, родном городе)
.Воспитатель:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Воспитатель:
Ребята, как называется наш край, в котором мы живем? (Пермский край)
Как называется город, в котором мы живем? (Краснокамск)
Посмотрите, какой большой наш Пермский край, в нем очень много городов и
деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе. Хотите отправиться на
экскурсию по родному городу?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться на экскурсию
(варианты ответов детей).
Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта – воздушный, мы увидим наш город с высоты птичьего полёта. Какой транспорт вы предлагаете? Самолёт – слишком быстро, не успеем рассмотреть, воздушный шар – романтично, но не безопасно. Предлагаю отправиться на пассажирском вертолёте.
Слайд №1 видеоролик полёта вертолёта.
Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)
На карте Пермского края один из детей отмечает флажком город Краснокамск.
Итак, отправляемся.
Слайд №2 панорама города – вид сверху
Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он
красивый!
Я люблю родной свой город.
Он всегда красив и молод.
Не найти таких прекрасных
Улиц, парков, площадей.
И живет здесь очень много
замечательных людей.
Слайд-шоу «Достопримечательности города Краснокамска».
Дети по очереди комментируют слайды из личного опыта:
- Как называется?
- Чем знаменито это место?
- Что интересного можете рассказать о нём?
- Чем оно вам нравится?
- С кем связано это место?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы многое знаете о своём городе. Вам понравилась экскурсия на вертолёте? Ответы детей. Возвращаемся в детский сад (Слайд – видеоролик полёт вертолёта)
Так что же такое достопримечательность? Ответы детей, воспитатель резюмирует все ответы детей.
Воспитатель: Дети! Я предлагаю вернуться в детский сад и отправиться в пешую экскурсию в картинную галерею. Там вас познакомят с творчеством прикамских художников и будет ещё много интересного. Вы согласны? Но нам необходимо познакомиться с безопасным маршрутом следования и повторить правила поведения на дороге и улице. Дети изучают карту с помощью воспитателя, повторяют правила, при необходимости воспитатель напоминает. Отправляемся в путь!
Картинная галерея им. И.И. Морозова
Подготовлено Н. К. Мальцевой научным сотрудником музея
Аудитория:
старший дошкольный возраст
Продолжительность: 30 минут
Ход занятия:
Приветствие.
Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно, Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть и леса (каким цветом они обозначены на карте?), и моря(а они какого цвета?), и реки (найдите их на карте).
А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей).
В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка-легенда о великане.
- Хотите послушать?
Великан был огромного роста, а на талии он носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан шел по земле запнулся и упал, а пояс уронил, и пояс лег через всю землю:
С севера на юг.
А все камни остались в карманах, т.е. в горах. И каких только камней там не было: красивые, цветные и с рисунком, и без него. Людям было интересно узнать и посмотреть и они стали доставать камни. Ещё их называют – уральские самоцветы мы с вами сейчас посмотрим на эти камушки.
Вы хотите посмотреть?
(Рассматривание камней)
Камень ребята, может лечить, оберегать, защищать людей, помогать. Поэтому люди делали разные украшения из камней, украшали себя, одежду.
Камни бывают разные: твердые и мягкие, цветные, прозрачные, большие и маленькие.
Каждый камень имеет своё название, а ещё он интересен, только нужно уметь увидеть его красоту, как это делают уральские мастера.
Урал богат не только уральскими самоцветами, камнями, мастерами, но на Урале красивая природа.
Давайте мы с вами посмотрим на эти картины и познакомимся с художниками, создававшими их.
Рассматривание трех работ: 1. Юрий Афанасьев «Чусовая. Камни», 2. Любовь Малышева «Уральские хребты. Вид на Басеги»,
3. Иван Сосунов «Травы скошены».
В ходе рассказа знакомство с уральскими художниками и краткая беседа по содержанию картин. На всех работах обратить внимание на растительность Урала. Как художник нам её показывает, какой цвет краски использует, чтобы нам была понятна достоверность, увиденного им. (Зелёное море тайги).
Переход к просмотру презентации «Растительность Урала». Что растет на Урале и какую пользу приносит эта растительность людям.
Переходим в зал №5 для проведения мастер класса.
Детям предлагается превратиться в художников. Переход к творческому заданию. Показ и объяснение детям как создается линогравюра. Дети приступают к творческому заданию. Во время работы ведущий задает вопросы на закрепление материала. По завершению ребята показывают свои работы. Воспитателям рекомендуется оформить выставку детских работ, а затем подарить близким.
Ведущий: Дорогие ребята! Вы большие молодцы, потому что посетили сегодня одну из достопримечательностей нашего города – картинную галерею. Приходите к нам ещё, у нас очень многое можно узнать, увидеть и быть достойным жителем своего города, может быть когда-то и вы прославите свою малую Родину. Ждём вас всегда!
Экскурсия «В гости к известному человеку»
Воспитатель: Дорогие ребята! Наше путешествие продолжается. Вы готовы? Я предлагаю посетить «Чудо-дворик», там мы познакомимся с интересным и известным человеком. Вы сможете там поиграть, узнать историю двора, познакомиться с растительным миром двора. Где же наша карта безопасного маршрута, ещё раз её посмотрим. В путь!
Воспитатель: игра «Кто больше назовёт?»
А пока мы не дошли
Вокруг себя ты посмотри!
Предлагаю вам одну интересную игру.
Друг за другом мы идём
И в слова играть начнём.
К кому очередь дойдёт,
Быстро нам ответ даёт:
- Как называется это дерево, кустарник. Растение?
- Назови его отличительные особенности.
- Чем оно полезно для нас с вами?
Дети отвечают по очереди, воспитатель при необходимости даёт более глубокий ответ.
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли! Давайте знакомиться!
Татьяна Васильевна, здравствуйте!
Вы, наверное , удивлены, почему именно к Вам мы попросились в гости на экскурсию. Точнее, во двор Вашего дома?
Ответ: да!
А потому, что нам стало интересно, кто из работников детских садов больше всех потрудился в деле благоустройства как детского сада, так и города Краснокамска.
И нам очень многие указали на Вас.
О том, что детский садик, в котором Вы работали заведующей много лет, был самым красивым в городе, мы убедились по фотографиям, сделанным тогда. Хоть мы все живём в Краснокамске, но мало кто из детей был в вашем дворе. Увидев ваш «Чудо-дворик» на фотографии, детям очень захотелось посетить это место и задать Вам несколько вопросов.
А сейчас мы Вас попросим показать нам, что именно было сделано Вашими руками и Вашими стараниями в этом удивительном по красоте дворе. Мы знаем, что Вы принимали участие в конкурсе проектов «Удивительный ландшафт города» и заняли первое место. Победителю город оказал неоценимую помощь в создании этой красоты.
- Чья идея создания именно такого двора, с его интересными постройками, чудесными цветниками и растениями?
- Почему именно в Вашем дворе такие красивые детские постройки?
- Кто разбил такой замечательный цветник, кто за ним ухаживает?
- Есть ли у Вас помощники?
- Расскажите нам о лекарственных и декоративных растениях, которые растут в вашем дворе .
- Почему «Альпийская горка» так называется?
- То, что Вы любите цветы - это видно, а животных Вы любите?
- Какие у вас животные есть?
- Расскажите, как они у Вас появились.
- Татьяна Васильевна, А почему Вы этим занимаетесь?
- Вас кто-то заставлял это делать?
Нам кажется, что если бы было побольше таких людей, как Вы, вся земля напоминала цветущий сад.
Воспитатель: Ребята, а хотелось бы вам иметь такой двор? Что для этого нужно? Ответы детей. Уважаемая Татьяна Васильевна! Мы хотим поблагодарить Вас за «горящее сердце», «гибкий ум» и «золотые руки» и хотелось бы , чтобы в городе было как можно больше таких активных жителей, тогда и город будет процветать!»
Хотим вручить Вам этот букет, который мы с ребятами вырастили сами. А ещё одну из картин, которую дети сделали сами в картинной галерее – это пейзаж «Уральская природа».
Спасибо Вам огромное!
Татьяна Васильевна благодарит детей за всё и дарит в подарок рассаду, семена и книгу о лекарственных и декоративных растений нашего региона.
Воспитатель: Ребята, а теперь вы можете ещё раз посмотреть те растения, которые здесь растут и просто поиграть во дворе.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад!
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, а вы заметили как много зелени в нашем городе? Как вы думаете, для чего? (Деревья очищают воздух, дают нам кислород, спасают нас от жары, для красоты.) А вы бы хотели, чтобы наш город стал ещё краше? Что бы вы сами для этого сделали? (посадили новые деревья, посадили бы цветы, убрали улицы, убрали бы мусор, ветки). Да, нужно любить и беречь родную природу и тогда наш город станет ещё красивее.
Воспитатель: - Наше путешествие подошло к концу. Мы вернулись в детский сад. Вам понравилось сегодняшнее путешествие по городу? Что больше вам запомнилось? Что расскажете своим родным, друзьям? Ответы детей.
Почему путешествие получилось интересным? (посетили картинную галерею, познакомились с интересным человеком, все интересно рассказывали, дружно играли, отвечали на вопросы).
Во время нашего путешествия вы узнали что-то новое для себя? (Да). А давайте вспомним ещё раз те прекрасные места и достопримечательности нашего города.
Электронная дидактическая игра «Третий лишний».
Где бы вы ещё хотели побывать? (в музее, в парке, на стадионе). Хорошо, мы вместе подумаем, как это можно будет осуществить.
Через 2 -3 дня для закрепления материала детям предлагается:
Нарисовать, слепить, построить по желанию самые значимые для них моменты и оформить выставку.